Основы цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДШИ
Муниципальное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств п. Новопавловка"
Методическая работа
Основы цветоведения на уроках живописи и
композиции в 1 классе ДШИ
Выполнила: Шишкина В.В.,
преподаватель художественного отделения
МУДО ДШИ п. Новопавловка
Новопавловка 2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на
уроках живописи и композиции .......................................................... 12
Раздел 2. Практические аспекты использования методики организации и
проведению уроков по обучению цветоведению на уроках в детской
художественной школе. ............................................................... 17
Заключение .......................................................................................... 23
Приложение.
Примерные упражнения применяемые при изучении тем "Цветоведение"
Хроматические цвета………………….……………….…………........ 25
Тема 1.1 Цвет и свет………………….…………………………..…….. 25
Тема 1.2 Основные цвета и промежуточные составные ........................... 28
Тема 1.3 Контрастные и дополнительные цвета ................................... 35
Тема 1.4 Холодные и теплые цвета ........................................................ 36
Ахроматические цвета…………………………………….…................... 38
Тема 2.1 Белый, серый, чёрный…………………………….…..................... 38
Тема 2.2 Контраст белого и черного……………………………............... 39
Список литературы…………………………………………………..... 40
Введение
Цель методической работы - систематизировать сведения по
цветоведению. Разработать упражнения и теоретические сведения
необходимые для выполнения заданий по живописи и композиции по
программе 1-го класса. Предлагаемый цикл занятий ставит целью изучения
основ цветоведения, необходимых на первом этапе обучения детей
изобразительному искусству (в возрасте 10 – 11 лет). Задания по
цветоведению не являются единственно возможными, преподаватель должен
творчески относиться к ним. Для расширения кругозора и мышления
учащихся нужно использовать в качестве примеров по той или иной теме
произведения мастеров разных художественных направлений. Научить
творчески выражать свое видение и мышление и передавать образным
языком искусства. Задача развить в каждом приходящем ученике остроту и
тонкость восприятия окружающего его мира. Главная задача любой
художественной школы – художественного мировоззрения, эмоциональных и
интеллектуальных способностей и расширение творческого потенциала с
целью личностной реализации в окружающем мире. Юному художнику
очень трудно создать работу достойную внимания. Как передать в обычном
задании или теме особые качества: яркую праздничность или грусть, чувство
цвета или даже знакомое показать по-новому. Рисуя и создавая свой особый
мир, являясь его творцом на уроках композиции, учащиеся должны пройти
курс цветоведения.
Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно
выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру
личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-
эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве.
В Концепции модернизации российского образования отмечается
необходимость более полного использования нравственного потенциала
искусства, как средства формирования и развития этических принципов и
идеалов в целях духовного развития личности.
Школа - важная ступень в формировании личности. Она много делает в
развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в
развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии
зрительных представлений и творческого воображения у школьников.
Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту
многообразных явлений в жизни.
Живопись - искусство цвета и главным средством выразительности в
живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации,
усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых
сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые
разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу,
ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках
изобразительной грамоты и рисования, а затем на уроках живописи и
композиции.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность
познавать окружающую действительность, развивает у них
наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена
общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает
внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает
пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию
красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие
педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов,
как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и
другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения
уроков по цветоведению в условиях современной школы.
Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам
по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности
организации процесса обучения цветоведению через восприятие
окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль
значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной школе
порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея
достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками
отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они
закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).
Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей
не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь
старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не
соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в
свои силы и многие дети совсем перестают рисовать Поэтому учителю очень
важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к
рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые
навыки рисования, на основе изучения законов реалистического
изображения, в доступной для них форме.
Данная методическая работа призвана решить следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования
методов и приёмов обучения основам цветоведения школьников на уроках
живописи и композиции.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации
методики обучения цветоведению на уроках рисования.
3. Определить направления деятельности учителя по использованию
методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в
образовательном процессе в период педагогической практики.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам
цветоведения обучаемых на уроках живописи и композиции в
художественной школе.
Целью работы является разработка и реализация системы методов и
приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках в
детской художественной школе.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках
живописи и композиции.
1. Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-
воспитательном процессе на уроках в художественной школе.
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как
волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами
оттенков. Цвет в окружающей нас действительности - средство
ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или
колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета,
использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета,
основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках
цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии,
цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы
цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно
учитывает представления общества о культуре цвета.
В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или
полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека
эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о
колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего
как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в
отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.
Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами
цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой
картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный
цветовой язык.
В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая
повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом
приобрело новые формы. В эпоху античности цвет впервые стал
рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры,
древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение
цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит
в русле метафизических религиозных учений.
Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья
мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да
Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают
законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой
индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да
Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые
имеют большое практическое значение и для художников нашего времени.
«Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям:
белый - свет, желтый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный -
огонь, черный - тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены
гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды,
например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный,
бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически
контрастные цвета: белый - черный, синий - желтый, красный - зеленый.»
Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали
Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и
другие.
И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел
эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов
спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый
из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической
системы - в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное
состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский
ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее
значение для живописи.
М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения,
не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш
глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной
деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.
Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе
создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных
исследований все более целенаправленно используются в цветоведении,
обучении живописи, влияют на творчество художников различных
направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)
«Цвет - это ведущее начало, организующее пространство, способное
вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет -
не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение,
самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в
целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила
воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение
имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает
цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем
отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными
исследованиями».
Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие, которое зависит от
культурных традиций, этнической принадлежности.
Символика цвета - важный аспект его восприятия и имеет национально-
историческую и культурную обусловленность. Вот как описывается
значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии
(VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный - пламенность, желтый -
златовидность, зеленый - юность и бодрость; словом, в каждом виде
символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными
цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты
Христа, сияние его Божественной славы и красный - знак пролитой крови
Спасителя.
Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.
Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует
нервную систему. Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление,
в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как
раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное
физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению
дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю.
Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль,
оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает
сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение,
особо чувствительные состояния, в большом количестве - угнетает нервную
систему. Лиловый - успокаивает, способствует погружению в медитативное
состояние. Коричневый - снижает возбудимость, как бы спускает на Землю,
помогает пробудить здравомыслие.
Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде:
сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для
официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой - цвета одежды
для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий - цвет
неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.
Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое
развитие детей младшего школьного возраста, способное вызывать у них
активную эмоциональную реакцию.
Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим
разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид
деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для
приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования
является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные
задачи.
Общие задачи по обучению цветоведения можно подразделить на две
группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области
воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
1. - учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных
работ;
2. - научить использовать художественные материалы в творческой
работе;
3. - формирование художественно-образного мышления, как основы
развития творческой личности;
4. - добиваться выразительного цветового решения рисунка;
5. - формирование умения передавать красками объем формы предметов,
особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать
следующие:
1. - развитие зрительной памяти пространственных представлений,
образного мышления;
2. - воспитание художественного вкуса, интереса и любви к
изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
3. - развитие творческих способностей;
4. - развитие навыков творческой переработки впечатлений,
переживаний.
Воспитание художественного вкуса, интереса и любви достигается
обучением основам реалистического изображения окружающей
действительности, путем связи тематики бесед об изобразительном искусстве
с вопросами, касающимися выполнения рисунков в цвете, путем
специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного
иллюстративного материала - репродукции книг, рисунков. Располагая
изображенные объекты, выполняя свой рисунок в цвете, ученик выражает
свои мысли, свое отношение к реальной действительности. У него
складывается характерное цельное представление о том или ином явлении.
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие
художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно
поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно
улучшить качество их работ.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете
возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета.
Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим
разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное
значение для воспитания школьников.
Занятия по цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые
углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей
действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач
преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и
использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно
и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.
Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо
знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином
возрасте, продуманно строить методику работы с детьми. Эти вопросы
рассмотрены в следующем пункте данной методической работы.
1. Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в
обучении детей на уроках живописи и композиции в детской
художественной школе.
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием
освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски
других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое
богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное
богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и
которую любим.
