Презентация "«Поэт старой Москвы» Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)"

Подписи к слайдам:
  • Апполинарий Михайлович Васнецов
  • (1856-1933)
  • Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.
  •     
  • Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающее реальный образ древней русской столицы.
  • Апполинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.
  • Апполинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника.
  • Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.
  • Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.
  • Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.
  •     
  •     
  • «Кремль»
  • «Москва конца 17 века»
  • В небольшом рисунке "Москва XVI века" (1891, Третьяковская галерея) Васнецову впервые удалось поэтично передать тесноту занесенного снегом старинного деревянного города с маленькими домами и церквами, плотно обступившими узкую улицу.
  • «На рассвете у Воскресенского моста»
  • «Красная площадь»
Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи. Трудной - хотя бы потому, что избранный путь постоянного стремления к большой достоверности и археологической точности изображений старых городов таил в себе опасность отхода от творческой непосредственности, грозил заменой настоящей художественности суховатой исторической иллюстративностью.
  • Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи. Трудной - хотя бы потому, что избранный путь постоянного стремления к большой достоверности и археологической точности изображений старых городов таил в себе опасность отхода от творческой непосредственности, грозил заменой настоящей художественности суховатой исторической иллюстративностью.
  •      
  • В своих лучших произведениях Апполинарий Васнецов избежал этой опасности. Если взять такие наиболее известные картины, исполненные в начале XX века, как "Улица в Китай-городе", "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века", "Москворецкий мост и водяные ворота Китай-города. Середина XVII века", "Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века", и более поздние его композиции - "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века", мы убеждаемся, что, стремясь к исторически точной передаче "образа города" - Москвы XVI-XVII веков - Васнецов уделяет большое внимание творческому, образно-непосредственному проникновению в особенности жизни того времени.
  • «Всехсвятский каменный мост. Москва конца 17 века»
  • «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века»
  • «Старая Москва»
  • «Старая Москва. У стен деревянного города.»
  • «Книжные лавочки на Спасском мосту в 17 веке»
  • «Площадь Ивана Великого в Кремле»
  • Подлинно творческое вдохновение подсказало Васнецову решение одной из его лучших акварелей - "Площадь Ивана Великого в Кремле" (1903), подкупающей удивительно радостным, бодрым ощущением зимнего дня. Легкий, сверкающий белизной свет лежит на домах и колокольнях. Едут сани и пестрые возки, толкуют между собой важные бояре в высоких меховых шапках, скачет на палочке оборванный нищий-юродивый... И все это - на фоне великолепной древнерусской архитектуры, по-праздничному торжественной и величавой.
  •     
  • «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя»
  • «Старорусский город»
Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе.
  • Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе.
  •     
  • За активную и плодотворную работу в комиссии в 1903 году Васнецов избирается членом-корреспондентом, а в 1906 году - действительным членом Московского археологического общества. Это было большой честью для художника и свидетельствовало о признании его работы над изучением старой Москвы видными русскими учеными-историками и археологами.
  • Совместная работа и тесное общение Васнецова со специалистами-учеными было для него в высшей степени плодотворным. Широкий и разнообразный круг тем, затрагиваемых в докладах историками и археологами на заседаниях общества, методика их исследовательской работы несомненно заинтересовали Васнецова и помогли ему выработать собственный метод в работе над воссозданием облика древней столицы.
  •     
  • Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.
  •     
  •     
Умер Апполинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.
  • Умер Апполинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.
  •    
  •  В 1965 году в доме, где художник жил последние тридцать лет, был открыт мемориальный музей, в котором собраны уникальные материалы, повествующие о его творчестве и работе в обществе "Старая Москва". В 1981 году в селе Рябово, на родине живописца, открыт Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых. В начале 1990-х годов на территории этой усадьбы был установлен памятник в их честь.
  •     
  •  Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее..." - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.  
  • Автор презентации
  • Ярковая Людмила Николаевна,
  • учитель начальных классов
  • МОУ НОШ №1 п. Эльбан
  • Амурского муниципального района
  • Хабаровского края