Конспект урока по литературе "Стилистические функции пейзажей в произведениях М. Шолохова" 11 класс

1
МБОУ СОШ№5
г. Вязьма, Смоленская область
Конспект урока по литературе
в 11 классе
МАСТЕРСКАЯ
«Стилистические функции пейзажей
в произведениях М. Шолохова»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Валюк Екатерина Николаевна
Г. Вязьма
2015
2
МАСТЕРСКАЯ
Стилистические функции пейзажей в произведениях М. Шолохова.
(Урок разработан по материалам статьи М.И.Привалова
«Стилистические функции пейзажей в произведениях Шолохова»)
1
Цели: 1) углубление навыков анализа текста;
2) знакомство с новаторством Шолохова-пейзажиста;
3)воспитание чувства любви к природе.
В современной педагогической науке самостоятельная работа
учащихся рассматривается как важное звено процесса обучения и
эффективное средство развития личности. Доля самостоятельной работы от
класса к классу значительно вырастает (до 70% в старших классах).
Самостоятельность в учебной деятельности, как пишет И.М.Чередов,
прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанием выбора
вариантов перерабатываемого. Познавательная самостоятельность
школьника выступает как условие его творческой деятельности,
осуществляемых им продуктивных мыслительных операций.
Самостоятельность учащихся является показателем активности личности.
Она проявляется в их умении увидеть новый вопрос, новую проблему,
решить её своими силами, в способности осмыслить разнообразие связей и
отношений, выделяя существенное.
Для самостоятельной работы на уроках используются формы парной,
групповой и индивидуальной работы. Для этого необходима такая
организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать уровень
обучаемости ребёнка (его восприимчивость к усвоению знаний и способов
учебной деятельности) и создавать оптимальные условия для эффективной
деятельности всех школьников. Самостоятельная работа организуется при
помощи индивидуальных и индивидуализированных форм обучения
2
.
1
Шолохов в современном мире. Сборник статей.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1977. –С.164-178.
2
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение,1988. С. 69-
71.
3
В данной разработке предлагаются следующие формы
самостоятельной работы: индивидуализированная форма и работа в группах;
и методы: эвристический и исследовательский (творческая работа, анализ
эпизодов, вывод по теме) с текстом произведения М.А.Шолохова с
использованием личностно-ориентированного и дифференцированного
подходов к обучению. Это позволяет более глубоко изучить материал,
уделить внимание особенностям языка художественного произведения,
увидеть традиции и новаторство писателя, выработать свою точку зрения,
приобрести обобщённые знания, умения и навыки анализа художественного
текста
Запись на доске.
Тип
пейзажа
Функции
Композиционные
особенности
Лексика, авторские
приёмы, средства
выразительности
1.Слово учителя.
Традиция пейзажной живописи в русской литературе идёт от древнейших
времён. Непревзойдённые образцы её содержатся в бессмертном «Слове о
полку Игореве»; в литературе 17-го века пейзажная живопись чаще и
эстетически значительнее представлена в поэзии классицизма. Где она
выполняла преимущественно функции аллегорий и различного рода
уподоблений, как, например, в произведении Г.Державина «Водопад».
Краткий период сентиментализма в русской литературе ознаменован новыми
достижениями: пейзаж становится тонким средством изображения
человеческих чувств, преимущественно печальной любви, меланхолии и
страданий.
Реалистическая литература 19-го столетия принесла лаконичный и предельно
точный пейзаж Пушкина, богатство красок лермонтовского пейзажа,
задушевную глубину пейзажа Тургенева, горестное слияние бед народных с
4
картинами природы у Некрасова, трагический пейзаж-лейтмотив
Достоевского, нерасторжимое объединение картин природы с думами и
чувствами героев у Льва Толстого.
М.А.Шолохов не просто «освоил и продолжил» эти традиции русской
классической (да и мировой) литературы: он выступил смелым новатором,
внёс и в пейзажную живопись своё, неповторимое, шолоховское
«Не меркнет ни от каких сравнений шолоховский сказ о степных просторах,
о курганах и буераках в казачьем краю, о крутых обрывах и вишнёвых садах
«по-над Доном», - как справедливо заметил Б.А.Ларин. Гений художника в
пейзаже может претворить индивидуальное в преходящее и бессмертное».