«Цвет - одно из свойств материального мира, осознанное зрительное
ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз
потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой
поток. Следовательно, цвет - это свойство света. Свет, отраженный
предметом разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас
различные цветовые ощущения».
Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света, -
сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в
каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе - спектр.
Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных
цветов. И. Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их
смешивания создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда
расположены в определенной последовательности, постепенно переходя
один к другому.
В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в
обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного
искусства?
На уроках в детской художественной школе , посвященных цветоведению
обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные
характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и
гармонию цветовых сочетаний.
Известно, что все многообразие цветов можно разделить на две большие
группы.
Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые
(от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные
(бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости
от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических
оттенков.
К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все
цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются
хроматическими (цветными).
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и
насыщенностью - это три основные характеристики цвета. Первая
характеристика цвета - тоновая (светлее - темнее). Это характеристика
степени светлости или темности какого-либо взятого цвета.
Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее
относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом
считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске
в природе - черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более
всего близкий к самой светлой краске - к белому цвету.
Вторая характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в
виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов
или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или
меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных
оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика
показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то
есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.
«По словам известного русского художника В.В. Кандинского, теплота или
холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это
различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание,
но это основное звучание становится или более материальным (то есть
теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится
чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении,
причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске
удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых
тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».
Третья характеристика цвета - яркость (яркость - приглушенность цвета).
Данная яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо
цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно
преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим
фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде
круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому
цвету, получив, так называемый цветовой круг.
В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других
цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют
составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные,
оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Которые условно называются
теплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть
входят голубовато-зеленные, голубые, синие, фиолетовые и называются
холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла.
Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зеленый цвет,
расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а рядом с синим
- теплым.
Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются
противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении мы
будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные - как
отступающие. Например, желтый и красный зрительно увеличивают
предмет, а голубой - уменьшает. В сумерках наоборот: красный цвет создает
впечатление глубины, т.е. удаляется, а голубой выдвигается на передний
план. Предметы синего и фиолетового цветов при дневном свете зрительно
уменьшаются в объеме.
Каждый предмет обладает своим предметным (локальным) цветом.
Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные
тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами
как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет - основной цвет
какого-либо предмета без внешних влияний. Предметный цвет может
изменяться под воздействием источника света и цветовой среды. Освещенная
часть предмета приобретает оттенки источника света.
Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование
цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство
цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно
воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы
предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и
хроматические (цветовые). Контраст по светлоте применяют художники,
подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая
светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и
звучность цветов, достигают выразительности формы.
Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом
фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а
на белом - более темным. Такое явление называется одновременным
ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под
влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов,
предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и
насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее
рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.
Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их
сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность
цветов. Это же происходит и с основными цветами.
Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он
лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и
создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса,
Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приемов
художественного творчества.
Последовательный хроматический контраст возникает при длительном
восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго
смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую
скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-
зеленый силуэт помидора.
Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное
природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и
принадлежность определенным формам.
Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если
смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам
гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет.
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом
смешения спектральных цветов.
Механическое смешение цветов происходит при смешении красок,
например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что
цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую)
природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем
красок в наборе.
Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным
выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов,
передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с
которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам
цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего
отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте
по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их
рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование,
неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Это теоретические аспекты обучения основам цветоведения и общее
понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе, а
также сущность теоретических основ цветоведения.
Каковы же практические аспекты обучения детей младшего школьного
возраста основам цветоведения на уроках в детской художественной школе?
Ответу на данный вопрос и будет посвящена практическая глава
методической работы.
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и
проведения уроков по обучению цветоведению на уроках в детской
художественной школе
2.1 Приемы и методы обучения детей младшего школьного возраста основам
цветоведения на уроках .
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является,
творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на
развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в
детской художественной школе детям даётся возможность пофантазировать,
поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать»
детей, высвободить их творческую энергию.
Практические знания по цветоведению обучаемые детской
художественной школы получают на уроках по живописи, но основы все же
закладываются в 1-3 классе (при 7 летней программе
образования). Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать
всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно,
развивают художественный вкус. .В разделе «Живопись» содержание
обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и
основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению
акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность
почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное
восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче,
щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о
цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении
сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим
средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет.
