Анализ рассказа Л. Андреева "Петька на даче"

Анализ рассказа Л. Андреева «Петька на даче»
Считается, что впечатления детства, наиболее сильные и значимые,
могут определить жизнь человека. Таким событием, очевидно, стала поездка
десятилетнего ребёнка на природу. Не случайно Л. Андреев назвал свой
рассказ «Петька на даче», хотя не меньшую часть повествования занимает
рассказ о тяжёлой работе мальчика в парикмахерской.
В построенном на приёме контраста повествовании резко
противопоставлены мир взрослых и мир детей, картины грязного, скучного
города и загородного приволья. В описании парикмахерской и всего города
ключевыми словами является повторяющееся выражение «одно и то же».
Это помогает читателю почувствовать обыденность и скуку жизни горожан:
дни, похожие один на другой, одни и те же зеркала в парикмахерской, один и
тот же крик: «Мальчик, воды!». Кажется, жизнь идёт по одному и тому же
кругу, и все обречены на такое существование. Не случайно сюжет рассказа
композиционно кольцевой. Повествование начинается с парикмахерской и
заканчивается там же. Автор подчёркивает, что дети пойдут по проторённой
взрослыми дороге, в их жизни не будет чудес и озарений, сказки и
волшебства, о которых так трепетно мечтают дети. Сонная одурь словно
околдовала и Петьку, заставила преждевременно состариться десятилетнего
мальчика. Вялый, вечно сонный мальчик лишён детства, на лице даже
появились морщины. Но в глубине его души теплится какая-то неясная мечта
о другой, незнакомой, красивой жизни. А вокруг равнодушные, тоже сонные
люди, которые оживляются только тогда, когда происходят события, такие
же пошлые и жестокие, как и они сами: Николка бегал «посмотреть на
крупную драку», «возвращался оттуда счастливый и смеющийся». С таким
же наслаждением обыватели наблюдают за пьяной дракой, и тогда «зубы
весело скалились, лица становились осмысленнее и живее». Автор с болью
понимает, что и его герой тоже скоро станет таким же, ведь он хочет во всём
быть похожим на смелого и дерзкого Николку, но пока чистая душа ребёнка
сопротивляется мерзостям жизни. Чистая душа и грязь, физическая и
нравственная, окружающих его взрослых тоже контраст, который
помогает понять позицию автора: взрослые не имеют права отнимать у
ребёнка детство, калечить его душу.
Л. Андреев скупо рисует портрет своего героя, отмечая его худобу и
сонливость. Но выразительным, пронзительно трогательным является
описание рук ребёнка, эта деталь очень важна: «грязная худая ручонка», «с
доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени
пассажиров», «худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери,
по земле, чувствуя боль от острых камешков и песчинок». А когда Петька
понял, что ему придётся возвращаться в ненавистную парикмахерскую, и
смирился, «ручонки его были благонравно сложены на коленях». Мальчик
словно окончательно принял правила игры взрослых, его стихийный протест,
выразившийся в том, что «он закричал громче самого горластого мужика и
начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре», - никого не
разжалобил и не нашёл отклика. Всё осталось на своих местах.
Писателя возмущает невероятное равнодушие к Петьке не только со
стороны хозяина парикмахерской Осипа Абрамовича и подмастерьев, но и
барина, человека образованного и, вероятно, считающего себя гуманным.
Даже мать ребёнка Надежда не понимает сына. Она по-своему любит и
жалеет его, но бедность заставляет отдать в «мальчики на побегушках»:
«Петька уже три года живет у парикмахера и тот обещал поставить его на
ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая
и другой поддержки, на случай болезни или старости, у нее нет». Надежда,
ещё молодая женщина, в большей степени заботится о себе, а не о своём
ребёнке, который слабее и беспомощнее её и живёт не с матерью, а «в
людях». Её любовь животная, бессмысленная. Для неё показателем
благополучия является то, что сын поправился на даче: « Смотри-ка,
растолстел как! Чистый купец! радовалась Надежда, сама толстая и красная
от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что
много его кормит».
Выросшего в тесноте, грязи и сутолоке Петьку сначала пугает природа,
но он учится понимать её, испытывая к ней какое-то родственное чувство:
«Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю.
…полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими
цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо
звало его к себе и смеялось, как мать». Сравнения «как сестёр», «как мать»
подчёркивают одиночество Петьки, его жажду любви и понимания. Л.
Андреев показывает и других мальчиков подмастерья Николку и
гимназиста Митю. Они оказываются милосерднее взрослых, ещё не
очерствели душой. Именно они в системе персонажей являются главными.
Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с
интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он « всегда
становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит
стричь под польку, бобриком или с пробором».
Весёлый и живой Митя, живущий на даче, даёт возможность своему
новому другу испытать все радости детства: порыбачить, искупаться в речке,
полазить по крышам. Именно благодаря этим мальчикам робкий и тихий
Петька познаёт вкус дружбы. А на даче и вовсе расцветает. И не умудрённые
опытом люди, а ожесточившийся Николка произносит приговор
бесчеловечным эксплуататорам детей и вообще всем взрослым, отнимающим
у них детство: «Вот черти. Чтоб им повылазило».
Весь рассказ проникнут сочувствием к бедным и обездоленным детям,
живущим в мире капитала. Известно (за рамками рассказа), что прототипом
образа Петьки послужил модный парикмахер Москвы, восхитивший своим
мастерством Париж. Он не спился, обучился профессии, стал обеспеченным
и уважаемым человеком. Наверное, впечатления о поездке на дачу, мечта о
другой, прекрасной и гармоничной жизни сформировали личность,
преодолевшую трудности и грязь жизни, стремящуюся сделать людей
красивыми и хоть так немного улучшить мир.
Идея рассказа проста и понятна – взрослые не имеют права отнимать у
ребёнка детство, они должны окружать его любовью и нежностью, заботой и
пониманием.