Основой, определяющей метод создания пейзажей у Шолохова, является
глубочайшее понимание писателем нерасторжимой связи казаков-
хлеборобов с окружающей их природой, для которых она судьба,
дарующая урожай и радости жизни или несущая горе, голод и бескормицу.
Органическая зависимость земледельческого труда от природы обусловила
появление огромного количества разных примет, которые и обобщали веками
накопленный опыт, и отражали народные предрассудки и поверия, однако
все эти приметы были, как правило, выражены в подлинно поэтических
формах. У Шолохова описания природы часто даются сквозь призму
народно-поэтических традиций и свидетельствуют ещё раз о глубочайшей
связи его стиля с фольклором.
О покоряющей красоте пейзажей Шолохова сказано много проникновенных
слов и писателями, и критиками, и историками литературы, и лингвистами.
Специфика языка и стиля пейзажей у Шолохова зависит от их значения в
произведениях. Идеологические, эстетические и стилистические функции
пейзажей чрезвычайно разнообразны.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем выделить несколько типов пейзажей
в произведениях Шолохова, определить их роль, функции. С произведениями
и отрывками из произведений Шолохова вы познакомились заранее.
5
2. Работа по группам. Характеристика пейзажей. Анализ текста по
критериям, данным в таблице. Самостоятельное определение типа
пейзажа. Самостоятельное заполнение своей части таблицы.
Группе №1 предложены отрывки из романа «Тихий Дон».
1.Пейзаж в начале «Тихого Дона»: «Мелеховский двор на самом краю
хутора. Воротца со скотиньего база едут на север к Дону. Крутой
восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот
берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма
нацелованной волнами гальки и дальше перекипающее под ветром
вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней,
Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами
бурый, живущей придорожник, часовенка на развилке; за ней задернутая
текучим маревом степь. С юга меловая хребтина горы. На запад улица,
пронизывающая площадь, бегущая к займищу...» (кн.1, ч.1,гл.1)
3
2.Аналогичный пейзаж в 10 главе 2-й части «Тихого Дона»: «Вёшенская
вся в засыпи жёлтопесков. Невесёлая, плешивая, без садов станица, На
площади старый, посеревший от времени забор, шесть улиц разложены
вдоль по течению Дона. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к
базкам, рукавом в заросли тополей уходит озеро, шириной с Дон в
мелководье. В конце озера кончается и станица. На маленькой площади,
заросшей иглисто-золотою колючкою, - вторая церковь, зелёные купола.
Зелёная крыша, - под цвет зеленям разросшихся по ту сторону озера
тополей» (кн.1,ч.2,гл.10).
3. И еще одна зарисовка: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь,
Ночь, Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой.
Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть»
(кн.2,ч.4,гл.1).
Характеристика пейзажей. Анализ текста.
3
Шолохов М. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.т.1,2,3,4. Тихий Дон. – М.: Правда, 1980.
6
Функции: характеризуют место действия («мелеховский двор, «на север к
Дону», «Вёшенская», «вдоль по течению Дона», «озеро», «полесье», «в
.окопах»); время действия: («октябрь», «ночь»); историческое время
(«тысяча девятьсот шестнадцатый год»).
Особенности композиции: начинают произведение, начинают новую
главу.
Лексика. Авторские приёмы и средства: пейзажи предельно лаконичны,
состоят почти сплошь из номинативных конструкций («Крутой
восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых ям»,
«Невесёлая, плешивая, без садов станица», «Октябрь», «Ночь», «Дождь и
ветер»), использование безглагольности в построении предложений
(«Мелеховский двор на самом краю хутора», «Вёшенская вся в засыпи
жёлтопесков», «С юга меловая хребтина горы»), лексико-семантическая и
синтаксическая сжатость пейзажей настраивает на восприятие чего-то
значительного в дальнейшем повествовании.
Вывод пейзаж характеризует обстановку, предшествующую началу
действия, место действия и время, даётся как вступительная часть в начале
произведения, в начале очередной главы. Такой тип пейзажа можно назвать
пейзажем-зкспозицией.
Таблица.
Тип
пейзажа.
Функции.
Композиционные
особенности.
Лексика.
Авторские приёмы
и средства
выразительности.
Пейзаж-
экспозиция
Характеризует
обстановку,
предшествующую
началу действия,
место и время
действия.
Начало
произведения,
начало главы.
Номинативные
конструкции,
безглагольность,
лексико-
семантическая
сжатость.
