А.П. Платонов «Возвращение». Ключевые образы рассказа 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Урок литературы в 8 классе по теме «А.П.Платонов «Возвращение». Ключевые
образы рассказа»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2017
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П.
Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к
каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа
художественного текста, монологической речи.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- «Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов», - так начинается
роман А.Платонова «Чевенгур». На такой «опушке» - в посёлке Ямская слобода под
Воронежем родился сам писатель. Вы уже знакомы с творчеством А.Платонова.
Вспомните, какие произведения писателя вы читали.
Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Юшка», сказку-быль
«Неизвестный цветок».
- Жизнь А.Платонова была трудной и необычной. Он родился на рубеже веков и
за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и
гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался
старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе,
потом разнорабочим на заводе. Будучи подростком, он сменил немало занятий: был
батраком, подручным на складе, литейщиком, мастеровым. В годы гражданской
войны служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста, после войны
участвовал в строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали
душу и характер А. Платонова с его болезненным неравнодушным к нужде и
человеческому страданию. Имея за плечами только 4 класса церковно-приходской
школы и ещё 4 класса городского училища, А.Платонов быстро стал одной из самых
ярких фигур послереволюционного Воронежа. Он увлекался техникой и философией,
вступал в споры на митингах, диспутах, литературных вечерах, печатал в местных
газетах и журналах множество статей на различные темы, писал стихи и научно-
фантастическую прозу.
Когда началась Великая Отечественная война, Платонов добивается отправки
на фронт. С октября 1942 года он военный корреспондент в действующей армии. За
годы войны Платонов выпустил 6 книг прозы, в которых нет батальных картин и всё
внимание писателя сосредоточено на нравствен-ных решениях людей и философской
сущности событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, какой человек
выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован
замечательный рассказ «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель
не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация
наполнилась у него особым, сокровенным смыслом. Над рассказом «Возвращение» мы
и поразмышляем сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Вы прочитали рассказ. Каково ваше впечатление от прочитанного?
- Какова тема рассказа?
Разрушение семьи как одно из последствий войны.
- Определите идею произведения А.Платонова.
В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться
человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть
выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым
необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради
детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова,
именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни,
только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.
- Каков смысл заглавия?
Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему,
доброму и человечному.
- Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно?
Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение»
делает акцент на нравственной стороне произведения.
- Кто герой рассказа? Что мы узнаём о нём?
Герой рассказа гвардии капитан Алексей Андреевич Иванов, храбрый,
отважно воевавший человек (2 ордена и три медали).
- Как вы думаете, почему автор выбрал именно фамилию Иванов?
Это одна из самых распространённых фамилий в России. Наверное, автор
хотел этим сказать, что такая беда постигла не только одну конкретную семью,
то, что такую ситуацию переживало большинство людей.
- Почему Иванов разговорился с Машей?
Поезд, который должен увезти домой Иванова, «находился неизвестно где в
сером пространстве. Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека,
было сердце другого человека… Маша была миловидна, проста душою, добра…»
- Другой причиной сближения было то, что «Иванов и Маша чувствовали себя
сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к
армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не
могли перестроиться на лад мирной жизни.
Автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши, приводит несколько
причин, «оправдывающих» героев.
Почему Иванов остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет?
Подтвердите словами из текста.
Маша «боялась сразу остаться одна в городе, где она родилась и жила, но
который стал теперь для неё почти чужбиной». Иванов «сам не знал, почему так
делал, - может быть, потому, что хотел погулять ещё немного на воле». Герои,
привыкшие к войне, чувствовавшие себя «осиротев-шими без армии», потянулись друг
к другу.
- Считаете ли вы виноватым кого-то из героев?
Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одним днём, эта
привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного
положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нём». Собственно,
для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не
виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала
детей, ждала мужа, голодала.)
- И вот на 6-ой день Алексей Иванов наконец приезжает в родной город. На
вокзале его встречает сын Петруша. Опишите портрет мальчика.
«Петрушке шёл уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребёнка в
серьёзном подростке, который казался старше своего возраста… Пётр был
малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него
было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие
глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели
один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нём были
поношенные, но ещё годные, штаны и курка старые, переделанные из отцовской
гражданской одежды, но без прорех где нужно, там заштопано, где потребно, там
положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного
мужичка».
- Прочитаем по ролям первый разговор сына с отцом (с.170: Петруша, Иванов,
автор)
- Как это разговор характеризует Петрушу?
- И вот Иванов дома. Как встретился он с женой Любовью Васильевной?
«Иванов приблизился к жене, обнял ее и так стоял с нею, не разлучаясь,
чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека».