Учитель детской художественной школы при обучении детей младшего
школьного возраста на уроках ставит своей целью в доступной интересной
для ребят форме дать знания по основам цветоведения. Таким образом в
конце года учащиеся 1 класса по основам цветоведения должны знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый,
оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в
смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);
Обучаемые должны уметь:
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать
краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы
очертаний этой поверхности).
Обучаемые 2 класса по основам цветоведения должны получить начальные
сведения:
- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных
красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,
- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения
составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок,
зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания
красной и синей).
К концу учебного года обучаемые 2 класса должны уметь:
- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую
форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно
закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура),
менять направления мазков согласно форме.
В течение учебного года обучаемые 3 класса должны получить сведения о
композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения
растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- простейшие правила смешения основных красок для получения более
холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого,
желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания
оттенков цвета, колорит и т.д.);
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый,
красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве
(для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и
светлоты цвета).
К концу учебного года обучаемые 3 класса должны уметь:
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество
их форм и очертаний;
- правильно определять и изображать цвет;
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности
цвета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная
руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно
организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное,
указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель
является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и
направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной
грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему,
как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности,
как преодолеть чистый лист бумаги.
Для успешности обучения учитель должен подобрать интересный,
познавательный материал, учитывая особенности детей. Эффективность
уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен
для детей был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в
течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные
моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ
цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А
трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их
возрастными особенностями.
Таким образом подчеркивается важность подбора видеоматериала. При
подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать
качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и
привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать,
учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь
готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать
красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает
больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше
воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень
удачным.
Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так
как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного
искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь
определенное, постоянное место. Имея все необходимые материалы и
принадлежности для выполнения задания, ребята с большим вниманием и
интересом отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С
размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на
первом уроке, а в дальнейшем педагог следит за тем, чтобы все
принадлежности находились на предназначенных для них местах.
Как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе,
когда учащиеся начали рисовать?
Наилучшим образом эту работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после
объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив
ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате
первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые
направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя
весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал
обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она
приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту
ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или
с помощью методических пособий.
При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять
задача _ сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое
наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать
так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.
Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика
изложения учебного материала. Но с основными законами изобразительной
грамоты дети должны познакомиться в начальной школе. И мы знаем, что
там, где учитель руководит их приобщением к изобразительному искусству
успех у детей налицо.
Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию.
Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают
внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения
обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.
Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами
должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем
помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его
в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по
обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его
применять.
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, важно
с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и
развивать их творчество, воображение, умение применять полученные
знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.
При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения
важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны
развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с
другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им
практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также
хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к
изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к
учащимся в процессе их обучения на уроке.
Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных
методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает
качественные изменения. Создание необходимых условий для развития
художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения
наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их
между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а
также от выработки у них технических умений и навыков в работе с
карандашом и красками.
Заключение
Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по
ознакомлению младших школьников с основами цветоведения на уроках
изобразительного искусства можно сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме
обучения школьников основам цветоведения. Цвет в изобразительном
искусстве является важным выразительным средством, отражающим
материальные свойства предметов, передающим многообразие
окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся
школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для
передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей
не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в
дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует
действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и
многие дети совсем перестают рисовать.
2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд
задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об
окружающей действительности. Для осуществления учебно-
воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной
системы и использовать разнообразную методику работы с учениками,
творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того,
для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой
объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в
связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
3. На занятиях по живописи и композиции учащиеся усваивают все
основные элементы цветоведения. С детского возраста необходимо учить
рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности
формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность
предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов
окружающего мира дети закрепляют на занятиях в школе, но
первоначальный фундамент закладывается именно на первых этапах
обучения. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы
методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать
основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как:
наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми,
руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо
учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать
эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее
лучше и красивее.