Второй группе предложены отрывки из «Донских рассказов».
7
1.Отрывок из рассказа «Коловерть».
По приказу Михаила Крамского расстреливают красногвардейцев – его
родного брата и отца. Злодеяние совершено, и следует описание природы:
«Ночь свалилась беззвёздная, волчья. За Доном померкла лиловая степь. На
бугре за буйными всходами пшеницы. В яру, промытом весенней водой, в
буреломе, в запахе пьяном листьев лежалых ночью щенилась волчица:
стонала. Как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью
пропитанный, и, облизывая первого мокрого шершавого волчонка, услышала
неподалёку из лощины, из зарослей хвороста два сиповатых винтовочных
выстрела и человеческий крик.
Прислушалась настороженно и в ответ стонущему крику завыла волчица
хрипло и надрывно».
4
1. Отрывок из рассказа «Родинка» На поле боя встретились отец атаман
банды и сын красногвардеец. Атаман выстрелил в нарастающую чёрную
бурку. Далее следует описание природы: «Лошадь, проскакав саженей
восемь, упала, а Николка бурку сбросил, стрелял, перебегал к атаману ближе,
ближе…
За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей,
и на степь на шлях, на лес, ветрами осенью отерханный. Упали плывущие
тени».
5
Характеристика пейзажей.
Функции: автор оценивает события, передаёт чувства лирического героя и
вливает эти чувства читателю («В ответ короткому стонущему крику завыла
волчица хрипло и надрывно», «кто-то взвыл по-звериному и осёкся, «солнце
закрылось тучей», «на степь упали плывущие тени»…). Композиционные
особенности: картины природы даны сразу после описания действия, даны
вместо описания чувств, использованы приёмы народно-поэтических
сказаний и песен.
4
Шолохов М. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.7. – М.: Правда, 1980. С.384
5
Там же. С. 237
8
Лексика, авторские приёмы и средства выразительности: использованы
прилагательные и наречия оценочного характера (ночь «беззвёздная»,
«волчья», степь «лиловая», запах «пьяный» крик «стонущий», волчица
завыла «хрипло и надрывно»); слова употребляются переносно-
метафорически ( ночь не наступила, а «свалилась»); эпитеты используются
как часть метафор («пьяный» запах, «сиповатый» выстрел); фразы ёмки по
смыслу и эмоциональности («За Доном померкла лиловая степь»), цветовой
колорит нагнетает тревогу и горе («лиловая степь», ночь «беззвёздная»,
«лес, ветрами и осенью отёрханный», значит, голый, серый, тёмный).
Предложения в тексте полные, с глагольным сказуемым, порядок слов
инверсирован. Это создаёт своеобразную ритмитизацию и мелодику всего
текста («Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику
завыла волчица хрипло и надрывно»). Используются приёмы, характерные
для народной поэзии повторение предлогов («на степь, на шлях, на лес»),
создаётся определённая ритмомелодика.
Вывод: пейзаж выражает авторскую оценку события, предаёт чувства,
когда жизненная ситуация такова, что невозможно без нарушения правды
искусства передать номинацией или даже косвенным описанием ужас
происходящего. Такой пейзаж можно назвать пейзажем-оценкой.
Таблица.
Тип
пейзажа
Функции
Композиционные
особенности
Лексика. Авторские приёмы
и средства выразительности
Пейзаж-
оценка.
Выражение
авторской
оценки
события,
передача
чувств героя и
внушение
этих чувств
читателю.
Картина природы
дана сразу после
описания
действия, дана
вместо описания
чувства;
использованы
приёмы народно-
поэтических
сказаний и песен.
Прилагательные и наречия
оценочного характера,
употребление слов в
переносно-метафорическом
значении.
Предложения полные с
глагольным сказуемым,
порядок слов инверсирован.
Фольклорные приёмы,
например, повторение
предлогов.
9
Тексты для группы №3. Роман «Тихий Дон».
1. Степан Астахов и другие казаки отбыли на летние сборы. Пантелей
Прокофьич, Григорий и Аксинья собираются на рыбалку, а в это время:
«К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча, Дон,
взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За
левадами палила небо сухая молния. Давил землю редкими раскатами гром.
Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали
вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем
грозно чернело небо, степь выжидающе молчала» (кн.1, ч.1, гл.4).