- Долгожданная встреча с семьёй, казалось бы, должна нести с собой только
радость. Ощущает ли её герой рассказа? Подтвердите своё мнение текстом.
Он чувствует радость, но ещё не может ощущать её всем сердцем: «вероятно,
он слишком отвык от домашней жизни».
- А в родном доме эти 4 года без отца шла своя жизнь как и у него на фронте.
Что приходилось делать семье солдата? Какие изменения произошли в жизни Любови
Васильевны, Петра, Насти?
Мать работала на кирпичном заводе, растила детей, «научилась сама обувь
чинить чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла
электрические печки соседям»; Пётр научился вести хозяйство, думать не о себе, а о
родных, заботиться о пище и тепле и словно разучился радоваться жизни.
Пятилетняя Настя тоже думает не о себе: чистит картошку, съедает только
маленький кусок пирога.
- Как понял свой долг Иванов-отец?
«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, т.е. поступать на работу,
чтобы зарабаты-вать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей».
- Иванов не может понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер».
Как это объяснить?
Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья.
- Не может примириться герой и с тем, что в его отсутствие близким помогал
другой человек, ревнует жену. Но можно ли осуждать Семёна Евсеича, семью
которого убили немцы, за то, что он, осиротевший человек, прилепился сердцем к
бедствующей семье? Можно ли осуждать Любовь Васильевну за то, что она приняла
помощь другого мужчины?
Платонов показывает солдата-победителя с сочувствием, но видит и его
эгоизм, боязнь потерять своё превосходство перед домочадцами. Описывая ночной
разговор героя с женой, писатель с большим искусством передаёт чувства мужчины, у
которого, с одной стороны, задето мужское самолюбие, разбужена ревность, а с
другой стороны, он смутно ощущает виноватым и себя ведь он не сразу приехал
домой, и это чувство вины раздражает его, заставляет злиться на других и искать
виноватых. Что говорит герой и как отвечает ему жена? Обратимся к тексту и
прочитаем этот разговор по ролям (с.179)
- Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?
Герой говорит пошлые, пустые фразы, которые разбиваются об искренность
жены.
- Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень
широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую
трагедию, ибо за семьей Ивановых стоит война, сотворившая столько горя миллионам
семей России. За драмой Алексея и Любы приоткры-ваются и трудности возвращения
к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она
представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить
последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и
оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов
оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору
себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не
трогают ее светлые слезы. Ему страшно, хотя он в этом и не признается, взять на себя
главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Слепое мужское самолюбие
мешает Иванову разглядеть истинное положение дел, и слова сына («У нас дело есть,
жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие») он воспринимает как оскорбление. Он
уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию.
Какой эпизод является кульминацией рассказа?
Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за
поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл
глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам
почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и
томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно
пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал
вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал
другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно
коснулся ее обнажившимся сердцем».
- Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление
остывшей в годы войны души. Испытав нравственное потрясение, герой приходит к
нравственному очищению, прозрению.
Рассказ сразу после появления был жестоко осужден: автора обвинили в
клевете на действительность в искажении образа бойца, воина. Такая убийственная
официальная реакция лишила Платонова надежды на признание. Подобно другим
«опальным» авторам, в конце 40-х годов он писал для детских журналов и издательств
рассказы, переложения народных сказок, опубликовал пьесу «Пушкин в лицее».
С войны Платонов вернулся тяжелобольным, в конце 40-х гг. он уже редко
выходил из дома.
«Вторая жизнь» Андрея Платонова началась через семь лет после его
кончины. В 1964 году автор разгромной рецензии на рассказ «Возвращение» (она
называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова») критик В. Ермилов признал в
печати, что ошибся в оценке произведения. Однако по цензурным соображениям
многие главные произведения писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в
эпоху «перестройки» в связи с острым общественным интересом к политической
истории страны, к событиям 2030-х гг. вновь вспомнили Платонова.
4Д/З: с.190 192 читать, подготовить исполнение песен «Здесь птицы не
поют…», «Эх, дороги…», «Соловьи»
Использованная литература
1. Золотарёва И.В., Крысова Т.А.. Поурочные разработки по литературе 8
класс. М.: «Вако», 2006.
2. Русские писатели. Библиографический словарь. Ч1,2. М.:
«Просвещение»,1990.
3. Савина Л.Н.. Уроки литературы в 8 классе. Волгоград «Учитель», 2003.
4. Соловьева Ф.Е. «Поурочные разработки по литературе 8 класс». К учебникам-
хрестоматиям. М.:«Русское слово», 2016
5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: «Педагогика», 1987.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. М.: «Просвещение», 2010.