4. Упражнения дают возможность применить различные методы и
приемы обучения основам цветоведения. Это позволяет сделать вывод, что
без направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного
наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная
работа на занятиях. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах
цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный
цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно
использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество,
воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной
практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра,
связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка
на всю жизнь.
Таким образом, выявляется и обосновывается сущность и особенности
организации методики обучения цветоведению на уроках живописи и
композиции. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно
тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.
Теоретическая значимость методической работы в том, что в ней
представлено обоснование необходимости и возможности осуществления
грамотной организации работы учителя по использованию методов и
приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного
возраста на уроках живописи и композиции.
Практическая ее значимость - в разработке комплекса заданий и
упражнений по освоению младшими школьниками основ цветоведения
через связь уроков художественной направленности, и обучение младших
школьников основам цветоведения, а также анализе работы по их
реализации в период педагогической практики.
Раздел 3. Примерные упражнения применяемые при изучении темы
"Цветоведение"
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие
цветовой гармонии и основано также на изучении цветоведения. Примерные
упражнения перед заданиями помогут почувствовать всю прелесть
окружающего мира, через свое личное восприятие, развить художественный
вкус. Данные разделы и темы включены в программы по живописи и
композиции и рассматриваются как введение в большой и сложный мир
цветоведения.
Хроматические цвета
Тема 1.1. Свет и цвет
Дать определение понятиям цвет и свет, разобрать природу их
возникновения в доступной форме. Окружающий мир мы видим благодаря
свету и зрению. Солнечный цвет определяет световое и красочное богатство
всей природы. Белый солнечный свет при определенных условиях
распадается на несколько цветов, расположенных в полосе в определенном
порядке. Эта полоса - спектр. Цвета спектра необычайно красивы, чисты и
гармоничны. Краски художника не могут передать эти качества. Любое
изображение спектра это условное и упрощенное его воспроизведение.
Задание 1.
Изобразить все цвета спектра в строгом порядке: красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Цвета спектра.
Рис. 1
Если смешать два крайних цвета в полосе спектра красный и фиолетовый
получим пурпурный.
Рис. 2
Замкнув полосу из восьми цветов в кольцо, получим цветовой круг.
Цветовой круг из восьми цветов.
Рис. 3
Задание 2.
Выполнить цветовой круг из 12-ти, цветов, смешивая соседние между собой
цвета и сохраняя в чистом виде восемь главных цветов. Добавляя одну
краску в
другую получим дополнительные оттенки: оранжево-желтый, зелено-
голубой и т. д.
Цветовой круг из двенадцати цветов.
Рис. 4
Постепенно добавляя одну краску в другую, можно получить цветовой круг
из 16-ти, 24-х и более цветов.
Непрерывный цветовой круг в двадцать четыре тона.
Рис. 5
Хроматические цвета отличаются друг от друга и имеют три основные
характеристики – цветовой тон, светлота и насыщенность.
Цветовой тон характеризует цвет или цветовой оттенок предмета – красный,
оранжевый, зеленый и т. д.
Рис. 6
Светлота – это степень высветления цвета. То есть это сравнительная степень
отличия от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет
цвет.
Рис. 7
Насыщенность цвета – степень интенсивности (яркости) цвета. Чем меньше
серого цвета в смеси, тем ярче, насыщеннее цвет данной смеси красок.
Рис. 8
Задание 3.
Умение дать оценку и передать различие цвета по светлоте очень важно, как
в работе по рисунку, так и по живописи, а также выравнивать и подчинять
общее живописное решение. Выполнить растяжку по светлоте и
насыщенности.
Рис. 9
Тема 1.2. Основные цвета и промежуточные составные.
Все цвета и их оттенки, которые мы видим вокруг себя, кроме черного,
белого и всех градаций серого, называются хроматическими. С древнейших
времен цвету предавалось большое смысловое значение, потому что цвет
тесно связан с эмоциональной, духовной стороной жизни человека. О том на
сколько тесно цвет связан с областью человеческих чувств, наглядно
свидетельствуют обряды и празднества, характер которых помогает выразить
цвет. Красный цвет огня является символом борьбы, победы, радости. Его
действие – возбуждение. Голубой – успокаивает, фиолетовый – подавляет,
угнетает, зелёный пробуждает надежду, желтый: теплый, бодрящий, веселый,
радостный, добрый и т. д. Ребенок осваивает окружающий мир, культуру
общества, в том числе и цветовую культуру и должен овладеть эталоном
цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета. Восприятие
цвета можно развить с помощью наблюдений и предметов искусства.