2. Луговой покос. Пейзаж перед ночной встречей Григория с Аксиньей: «Над
займищем по чёрному недоступному небу, избочившись, шёл молодой месяц.
Над огнём метелицей порошили бабочки» (кн.1, ч.1, гл.9).
3. Разрыв Григория с отцом, Наталья собирается уходить к своим:
«Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, - Натальин плач в
голос, Морозная крыла хутор ночь. С чёрного неба падала мглистая пороша,
на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лёд. Григорий выбежал
за ворота, задыхаясь. На другом краю хутора разноголосо брехали собаки,
прорешеченная жёлтыми огоньками дымилась тьма» (кн.1,ч.1,гл.10).
4. Этот символический пейзаж предваряет начало отступления казаков
Верхнего дона после поражения вёшенского восстания. Трудное время,
тревожное, полное недоверия с обеих сторон:
«Пугающие тишиной, короткие дни под исход казались, как в страдную
пору. Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло всё
Ободонье, будто мор опустошил станичные юрты. И стало так, словно
покрыла Ободонье туча густым, непросветно-чёрным крылом,
распростёрлась немо и страшно и вот-вот пригнёт к земле тополя вихрем,
полыхнёт сухим, трескучим раскатом грома и пойдёт крушить и корёжить
белый лес за Доном, осыпать с лиловых отрогов дикий камень, реветь
погибельными голосами грозы…
10
С утра в Татарском застилал землю туман. Гора гудела к морозу. К полудню
солнце вышелушивалась из хлипкой мглы, но от этого не становилось ярче.
А туман потерянно бродил по высотам Ободонских гор, валился в яры, в
отроги и гибнул там, оседая мокрой пылью на мшистых плитняках мела.
На оснеженных голызинах гребней… К заре заморозок ледком оковывал
мокрые ветви деревьев. Ветром сталкивало их, и они звенели. Как стальные
стремена. Будто конная невидимая рать шла левобережьем Дона, тёмным
лесом, в сизой тьме, позвякивая оружием и стременами» (кн.3, ч.6, гл.13).
5. «Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полёгшая за зиму трава. В
степи начинаются палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь,
жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям
татарника, скользи по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…
А там, где прошли палы, зловеще чернеет мёртвая, обуглившаяся земля. Не
гнездует на ней птица, стороною обходит её зверь, только ветер, крылатый и
быстрый. Пролетает над нею и далеко разносит сизую и едкую тёмную пыль.
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория».
Характеристика пейзажей.
Функции: создаёт сложный, противоречивый образ героя, эмоциональную
атмосферу вокруг него, раскрывает авторское отношение к герою.
Композиционные особенности: встречается на протяжении всего
произведения, сопровождая судьбу героя. Сначала такие пейзажи более
самостоятельны, как бы отстранены от героя, могут быть объективным
фоном действия, иногда его причиной, обстоятельством. В дальнейшем
даются в непосредственном восприятии главного героя, часто как его
воспоминания, они
окрашиваются субъективными чувствами героя и переходят в
символический пейзаж
Лексика. Авторские приёмы и средства выразительности: одна деталь
(чёрная туча как символ смерти) проходит через всё произведение;
11
используются устойчивые образы чёрного (тёмного) цвета как выражения
печали, траура («чёрное небо», « покрыла туча густым, непросветно-чёрным
крылом», «бурая туча», «по чёрному недоступному небу»). Пейзажи
динамичны, насыщены глагольной лексикой палила небо молния», «туча
шла с запада»). Смешаны книжный и народно поэтический стили речи
(«вешний», «погибельный», «рать», «палы» и др.) Используются образно-
выразительные средства русского литературного языка и фольклорная
символика («непросветно-чёрное крыло» - символ смерти и т.п.), образы-
сравнения («Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория»).
Вывод: такие пейзажи чаще всего сопутствует главному герою или близким
ему людям в переломные моменты жизни, в нём всегда присутствует деталь-
символ, которая имеет большое значение в создании образа главного героя.
Такой пейзаж можно назвать пейзажем – сквозной деталью.
Таблица.
Тип
пейзажа
Функции
Композиционны
е особенности.
Лексика. Авторские
приёмы и средства
выразительности.
Пейзаж-
сквозная
деталь.
Создаёт образ
героя,
эмоциональную
атмосферу
вокруг него,
раскрывает
авторское
отношение к
герою.
