Конспект урока "У истоков русского портретного искусства. Шедевры русских портретистов" 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ № 17» имени Героя России Шендрика В.Г
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА:
«У ИСТОКОВ РУССКОГО ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА.
ШЕДЕВРЫ РУССКИХ ПОРТРЕТИСТОВ»
Выполнил: Чуфистова Т.Д.,
учитель изо, МХК
Миасс, Челябинской области.
2016г.
Конспект учебного занятия
Предмет: Мировая Художественная культура
Тема урока по учебно-тематическому плану: У истоков русского
портретного искусства. Шедевры русских портретистов.
Номер урока по теме: 26 и 27
Форма урока: комбинированный урок
Цель: Сформировать у учащихся более полное представление о
развитии портретного искусства в эпоху Просвещения
Задачи:
1. Выявить новые способы изображения в портретной живописи
(светотень, линейная и воздушная перспектива)
2. Познакомить учащихся с разными видами портретов (парадный,
интимный, камерный) и научить распознавать их по
специфическим признакам
3. Охарактеризовать творчество художников-портретистов и
выявить их особенности написания
4. Развивать у учащихся способности к анализу художественных
произведений
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь выявлять основные
признаки парадного, интимного и камерного портретов Знать
творчество художников, работавших в данный период
Этапы урока
№
п/
п
Задачи этапов
урока
Время
мин
Действия учителя
Планируемые действия
учащихся
1.
Организация
начала урока,
объявление темы и
цели урока
2
Обсуждение темы
урока
Внимательно слушают
настраиваются на работу
2.
Повторение
пройденного
материала
10
Обобщение ответов
учащихся, подведение к
новой теме
Ответы на вопросы учителя.
Обобщение знаний
древнерусской живописи.
3.
Изучение нового
материала
40
Объяснение нового
материала, попутное
повторение знаний
учащихся
Делают записи в рабочих
тетрадях, отвечают на
вопросы учителя
4.
Закрепление
10
Опрос учащихся,
проверка выполнения
заданий, анализ
допущенных ошибок
Выполняют задания
отвечают на вопросы
5.
Экспресс-
проверка
10
Предлагаются тестовые
задания, анализируются
результаты
Выполняют задания,
самопроверка
6.
Подведение итогов
5
Обобщение знаний
полученных на уроке
Ответы на вопросы
7.
Задание на дом
3
Дает указание к
выполнению
домашнего задания
Записывают домашнее
задание
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
Объявление темы урока (Слайд 1)
2. Повторение пройденного материала
Систематизация знаний по живописи Древней Руси:
а) каноничность в живописи Древней Руси
б) переход от написания икон к изображению личности человека к парсуне
3. Изучение нового материала
1. Перспектива и объем.
В восемнадцатом веке большие перемены коснулись не только русской
архитектуры, но и живописи. Художники стали пользоваться иными, чем в
Средние века, способами изображения. Они освоили искусство светотени,
позволявшее создавать иллюзию объема предметов на плоскости холста.
Одновременно для передачи глубины пространства художники обратились к
линейной перспективе (слайд 3). Слово «перспектива» происходит от латинского
– «ясно вижу». Основное правило линейной перспективы гласит: параллельные
прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта.
Наверное каждый из вас наблюдал этот эффект, стоя на железнодорожных путях,
убегающих вдаль.
Художники-пейзажисты, помимо линейной, стали использовать воздушную
перспективу. Еще Леонардо да Винчи заметил, что по мере удаления от зрителя
контуры предметов расплываются, как бы погружаясь в голубоватую дымку. Этот
оптический эффект создается благодаря толстому слою воздуха, насыщенного
пылью, испарениями, сквозь который мы видим «голубые дали».
2. Что такое жанр.
В петровское время художники стали изображать человека и окружающий
мир таким, каким его видели и знали. Появились жанры живописи. Слово
«жанр» переводится с французского как «вид», «род». В зависимости от того, что
изображает художник – людей, природу, неодушевленные предметы, - он
обращается к тому или иному жанру: портрету, пейзажу, натюрморту.
