Презентация "Народные промыслы России. Хохлома" 5 класс
Подписи к слайдам:
- Народные промыслы России
- Хохлома
- Разработала учитель изобразительного искусства – Бекетова Т.А.
- г.Оренбург 2018г.
- Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго
- Один из народных промыслов России.
- Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.
- История развития промысла Хохломская роспись
- Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
- Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости льняным маслом, а его обмазывают затем особым составом - вапой или грунтом Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл
- Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную. Следом идет роспись художника. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым.
- Это – «бельё».
- Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
- Хохломская роспись выполняется масляными красками.
- Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
- Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.
- Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.
- Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
- Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».
- Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
- Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».
- Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)
- Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
- - Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
- - пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.
- Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в
- артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла
- и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие
- центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,
- сувениры и пр.
- Столовый набор дерево, роспись, лак Удалова В.А. /с. Семино, ЗАО "Хохломской художник
- Ковш "Лебедь«
- лак, дерево, роспись /с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись»
- Кружка, сахарница, солонка дерево, роспись, лак /с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись
- Выставки
- Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области
- является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по
- берегам реки Узола в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила
- широкое распространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от
- преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда
- мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил
- название хохломской росписи.
- Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и
- золотой, которые сохранились и поныне. Такая цветовая палитра обусловлена
- технологией изготовления, а также имеет свой символический смысл. Сложился и
- особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» -
- ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской
- толстыми линиями; «Кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под
- листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. истоки растительных
- узоров хохломы в культуре Руси 17 века, периоде, названном «русским
- узорочьем». Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы,
- цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе
- свет и добро.
- В своем развитии роспись переживает несколько этапов.
- Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90
- годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже
- сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета:
- коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на
- изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два
- основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются
- стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой
- ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота,
- кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.