Презентация "А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания"

Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич

Пушкин

«Капитанская дочка» История создания.

Пушкин и история

В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории . Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в « Истории Пугачева» и в качестве писателя в « Капитанской дочке ».

Историческое произведение

Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого груда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.

«…по совести исполнил долг историка…»

«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».

«Капитанская дочка»

Работа над повестью продвигалась с трудом — и пушкинских бумагах сохранилось шесть различных планов повести « Капитанская дочка ». И даже последний из планов имеет много различий с тем произведением, которое мы знаем.

Варианты сюжета

Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич — офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами. Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. «Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин.

Окончательный сюжет

И все же дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкому к типу романтического злодея. Поиск героя продолжается. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и «отличается против Пугачева». Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Далее временно. Появляется новый прототип героя. Это живой современник Пушкина — Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери П. А. Вяземского. Но и этот план был отвергнут. Наконец появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа — Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М. Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными».

Сравнительная характеристика героев

1.Потомственный дворянин

2.Богат, 300 душ крепостных

3.Патриархат в семье

4.Послушливый служака

5.Полуграмотный, добрый человек,

открытый характер

И.К.Миронов

А.П.Гринёв

1.Из солдатских детей

2. Беден

3.Матриархат в семье

4. Оппозиционер по отношению к правительству

5.Образованный, жёсткий, строгий

Встречи Гринёва с Пугачёвым

Глава II «Вожатый»

Встречи Гринёва с Пугачёвым

Глава VII «Приступ» Глава VIII «Незваный гость»

Встречи Гринёва с Пугачёвым

Глава XI «Мятежная слобода»

Встречи Гринёва с Пугачёвым

Глава XII «Сирота»

Путь Петра Гринёва и Маши Мироновой

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Повесть закончена за 100 дней

до смерти её автора

Каковы главные заветы Пушкина?

«Пушкин и Пугачёв»

Политическая ненависть поэту не дана. Дана только человеческая. Дан только божественный и божеский гнев — на всё то же, которое он узнает всюду и не узнавая которого он противнику распахивает руки

Марина Цветаева

1892-1941

Труд Пушкина — историка и автора « Капитанской дочки » — был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. « Капитанская дочка » одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас — тех, кто будет жить после него.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!

«Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачеву не противопоставил… В лучшем случае, другие —

хорошие люди» (М.Цветаева)

«В “Капитанской дочке” единственное действующее лицо — Пугачев»

«Все встречи Гринева с Пугачевым — ряд живых картин, нам в живое мясо и души вожженных. Ряд живых картин, освещенных не магнием, а молнией. Не магнием, а магией»

«Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы еще раз одарить: сначала — жизнь, потом — власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить — не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева,

так бы не любил. Что именно за эту невозможность

его так и любит» (М.Цветаева)

«Гринев Пугачеву нужен ни для чего: для души»

«Только Гриневу было тяжелее сказать и сделать: от Пугачева — отказаться. Гринев Пугачеву был благодарен — и было за что. Пугачевым Гринев с первой встречи очарован — и было чем. Ответ Гринева — долг: отказ от любимого»

«Пугачев Гриневу с первой минуты благодетель…сам-то Гриневский тулуп — благодарность Пугачеву за то, что на дорогу вывел. Пугачев первый сделал Гриневу добро.

Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала на дорогу вывел, а потом и

на все четыре стороны отпустил.

— Вожатый!» (М.Цветаева)

Сравним Пугачева и Екатерину въяве:

“ — Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь”. (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.)

“ — Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе...”

Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку.

И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит —

как солнце. Ласковость же Екатерины …казалась

сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив.

Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу»

(М.Цветаева)

«Контраст между чернотой Пугачева и ее <Екатерины II> белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее — снисходительной, его мужичеством и ее дамством не мог не отвратить от нее …

Ни доброта ее, ни простота, ни полнота — ничто, ничто не помогло…»

«Весь Пугачев — этот тайный жар. Этого тайного жара в контр-фигуре Пугачева — Екатерине — не было.

Была — теплота» (М.Цветаева)

...Странные есть мужики...

Вот он с дорожной котомкой,

Путь оглашает лесной

Песнью протяжной, негромкой,

И озорной, озорной...

...В славную нашу столицу

Входит — господь упаси! —

Обворожает царицу

Необозримой Руси...

«Пугачев царицы необозримой Руси не обворожил, а на нее в другую и — славнейшую нашу столицу — пошел, в столицу не вошел, — и столицы разные, и царицы разные — но мужик все тот же. И чара та же... И так же поддался сто лет спустя этой чаре — поэт» (М.Цветаева)

Схема маршрута Пушкина в путешествии 1833 года