В XVIIIв.жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» относился
исторический. Это объясняли тем, что историческая картина требует от
художника большого композиционного мастерства, богатого воображения,
глубокого знания истории. Однако самым распространенным оказался «низкий»
жанр – портрет. Почти все крупнейшие художники XVIIIв. И.Н. Никитин, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский занимались портретной живописью.
3. Портрет и его типы.
К началу XVIIIв. в европейской живописи сложилось несколько типов
портрета: парадный, камерный и интимный. Монархи, полководцы, вельможи
отдавали предпочтение парадному портрету). (слайд 4) На нем модель (так
художники называют портретируемого) обычно представала в полный рост, в
парадном костюме и горделивой позе, иногда горцующей на коне.
Обязательным было изображение всех подобающих данной персоне
атрибутов власти и богатства: у монарха – корона, держава и скипетр, у
полководца – доспехи и жезл, у чиновного вельможи – награды и прочие знаки
отличия. Монарха, вельможу изображали в роскошных дворцовых интерьерах.
Полководец нередко представал на фоне развертывающегося сражения. Таким
образом, парадный портрет мог изображать что угодно – должность, звание,
богатство, но только не личность человека.
Раскрыть внутренний мир человека призван был интимный портрет (слайд
5). В нем обычно нет ни богатых декораций, ни пышных нарядов, ни знаков
отличия. Ничто постороннее не должно отвлекать внимание от личности
человека. Нередко художник погружает свою модель в глубокую тень, освещая
потоком яркого света одно лишь лицо. Именно лицо, в особенности глаза,
выражают характер человека на портрете.
Среднее место между парадным и интимным занимает камерный портрет
(слайд 6). В нем художник указывает на общественное положение человека и в то
же время старается показать его как личность.
Изобразительное искусство XVIIIв. запечатлело тот огромный путь, который
прошла русская светская художественная культура за короткий срок и в
«ускоренном» темпе.
Национальная школа живописи была заложена в первое десятилетие XVIIIв.
С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена
И.Н.Никитина (1690 – 1742г.г.)
А.М.Матвеева (1701 – 1739г.г.)
А.П.Антропова (1716 – 1795г.г.)
И.П.Аргунова (1729 – 1802г.г.)
В XVIIIв. в России появились новые материалы живописи (холст, масляные
краски), изменились методы работы художника.
4.Лучший петровский живописец – Иван Никитич Никитин
В царствование Петра 1 в России появился живописец, которого можно было
поставить вровень с лучшими европейскими мастерами того времени.- Иван
Никитич Никитин. К сожалению, сведения о его жизни достаточно скудны.
Известно, что родился он в Москве в семье
священника. Мальчиком пел в патриаршем, затем царском хоре. Рано начал
рисовать.
Петр 1 заметил талантливого юношу и отправил его вместе с младшим
братом Романом учиться в Италию. Русский посол в Риме определил Никитина в
Венецианскую академию художеств. Через год художник переехал во Флоренцию
и продолжил обучение в той же академии.
Побывав еще в Голландии, Никитин вернулся на родину зрелым мастером.
Царь высоко оценил талант художника: подарил ему дом вблизи Зимнего дворца
и назначил «двора его величества живописцем».
Портреты Никитина.
Иван Никитич целиком посвятил себя портретной живописи. Он первым из
русских художников порвал с традициями иконописи, овладев достижениями
европейской живописи.
Одна из лучших работ Никитина – портрет канцлера Головкина (слайд 7).
Один из «птенцов гнезда Петрова», Гавриил Иванович Головкин стал видным
русским дипломатом, президентом Коллегии иностранных дел.
Головкин относился к «новой породе людей», которую вознамерился создать
Петр. Таким он и предстает на портрете: красивое мужественное лицо, умные
проницательные глаза, высокий благородный лоб, горделивая поза человека,
знающего себе цену. (К какому типу относится портрет канцлера Головкина?)
Одной из лучших работ Никитина по глубине психологической
характеристики считается портрет напольного гетмана (слайд 8). Имя этого
человека неизвестно, но портрет многое может рассказать о нем. Перед нами
немолодой, усталый вояка, напольный гетман – командир полевых, действующих
войск. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо, воспалили глаза, которые
строго глядят из-под нахмуренных бровей.