Встречается на
протяжении
всего
произведения.
Устойчивые образы.
Одна деталь-символ
проходит через всё
произведение.
Используется символика
цвета.
Лексика глагольная.
Смешаны книжный и
народно-поэтический стили
речи.
Используются образно-
выразительные средства
литературного языка и
фольклорная символика,
образы-сравнения.
Текст для группы №4 . Начало романа «Поднятая целина».
12
« В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые
сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригреет солнце) грустный, чуть
внятный запах вишнёвой коры поднимается с пресной сыростью талого
снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под снега, из-под
мёртвой листвы земли.
Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых
потёмок, до поры, пока не проснулись сквозь голызины ветвей крытый
прозеленью рог месяца, пока не кинут на снег жирующие зайцы опушенных
крапин следов…
А потом ветер принесёт в сады со степного гребня тончайшее дыхание
опалённой морозами полыньи, заглохнут дневные запахи и звуки, и по
чернобылу, по бурьянам, по выцветшей на стернях брице. По волнистым
буграм зяби неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь, - как следы,
оставляя за собой по степи выволочки сумеречных теней».
6
Характеристика пейзажа.
Функции: даётся слитое воедино представление о месте и о времени
действия («А потом ветер принесёт со степного гребня… дыхание полыни»),
поддерживается введение областных наименований («чернобыл», «брица»,
«стерня»), но все они сливаются в широком обобщении.
Композиционные особенности: вступление, как увертюра в опере,
содержит голоса основных персонажей, противоборствующих в
произведении.
Лексика, авторские приёмы и средства выразительности: все предметы
и признаки названы предельно точно, но отсутствует локальное описание
природы, взятой в определённый момент и с определённой точки зрения.
Обобщённость создаётся различными способами: пейзаж представлен в
движении во временной последовательности: «в полдень», «аромат держится
до голубых потёмок», «придёт с востока ночь», глаголы употребляются
только в формах и со значением обобщённо-настоящего и будущего
6
.Шолохов М. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.5. Поднятая целина. – М.: Правда, 1980.
13
повторяющегося действий: «пахнут сады», «пригревает солнце»,
«смешивается запах» и т.п.
Вывод: в этом отрывке все предметы и признаки названы предельно
точно, и всё же его лишь условно можно назвать пейзажем, так как
отсутствует локальное описание картины природы, взятой в определённый
момент и с определённой точки зрения. Описание дано как восприятие
субъектом обобщённой картины предвестия весны в южных степных районах
России.
Пейзаж, соединяющий предельно точное описание и столь же
предельное обобщение можно назвать пейзажем-лёйтмотивом.
Таблица.
Тип
пейзажа.
Функции.
Композиционные
особенности.
Лексика. Авторские
приёмы и средства
выразительности.
Пейзаж-
лейтмотив
Даётся
слитное
представление
о месте и
времени
действия;
всё сливается
в широкое
обобщение.
Вступление в
произведение, как
увертюра в опере,
содержит голоса
основных
персонажей.
Предельно точное
название предметов и
признаков, но отсутствие
локального описания
природы, взятой в
определённый момент
времени и с определённой
точкой зрения.
Временная
последовательность,
употребление глаголов
только в формах и со
значением обобщённо-
настоящего и будущего
повторяющегося действий.
Задание группе №5. Проанализируйте сцену, в которой Аксинья
находит в траве цветок ландыша:
«По дороге обратно, в Вёшенскую, отойдя на приличное расстояние от
боевых траншей, когда звуки природы окончательно пересилили звуки
войны, на открытой поляне присела Аксинья передохнуть. Прислушиваясь к
сокровенному звучанию мира, отыскала по томительному и сладостному
14
аромату цветок ландыша. Оставаясь по- прежнему благоуханным и нежным,
ландыш заметно поддался будущему увяданию, и, перебирая маленькие
беленькие чашечки, снизу уже сморщенные и почерневшие, непонятно
почему вспомнила Аксинья всю свою прожитую жизнь. А вспомнив,
всплакнула горько: видно, стара стала, станет ли женщина смолоду лить
слёзы оттого, что сердце схватывает случайное воспоминание».
Объясните состояние Аксиньи. Проанализировав этот эпизод, сделайте
вывод о том, какую роль в произведении М.Шолохова играет приём
психологического параллелизма.
