Презентация "Васнецов Виктор Михайлович «Религиозная живопись»"
Подписи к слайдам:
- Васнецов
- Виктор Михайлович
- Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь
- Религиозная живопись
- „Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного, русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов - нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее".
- В. М. Васнецов.
- Религиозная живопись Васнецова знаменует собою начало нового движения в этой области и повела к созданию своеобразного "васнецовского" стиля, которому многие стараются подражать, но большею частью безуспешно.
- Особенно замечательны работы Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также "Плащаница" (1896).
- В 1885 году произошло событие, которое Васнецов считал главным в своей жизни. Ему было предложено выполнить росписи только что отстроенного Владимирского собора в Киеве. Он взялся за эту работу и посвятил ей десять лет, вложив всю страсть и тревогу своей души.
- Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видел свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.
- Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Основной идеей программы внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
- В 1885-1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского собора, по окончании этих работ в 1893 он был избран действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств.
- Христос-Вседержитель Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве 1885-1896г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур.
- В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок,
- мощь былин
- Васнецов В.
- Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
- Сильное впечатление производит запрестольный образ Богоматери. Великолепная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствует над всем пространством. Она держит Младенца не себе, не для себя, а именно несёт Его миру. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь к стоящим в храме людям.
- Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.
- Богоматерь с младенцем.
- В.М. Васнецов Крещение князя Владимира 1890, Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- В.М. Васнецов Крещение Руси Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1896, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- «Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Левая часть. 1885-1996
- «Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Средняя часть. 1885-1996
- «Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
- В. М. Васнецов. Единородный Сыне и Словесе Божий.
- Роспись Владимирского собора
- Декоративные орнаменты для росписи Владимировского собора в Киеве
- 1885-1896.
- Деталь. Бумага, акварель, золото. 52х15
- Бог Саваоф
- Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1896, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Киевская Русь, сохранённая в летописях и воспетая в былинах, была особенно дорога Васнецову. Художник с готовностью взялся за роспись Владимирского собора в Киеве. На его стенах живописец решил изобразить не только персонажей Небесной истории, но и людей, связанных с историей Древней Руси. Не сохранилось ни портретов, ни детального описания их внешности. Васнецову пришлось заново создавать облик своих героев, сообразуясь с традиционными представлениями о них, сложившимися за многие века.
- Княгиня Ольга
- (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве)
- Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш. 1885 — 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
- Вот княгиня Ольга, бабушка князя Владимира Красное Солнышко. Она приняла христианство задолго до того, как её внук крестил Русь. После гибели мужа Ольге пришлось самой править Киевом, и летописи утверждают, что она была сильной и мудрой правительницей.
- На эскизе Васнецова княгиня — суровая пожилая женщина с нимбом над головой, бабушка всей Христианской Руси.
- Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря,
- автор «Повести временных лет».
- Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком.
- Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени.
- Нестор — прообраз всех русских историков.
- Нестор-летописец
- (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве)
- Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш.
- 1885 — 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
- В.М. Васнецов. Фреска «Князь Александр Невский», Владимирский собор, г. Киев
- Князь Андрей Боголюбский
- Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893, акварель Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные
- в тяжелые доспехи
- Андрей Боголюбский и Александр Невский.
- Собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова),
- г. Санкт-Петербург
- Фронтоны четырех крылец собора украшены мозаичными панно, созданными на Евангельские сюжеты по эскизам В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Распятие", "Снятие со Креста" и "Сошествие во ад".
- В 1883-1901 В. М. Васнецов работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II.
- Для интерьера
- храма Воскресения Христова
- им были написаны
- два картона — «Спаситель» и «Богоматерь»,
- и пять картонов для наружных мозаик — «Серафим», «Распятие»,
- «Снятие со креста», «Несение креста», «Сошествие во ад»
- «Богоматерь» и «Спаситель».
- Мозаика главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
- Особая одухотворенность свойственна "Богоматери"
- В. Васнецова.
- В Её глазах - материнская тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби.
- Небольшая по размеру композиция уравновешена.
- За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
- Эти же приемы художник повторил при создании образа Иисуса Христа.
- Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения
- и строгой симметрией.
- Господь торжественно восседает на троне.
- В Его левой руке –
- раскрытое Евангелие со словами любви к ближнему,
- правая - застыла в благословляющем жесте.
- Через устремленный на зрителя взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа.
- Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию глубины пространства.
- Коленопреклоненный Серафим. Серафимы со сложенными и поднятыми руками
- Сошествие во ад.
- 1896-1904г
- В конце XIX столетия В.М.Васнецов вместе с художниками своей мастерской работал в храме на Пресне и расписывал его.
- В синодике храма он записан как один из его ктиторов.
- Не так давно в центральном алтаре были обнаружены, расчищены и отреставрированы росписи, принадлежащие кисти великого русского мастера, а также обнаружено его уникальное полотно «Отечество».
- Произведением В.М.Васнецова является и изображение на стене в левой части четверика «Положение Христа во Гроб».
- Мозаика из подсвеченного стекла – также уникальное васнецовское творение
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва.
- Интерьер главного храма
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва.
- Васнецов. Мозаика северного свода главной церкви. 1890-е годы
- Васнецов. Мозаика окна главного храма. 1890-е годы
- Реставрация мозаики
- Своды, стены, оклады клиросных икон в главном объеме храма выполнены из стеклянной мозаики. Мозаичные работы в Предтеченском храме выполнены в технике Hinterglassmalеrei (живопись стеклом), в настоящее время секрет этой техники утрачен. В классической мозаичной технике золото помещается между стеклами, а здесь золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что создает эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, в результате чего образуется сложная живописная фактура. Мозаика из подцвеченного стекла, характерная для эпохи модерна, также была излюбленной техникой В.М. Васнецова.
- Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном.
- В.М. Васнецов. "Преддверие Рая".
- Роспись западной стены главного алтаря.
- 90ые годы XIX в.
- Элементы росписи Васнецова из главного алтаря храма
- Орнаментальная живопись, обнаруженная на стенах центрального алтаря, по своим графическим и живописным особенностям характерна для стиля "модерн" и соответствует индивидуальной стилистике В.М. Васнецова. Она покрывает все плоскости стен от панелей в нижней части и до пяты сводов вверху. Внизу размещен стилизованный греческий меандр. Над ним проходит фриз в виде плетеной косы, из которой вырастают белые цветы, напоминающие тюльпаны. В композиции также использованы огромные ягоды клубники. В самом верху над карнизом находится изображение восьмиконечного креста. В нижней части сводов конхи помещен крупнолистный орнамент. Этот фриз переходит в третий ярус орнаментальных изображений, расположенный по всей конхе алтаря и обрамляющий композицию "Эммануил в силах". Роспись верхнего яруса представляет собой спиралевидную виноградную лозу с крупными гроздьями ягод, что обращено к древней символике, которая часто использовалась как декоративный мотив в религиозном искусстве и архитектуре. Виноградная лоза - общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на притче Спасителя о виноградной лозе: "Я есмь истинная виноградная лоза..." (Ин. 15:1 - 17). Виноград в христианском искусстве - это также символ евхаристического вина - Крови Сына Человеческого.
- На западной стене алтаря размещена композиция "Преддверие Рая", стилистически близкая работе В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
- Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями стен.
- Росписи храма были закончены в 1898 году, на четыре года позже росписей Владимирского собора.
- Васнецов. "Бог Слово", роспись конхи главного алтаря церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне,
- Москва. 1890-е годы
- Васнецов. "Положение во гроб",
- живопись в нише гробницы.
- 1890-е годы
- Когда шли работы по реставрации монументального васнецовского наследия в Предтеченском храме, в ризнице было обнаружено произведение его станкового мастерства - удивительное полотно "Отечество". Необычна его техника - "сухая кисть": на тонкой хлопчатобумажной материи, натянутой на подрамник с полукруглым завершением. Написана композиция, предназначенная для просмотра с тыльной стороны на просвет, подобно витражу. Художник работал в смешанной технике: масляной живописью исполнена окантовка композиции, водяными красками - ее центральная часть. Данная техника исключает исправления, и это свидетельствует о высоком профессионализме автора. Вероятно, это произведение предназначалось для размещения на Горнем месте центрального алтаря и предполагало заднюю подсветку.
- Необычна и композиция шедевра: формат разделен по горизонтали примерно пополам. В верхней части написана фигура Бога Саваофа, близкая по решению монументальной росписи В.М. Васнецова в соборе Святого Владимира и живописи в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Над ним изображен Святой Дух в виде голубя. Внизу предстает распятый Христос в окружении Сил Небесных. Можно предположить, что "Отечество" было написано во второй половине 1890-х годов, когда завершалась роспись храма. Данная техника крайне редко использовалась в русском искусстве. Картина "Отечество" была найдена со значительными утратами, с несколькими прорывами, но ныне ее реставрация завершена опытным мастером, реставратором станковой масляной живописи I категории В.В. Панкратовым. Со временем это удивительное произведение Васнецова будет размещено на почетном месте в нише на южной стене четверика, напротив другого васнецовского творения - "Оплакивание Христа".
- В.М.Васнецов "Отечество", холст.
- «Отечествие».
- Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. 1907
- «Богоматерь».
- Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899
- «Мария Магдалина».
- Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899
- Сергий Радонежский
- 1882, Икона для церкви в Абрамцеве Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево",
- Абрамцево, Московская область
- Русские святые.
- 1885 г.
- В. М. Васнецов. Плащаница.
- 1901
- Иконостас храма при стекольном заводе Нечаева-Мальцева Ю.С. Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния. Архитектор Васнецов В.М.
- Исполнен придворным фабрикантом Овчинниковым в Москве 1900-е гг.
- Васнецов оформил храмы в Киеве, Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве. Успех его росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».
- http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/7/1235719628c7b9.jpg&imgrefurl=http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VASNETSOV_VIKTOR
- http://perovograd.ru
- http://peredvizhniki.ru/gallery/vasnetsov/233-spjashhaja-carevna-1900-1926.html
- http://nowik.mylivepage.ru/image/1824/21238_vasneztov93.jpg
- http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post66625815/
- http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.html
- Источники информации:
- http://www.citywalls.ru/forum/topic151.html
- http://www.baltwillinfo.com/mp11-08/mp-14.htm
- http://g-vik.narod.ru/2006/n32/06_32s8.htm
- http://nearyou.ru/vvasnetsov/sergey.html
- http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php
- http://www.cathedral.ru/persons/vasnetsov
- http://www.ioannp.ru/gallery/vasnetsov
- http://religionart.narod.ru/gal2/photo10.htm
- http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html
- http://www.geographicexplorer.ru/sec9/pos2583
- http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/77.htm
- http://marvic-1983.livejournal.com/18365.html
- http://www.cathedral.ru/saviour/ubranstvo/mosaic
- http://www.ioannp.ru/gallery/1214
- http://www.pravoslavie.ru/news/26655.htm
- http://www.ioannp.ru/history/239579
- Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.-32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).