Не единожды доводилось Никитину портретировать Петра 1, последний раз –
в январе 1725г. На смертном ложе царя. С уходом Петра из жизни Никитин
лишился высокого покровителя. Вскоре художника постигло несчастье. В
царствование Анны Иоанновны его арестовали по навету, наказали плетьми и
сослали в Сибирь. Только через десять лет разрешили вернуться домой. Но
художник не выдержал трудной дороги и умер в пути. Такова судьба первого
русского художника Нового времени.
В петровское время в России победила светская, свободная от религиозного
влияния живопись. Она изображала человека и окружающий его мир.
Представители петровской эпохи сумели увидеть за «фасадом» парадного
портрета облик нового россиянина, подчеркнуть в его образе человеческую
неповторимость. Среди мастеров этого времени выделяется Андрей Матвеевич
Матвеев
5.Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739г.г.)
Ему посчастливилось стать «личным пенсионером» императрицы Екатерины
1 и получить хорошее образование в Голландии. Через два года после
возвращения на родину художник пишет свою лучшую работу – «Автопортрет
с женой» (1729г). В нем мастер подчеркивает такие качества своих героев, как
внутренняя свобода, уверенность, чувство собственного достоинства. (слайд 9).
Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов.
Бережно, едва касаясь, художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови
решительно сдвинуты. Большие умные глаза, смущенная, застенчивая улыбка
обаятельной женщины явно располагают к ней зрителей. Супруги держатся
просто и естественно, излучая добрую энергию. Приглушенная цветовая гамма
подчеркивает интимный, камерный характер портрета. Это первый лирический
портрет в русской живописи.
6.Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795гг)
В творческом наследии художника наибольшей выразительностью и
правдивостью отличаются портреты русских барынь – А.М.Измайловой,
М.А.Румянцевой, А.В.Бутурлиной. Художник прекрасно чувствовал внутренний
мир пожилых женщин, проживших сложную жизнь. (слайд 10,11,12). Вглядимся
в портрет А.В.Бутурлиной. Здесь нет примет богатства, дорогих украшений.
Мастер помещает свою модель на темном фоне, окрашивая в темный же цвет ее
накидку. Тем самым ничто не отвлекает нашего внимания от усталого лица
женщины. Складки у глаз и рта, обрюзгшие щеки и удивительно приподнятые
брови – все это запечатлено уверенной рукой профессионала, прокладывающего
дорогу русской живописи к высотам реализма.
Подлинным шедевром живописи Антропова является «Портрет статс-
дамы А.М.Измайловой». И хотя в нем еще чувствуются следы парсуны
(некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой) – это,
безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины, входящей в
ближайшее окружение императрицы Елизаветы Петровны. Она умна, сметлива и
насмешлива. Напудренная прическа, яркие румяна на щеках, роскошная одежда
по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и
власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде
карих глаз – снисхождение и возможность покровительства. Влажный блеск ее
слегка прищуренных глаз таит в себе что-то недоброе. Это типичная русская
барыня непременно хочет выглядеть моложе своих лет, но отвисший второй
подбородок, заметная вялость щек, усталые веки красноречиво напоминают об
истинном возрасте.
7.Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802гг.)
Будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты своих
господ Шереметевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который
отличали глубина психологической характеристики и жизненная убедительность.
Одно из самых совершенных творений И.П.Аргунова «Портрет крестьянки
в русском костюме» (слайд 13). Молодая крестьянская девушка одета в красный
праздничный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом
кокошник на голове подчеркивает ее благородную, почти царственную осанку.
Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора, скромность, внутреннее
спокойствие делают этот образ еще более совершенным и привлекательным.
Во второй половине XVIIIв. в живописи русских мастеров появились
новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые
значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
Среди живописцев этого времени следует особо выделить
Ф.С.Рокотова (около 1735 – 1808гг.)
Д.Г.Левицкого (1735 – 1822гг.) и
В.Л.Боровиковского (1757 – 1825гг.)
8.Федор Степанович Рокотов (около 1735 -1808гг.)