Предлагается игра «Цвет и чувства». Например:
Чувства персонажи состояния место
Радостный ребенок дождь дворец
Подбирая сочетания, создать композицию в определенной цветовой гамме.
Восприятие цвета очень индивидуально. Цвета спектра – красный, желтый,
синий принято считать главными. Их не возможно получить при смешивании
других цветов.
Основные цвета.
Рис. 10
Из трех основных цветов можно получить промежуточные цвета.
Получение из трёх основных цветов (красный, желтый, синий)
промежуточных составных цветов.
Рис. 11 + =
+ =
+ =
Задание 4.
Получить из трех главных цветов промежуточные составные цвета.
Составные цвета.
Рис. 12
Включая в палитру новый цвет, надо изучить особенности его воздействия на
человека и его выразительные возможности.
Желтый цвет. Этот цвет солнца, огня – поэтому его называют теплым.
Задание 5.
Выполнить три шкалы растяжек:
1) Переходы от желтого к белому
2) Переходы от желтого к серому
3) Переходы от желтого к черному
Вывод: Соединяясь с белым, желтый цвет теряет свою яркость,
насыщенность, становится нежным, светлым, тихим. Соединяясь с серым, он
приобретает мягкость, но звучит печально. С черным - желтый цвет теряет
насыщенность, но становится мрачным и тяжелым.
Синий цвет. Его называют холодным. Он ассоциирует со льдом, космосом,
ночью.
Задание 6.
Выполнить три шкалы растяжек:
1) Переходы от синего к белому.
2) Переходы от синего к серому.
3) Переходы от синего к черному.
Вывод: Синий цвет с белым становится нежным, романтичным, и даже более
теплым. Синий с серым – кажется совсем печальным. С черным – зловещий
оттенок.
Красный цвет. Красный цвет – цвет огня, крови, цвет спелой ягоды, цвет
праздника и цвет войны. Это психологически сложный и неоднозначный
цвет.
Задание 7.
Выполнить три шкалы растяжек:
1) Переходы от красного к белому.
2) Переходы от красного к серому.
3) Переходы от красного к черному.
Сравнить таблицы и дать характеристику.
Таблицы смешения цветов
Разбелы
Рис. 13
Потускнения.
Рис.14
Потемнения.
Рис. 15
Задание 8.
Выполнить растяжку на светлоту и насыщенность.
Рис. 16
Составные цвета и родственная гамма
Смешивая основные цвета между собой, мы можем получить все остальные,
которые называются составными. Все оттенки составных цветов,
полученных из двух основных – называются родственными цветами, так как
объединяют в себе оба основных цвета, каждый из которых проявляется в
том или ином оттенке с разной степенью интенсивности.
Рис. 17
Родственная гамма желто-красных цветов
Задание 9.
Выполнить шкалу родственных цветов. Получить как можно больше
оттенков от желтого к красному.
Рис. 18
Если в диапазон родственных цветов добавить оттенки ахроматичных
цветов, можно передать состояние, настроение: насыщенные - праздничные,
золотая осень, слабонасыщенные – тихой и ласковой погоды.
Родственная гамма желто-голубых цветов
Желтый становится зелёным при смешении с голубым и делается более
холодным, удаляющимся (воздушная перспектива – теплые ближе, холодные
дальше), а находясь рядом синий и желтый как бы усиливает свое звучание –
это излюбленное сочетание многих художников.
Задание 10.
Выполнить шкалу в родственной гамме желто-голубых цветов, передать
эффект цветовой растяжки ритмично изменяя цвет от желтого к синему,
получим
более холодные цвета (цветовая динамика или движение цвета).
Рис. 19
Таблица составных промежуточных цветов
Рис. 20
Тема 1.3 Контрастные и дополнительные цвета
В цветовом круге цвета, расположенные на одном диаметре, являются
контрастными и дополнительными друг к другу. Мы знаем, что родственные
цвета получаются из пары основных цветов, но как ведут себя эти цвета по
отношению к другим цветам, которые не участвуют в создании этих цветов
(родственные). Противоположные контрастные пары цветов в цветовом
круге.