Приведите примеры использования этого приёма в романе в кн.1,ч.2,гл.13
и 18; в кн.4, ч.7, гл.1 и 16.
Составление итоговой таблицы.
4. Слово учителя.
Рассмотренный материал показывает, что стиль пейзажей в произведениях
М.Шолохова зависит от тех функций, которые выполняет тот или иной
пейзаж в системе произведения. Давая глубокий художественный анализ
уклада, обычаев и нравов казаков, писатель не мог не обратить внимания на
тесную связь их жизни с жизнью природы. Поэтому природа в его
произведениях предстаёт в образе могучей стихии, ведущей своё,
независимое от человека существование, и тем не менее тысячами
невидимых нитей связанной с ним. Сложная драматическая жизнь человека
по закону «психологического параллелизма» обнаруживает неожиданные
соответствия с процессами, происходящими в природе.
Описание урока.
Предварительная подготовка к уроку.
Использование эвристического метода самостоятельной работы при
подготовке к уроку (подбор материала из художественного произведения).
1. Повторение плана анализа поэтического текста с целью применения на
уроке необходимых знаний по образцу.
План анализа пейзажного текста.
15
1. Определение функций картины природы:
1) создаёт определённое настроение, впечатление;
2) характеризует место действия, время действия;
3) соотносится с мыслями и чувствами персонажей;
4) предваряет события, настраивает на них, их символизирует;
5) выражает философию автора, его понимание мира;
6) рисует социальные отношения людей;
7) является ли важным элементом сюжета (равноправный пейзаж).
11. Композиционные особенности:
1) место пейзажа в произведении;
2) тип пейзажа по авторской позиции, по содержанию, по жанру.
111. Система изобразительно-выразительных средств:
1) значение пейзажных образов для понимания настроения, состояния
героев;
2) особенности лексики;
3) тропы, фигуры;
4) стиль автора, его манера повествования;
5) приём психологического параллелизма, его место в произведении.
2. Работа со словарями (литературоведческих терминов, толковым словарём)
с целью развивать поисково-информативные навыки учебной деятельности.
Дать толкование приёму психологического параллелизма, словам лейтмотив,
увертюра, экспозиция, композиция и т. п.
Композиция строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Композиция романа.
Лейтмотив основной мотив, повторяющийся в музыкальном
произведении, основная тема. Лейтмотив романа (перен.).
Увертюра музыкальное вступление к оперному, театральному
представлению.
Экспозиция вступительная часть литературного или музыкального
произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
16
Психологический параллелизм фольклорный приём: природные
процессы и душевное состояние человека развиваются параллельно, но
при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от
друга; природа выступает как равновеликая человеку сила.
3.Работа с текстом.
Работа на уроке.
Форма работы групповая (2 группы сильных учеников, две смешанные
группы, одна группа слабых учеников).
1. Анализ текста, применение необходимых знаний по образцу (работа с
текстом, заполнение таблицы). Цель: развивать умения анализировать,
сравнивать, обобщать, систематизировать материал, вести познавательную
деятельность в коллективе. (Работа для сильных и смешанных групп, задания
отличаются степенью сложности).
2. Работа над сопоставлением текстов с целью выявления конкретного
авторского приёма. ( На данном этапе эта работа для слабых учеников).
Учитель, рассматривая стилистические функции пейзажей и особенности
языка писателя, даёт задания группам проанализировать отрывки из
произведений. В группах совместно читают и анализируют текст, подбирая
примеры. Затем в ходе фронтальной беседы заслушиваются сообщения
представителей разных групп о выявленных особенностях в каждом
конкретном отрывке. Заполняется общая таблица.
Применяется групповая форма работы, при которой ученики выполняют
отдельные части общего задания. Эта форма учебной работы создаёт
благоприятные условия для применения частично поисковых и
исследовательских методов обучения. В каждой группе необходим куратор.
Ученик в группах самостоятельно отвечает за результат работы, но ему
предоставляется возможность консультироваться с товарищами.
17
Список использованной литературы
1. Шолохов М. Собрание сочинений. В 8-ми томах. М.: Правда, 1980.
2. Шолохов в современном мире. Сборник статей.- Л.: Изд. Ленинградского
университета, 1977.
3. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя.
М.: Просвещение,1988.
4. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред.
В.М.Кожевникова, П.А.Николаева), - М.: Советская энциклопедия, 1987.