Это один из самых изысканных и тонких живописцев в европейском
искусстве данного столетия. В его произведениях поражают необыкновенная
поэтичность и одухотворенность образов. В них всегда есть что-то таинственное
и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор
воображению. Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных
и пышных композиций. Его главной заслугой стало создание интимного,
камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его
сокровенные мысли и чувства.
В историю мировой живописи Рокотов вошел и как блестящий мастер
светотени и колорита. Был у Рокотова и свой канон в построении композиции.
Хотя он предпочитал погрудные или поясные изображения в натуральную
величину, в них нет однообразия. В своих работах художник часто прибегает к
такому приему: выхватывает потоком света лицо из глубокой тени. Его черты
слегка размыты, словно отделены от нас дымкой времени.
Портрет В.И.Майкова (около 1776г.) (слайд 14) Это одна из лучших работ
художника. По свидетельствам современников, поэт Василий Майков был
настоящим русским барином – острословом, кутилой. Таким он и представлен на
портрете. Ироничность и самодовольство написаны на его полнокровном лице.
Насмешливая улыбка и прищур умных глаз дополняют его портрет.
Портрет А.П.Струйской (1772г.) Запечатлена молодая женщина на
нейтральном фоне и как прелестное видение выплывает «из тьмы былого».(слайд
15). Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть
прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного
грустно, с едва уловимым, легким сожалением. Спустя много лет едва заметная
улыбка ее прекрасных глаз будет воспета Н.А.Заболоцким:
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, расплывчатыми,
растворяющимися в полумраке. Контуры ее фигуры размыты, словно она
неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нем исчезнуть. В ее
благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде – сознание отдаленности,
причастности к тайне. Скользящие тени на лице, волосах, плечах и платье
усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Прозрачная, как бы
сотканная из воздуха и света дымчатая ткань, закрепленная на плече драгоценной
брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность облику молодой
женщины. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки ее душевного состояния,
намеренно не конкретизируя их. Он оставляет зрителю возможность разгадать,
почувствовать глубоко спрятанную тайну ее натуры.
9.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822гг.)
Одной из первых его работ был портрет архитектора Кокоринова(слайд
16). (К какому типу можно отнести этот портрет?) Архитектор представлен на
полотне почти в полный рост, одетый в нарядный атласный кафтан.
Красноречивым жестом руки портретируемый указывает на лежащий перед ним
план здания Академии художеств – его детища.
Любопытен портрет П.А.Демидова (слайд 17) Прокофий Демидов был
одним из богатейших людей своего времени. Известный горнозаводчик
изображен на фоне величественных колонн и драпировок, ниспадающих
тяжелыми складками. За колоннами - здание Воспитательного дома, на
строительство которого он пожертвовал большие денежные суммы. Судьба
нашедших там приют детей очень беспокоит Демидова, не случайно
запечатленного здесь в облике садовника. Одетый в домашний халат и ночной
колпак, он стоит, опираясь на металлическую лейку. На столе, очевидно, лежат
труды по ботанике и луковицы каких-то растений. У основания колонн – горшки
с цветами, предмет особой гордости и заботы хозяина. Таким образом,
официальный, парадный портрет Демидова сочетает в себе черты интимности и
камерности изображения. Левицкий добивается полноты психологической
характеристики персонажа. Сквозь маску барственной небрежности и
экстравагантного внешнего вида мы отчетливо различаем живые черты этой
неординарной натуры.
«Смолянки».(слайд18,19). Однажды Д.Г.Левицкий получил заказ от самой
Екатерины 11: написать серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного
института благородных девиц. На семи полотнах он представил девять разных по
возрасту, внешности, темпераменту и интересам девушек. Каждая из них занята
каким-то делом: одни демонстрируют танцевальные па, другие разыгрывают
театральную сценку, третьи музицируют и т.д.
Художник сумел раскрыть внутренний мир «смолянок», изобразив их во всем
очаровании цветущей юности: они живы, подвижны, грациозны, кокетливы. Их
портреты написаны с неподражаемым мастерством. Блеск шелковых тканей,
воздушная легкость кружев заставляет забыть о том, что все это сделано при
помощи кисти и красок.