рис. 21
Они резко отличаются друг от друга, а положенные рядом усиливают свое
звучание и такие цвета называются дополнительными. При смешении такие
цвета гаснут. Художники хорошо знают свойства дополнительных цветов и
умело пользуются для написания своих полотен.
Контрастные триады цветов в цветовом круге
Рис. 22
Контрастный цвет ярко выделяется на фоне родственных
Рис. 23
Задание 11.
Выполнить растяжки диаметрально-противоположных цветов.
Рис. 24
Если максимально смягчить звучание группы контрастно-дополнительных
цветов – разбеливание, появляется тонкость цветовых переходов.
Рис. 25
Тема 1.4 Холодные и теплые цвета
Все цвета условно делятся на теплые и холодные. Теплые– желтый,
оранжевый, красный – это цвета раскалённого солнца, ярко пламенеющих
апельсинов, жгучих красных перцев, золотистых овощей являются
выступающими цветами.
Рис.26
С холодными цветами мы сталкиваемся, когда любуемся заснеженными
горами на фоне голубого неба. Это цвета снега льда голубые, синие,
фиолетовые. Эти цвета воспринимаются отступающими. Зелёный считается
нейтральным цветом.
Рис. 27
Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых
оттенков картине. Колорит может быть холодным тёплым, серовато –
серебристым, красноватым, зеленоватым и т. д.
Тёплые и холодные оттенки располагаются рядом, тёплые их оттенки
располагаются в правой части цветового круга, а холодные - в левой.
Теплые цвета Холодные цвета
Рис. 27 рис.28
Задание 12.
Выполнить растяжки:
1) От синего к зеленому
2) От красного к желтому
3) От синего к красному
Раздел II. Ахроматические цвета.
Тема 2.1 Белый, серый, черный.
Ахроматические цвета в спектре отсутствуют белый, серый, чёрный -
бесцветные и отличаются друг от друга.
1. Цветовым оттенком (тоном);
2. Насыщенностью (интенсивностью);
3. Светлотой .
Задание 13.
Выполнить растяжку шкалу от белого к черному, получить больше оттенков
серого (нюанс).
Рис. 29
Между черным и белым существует множество оттенков серого, их легко
получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому
цвету добавлять понемногу черный, то выстраивается шкала: каждый
следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону от светлого к
темному.
Тема 2.2 Контраст белого и черного.
Белый, чёрный – контрастные цвета. Они подчёркивают и усиливают
звучание друг друга.
Рис. 30 Рис. 31
Светлое пятно кажется больше чем темное. Темный предмет на светлом ещё
темнее. Темный предмет тяжелее светлого равного по величине. Белый цвет,
как самый светлый , и черный как самый темный, по отношению друг к другу
являются контрастными. Контрастность делает рисунок резким и
напряженным.
Задание 14.
1) Из пятна черной кляксы, дорисовать силуэт черной птицы на белом снегу.
2) На светло-сером фоне нарисовать птицу из разных оттенков серого и
сравнить черную птицу на белом снегу и эту серую.
Список литературы:
1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. - сПб.: Питер, 2006.
5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.
10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.
11. Костерин Н.П. Учебное рисование: - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение,
1984.
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. -
Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.
13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах. - М.: Просвещение, 1979.
14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной
школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 - М.: Дрофа,
1997.
15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной
школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 - М.: Дрофа,
1997.
17. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и
художественный труд 1-4 кл. - Книга для учителя: Просвещение, 1991.
19. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,
Флинта, 1999.
20. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4):
В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2001.
.
21. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:
Просвещение, 1980.
22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. - М.: АГАР, 1998.
23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000
24. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.
31. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное
искусство. - М.: Просвещение, 1989.
32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977.
33. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Просвещение, 1983.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "В жостовском подносе все цветы России" 3 класс
- Проверочный тест "Народные игрушки"
- Презентация "Натюрморт в интерьере" 8 класс
- Технологическая карта урока "Осенний пейзаж" 2 класс
- Презентация "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива" 6 класс
- Конспект занятия "Смешанная техника рисования акварель и восковые мелки"