Сотни картин были созданы Левицким в течение жизни, в каждой из них
зримо воплощен облик людей XVIII столетия.
10.Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825гг.)
В.Л.Боровиковский пришел в искусство позже многих живописцев XVIIIв., и
поэтому в его творчестве проявились черты нового художественного стиля –
сентиментализма.
Сентиментализм сложился в европейском искусстве во второй половине XVIIIв.
(от французского – чувство). Данный стиль обратился к человеческой личности –
ее настроениям, чувствам.
Художником создана галерея глубоко поэтичных женских образов. Он не
стремится к разнообразию композиционных приемов: его героини часто
изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо
постамент. Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей,
передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и
мечтательность.
«Портрет М.И.Лопухиной» 1797г. (слайд 20). С большой любовью и
нежностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный,
немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденная поза
прекрасно переданы художником. Ее лицо далеко от идеала классической
красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные
линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и
гармонии. Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья,
нежно-голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, пепельного цвета волос, зеленого
фона древесной листвы усиливают впечатление меланхолического раздумья
молодой девушки.
На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из
жизни…
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Так писал об этом портрете поэт XIX века Я.Полонский.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ВОПРОСЫ:
1.Что нового появилось в русской живописи в XVIIIв.?
2.Какие признаки русской живописи XVIIIв. позволяют говорить
о ее светском характере?
3.Почему художники Нового времени стали широко использовать
светотень и линейную перспективу?
4.Дайте характеристику каждому из названных типов портрета:
парадный, камерный, интимный.
5. ЭКСПРЕСС-ПРОВЕРКА
1.Определите тип портрета на предложенных иллюстрациях.
2.Определите, кто из художников написал данные портреты?
3.Соотнесите жанры живописи с понятием «высокий» и «низкий»:
1.портрет
2.пейзаж а).высокий
3.бытовой б).низкий
4.исторический
ОТВЕТ: 1 – ___ , 2 - ___ ,3 - ___ ,4 - ___ .
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1.Докажите, что в XVIIIв. произошло рождение новой живописи
2.Кто из художников-портретистов работал в первой половине
XVIIIв.?
3.Какие типы портретов они писали?
4.Назовите художников, работавших над портретом во вторую половину
XVIIIв.?
5.Что нового внес в русскую живопись В.Л.Боровиковский?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовиться к проверочной работе по теме «Русская портретная
живопись XVIIIв.».
2. Дайте краткую письменную характеристику каждому из названных видов
портрета, распространенных в живописи XVIII столетия:
ПАРАДНЫЙ - ...
ИНТИМНЫЙ - …
КАМЕРНЫЙ - …
Сведения об авторе:
Источники
http://sghistoryspb.ucoz.com/load/iskusstvo_ii_chast/iskusstvo_russkogo_portret
a/3-1-0-136
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://shedevrs.ru/portret/111-russki-portret.html
http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/russkaya-zhivopis-18-veka-iskusstvo-
russkogo-portreta
№
Фамилия Имя
Отчество
(указываются
полностью)
Должнос
ть, место
работы
Квалификаци
онная
категория,
педагогическ
ий стаж
работы
Опыт
использо
вания
ЦОР в
учебном
процессе
(дать
краткое
описание)
Контакты (телефон с
кодом населенного
пункта, мобильный
телефон, электронный
адрес)
1.
Чуфистова
Татьяна
Дмитриевна
Учитель
МХК и
ИЗО
Высшая,
40 лет
10 года
телефон:
(8-950-737-31-23)
chufistova_taty[email protected]
Индекс: 456317
г. Миасс
ул. 8 Марта
дом 157 кв.39
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "У истоков русского портретного искусства" 5 класс
- Презентация "На выставке художников-передвижников. Дидактическая игра" 7 класс
- Презентация "Основы цветоведения. Дидактическая игра" 6 класс
- Презентация "Айвазовский - повелитель морской стихии"
- Презентация "Городецкая роспись" 1 класс
- Конспект урока "Рисование зимней природы по представлению с использованием различных техник" 3 класс