Конспект урока "Живопись как вид изобразительного искусства" 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока
Учебного предмета «Беседы об искусстве»
Программа дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной
программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
1 год обучения
Тема урока: «Живопись как вид изобразительного искусства
Автор-разработчик: преподаватель Жирнова А.Г.
2019 год
Цели и задачи: вводная беседа о предмете; знакомство с ахроматическими и
хроматическими, основными и составными цветами; выполнение
упражнения на получение составных цветов из основных; применение
лессировок; знакомство с холодными и теплыми цветами; выполнение
сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек.
Живопись один из основных видов изобразительного искусства,
произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-
либо поверхность. Древнейший вид изобр. иск-ва. Классификация живописи
может быть различной. Исходя из практических целей и отчасти восприятия
различают монументально-декоративную живопись (стенные росписи,
плафоны, панно), станковую (картины, рисунки, эстампы, портреты, группы),
декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов),
иконопись, миниатюру, диораму и панораму.
Другая классификация связана с жанровым делением. Выделяют
анималистический, батальный, бытовой, исторический, жанр интерьера,
натюрморта, пейзажа, портрета.
Основные разновидности живописной техники принято обозначать по
характеристике красочных материалов. Так, различают масляную живопись,
живопись красками на воде по штукатурке сырой фреско) и сухой
секко), темперу, клеевую живопись, восковую живопись, эмали, живопись
керамическими и силикатными красками, энкаустику. К живописи
приближаются мозаика и витраж, решающие те же задачи.
Для исполнения живописных произведений используют также акварель,
гуашь, пастель, тушь. Несмотря на сходство, в каждой из техник живописи
сложилась своя совокупность приемов. Например, для живописи темперой
характерно постепенное высветление цветов при высыхании картины,
поэтому изначально она должна быть темнее, чем на самом деле..
Основным и отличительным, можно даже сказать характерологическим
признаком живописи является цвет. В любом живописном произведении цвет
образует целостную систему (колорит). Обычно это несколько цветов и их
оттенки, которые взаимосвязаны между собой. Иногда, правда, используются
оттенки одного цвета (монохромная живопись, гризайль).
Гризайль (франц. grisaille, от gris серый) живопись, выполняемая в
разных оттенках одного цвета, чаще всего серого.
Цвет находится в неразрывном единстве со светотенью и линией. Вместе они
позволяют передать объем и пространство изображаемого.
Еще одним выразительным средством живописи является рисунок, он также
помогает детально и емко передать очертания предметов и их мельчайшие
детали. В графике, в отличие от живописи, преобладает рисунок, а также
фактура самой линии.
Искусство живописи появилось не сразу, а складывалось на протяжении
длительного времени. Долгое время Живопись имела лишь прикладное
назначение это была роспись глиняных досок, стенная живопись,
вазопись. В это время использовались натуральные красящие вещества.
Росписи выполнялись в основном средствами энкаустики и темперы на
штукатурке, дереве, мраморе, холсте, обожжённой глине.
Древнегреческая живопись практически не дошла до наших дней, можно
отметить лишь роспись на глиняных табличках (Тиринф), стенах (храм
Аполлона в Ферме), статуях («Богиня с зайцем»), склепе (КазанлыкскаЯ
гробница). В то же время представление о греческой монументальной
живописи дают росписи ваз, этрусская стенная живопись и Мозаичные
композиции, настенные панно. Из Древней Греции до нас дошли и первые
имена художников Полигнот, Мйкон, Паррасий. Аполлодору Афинскому
приписывается изобретение "Приема, на котором основывается живопись в
современной ее трактовке, ~ игры светотени. ". Гораздо больше Образцов
сохранилось от древнеримской живописи. Среди них
высокохудожественные стенные росписи (виллы в Помпеях), а также
погребальные портреты. Римские живописцы следовали греческим образцам,
но в то Же время совершенствовали приемы настенной и пейзажной
живописи (изображение пейзажей на сюжет мифа об Одиссее).
Наиболее характерными образцами раннехристианского искусства также
являются настенная мозаика и мозаичное изображение на потолке, было
отмечено появление росписей катакомб. Их можно отнести к последним зна-
чительным произведениям живописи эпохи позднего Рима.
Среди произведений прикладной живописи росписи на глиняных и
деревянных табличках, фигурки из слоновой кости, изображения,
выполненные из стеклянных узоров,
миниатюры на пергаменте и папирусе, расписные вазы. Только, в эпоху
Возрождения живопись стала развиваться как самостоятельный вид
искусства. Начиная с ХШ-ХVII веков, когда установилось разделение
искусства на жанры, соответственно определились и жанры живописи.
Материалы и инструменты.
Обычно художники-живописцы пишут картины акварелью, гуашью и
масляными красками.
Для живописи используют круглые и плоские кисти. Размер кисти
определяется по номеру – чем больше кисть, тем больше ее номер.
Материалы живописца: масляные краски, акварель, гуашь, темпера,
акриловые краски.
Инструменты живописца: кисти, палитра, мастихин, холст.
Для занятий живописью необходимо приготовить: акварельные и гуашевые
краски, кисточки разного размера, палитру, баночку для воды, тряпочку,
листы бумаги.
Палитра нужна для того, чтобы смешивать на ней краски.
Гуашь непрозрачная краска, которую разводят водой. Для работы с гуашью
нужна плотная белая или цветная бумага с ровной поверхностью и кисти
широкие плоские или с густой щетиной (колонковые или из синтетического
ворса). Можно также работать и на картоне.
При работе с гуашью поверх одного слоя краски можно положить другой.
Для более светлого оттенка в гуашь добавляют белила; гуашь можно
наносить на сухой и на сырой слой краски.
Акварель прозрачная краска, которую разводят водой. Для работы
акварелью подойдут тонкие мягкие кисти (колонковые, беличьи, или из
волоса хорька, пони) и белая или желтоватая бумага с рельефной
поверхностью (бумага должна быть по своей фактуре рыхлой и
шероховатой).
Акварель требует быстрой и точной работы, исправления почти невозможны.
Чтобы акварельная краска стала светлее, в нее нужно добавить воды.
В акварельной живописи для передачи белого используется белый цвет
бумаги.
Характеристика цвета.
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может
различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них,
люди придумали классификации цветов.
Хроматические и ахроматические цвета.
«Хрома, хроматос» - в преводе с греческого «цвет».
Ахроматические не цветные,это белый, серый и черный; они
характеризуются отсутствием пигмента.
Хроматические все остальные цвета, полученные на основании тех или
иных пигментов.
Основные и составные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный,
желтый, синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в
основе всех остальных цветов (кроме ахроматических). Попарное
смешивание основных цветов дает нам гуппу цветов, называемых
составными
Выполнение упражнений на получение промежуточных и составных
цветов из основных:
1. «Цветовой круг» (Порядок расположения цветов и их названия в
цветовом круге). Круг из 12 цветов.
2. Орнамент с основными и составными цветами. Применение
лессировок.
3.
Орнамент узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его
элементов (в определенном порядке).
Лессировка тонкие прозрачные и полупрозрачные слои краски, которые
наносятся на просохшие слои, чтобы изменить тон картины, обогащая ее
колорит.
Аккуратно двигая кистью в одном направлении (например, только слева
направо), покроем небольшой участок орнамента желтым цветом. Дадим
красочному слою просохнуть. Теперь наберем на кисть голубую краску и так
же аккуратно нанесем на желтый участок голубой цвет. Какой цвет
получился? Зеленый. Вот такие чудеса!
Таким же способом можно получить оранжевый цвет, нанеся красный поверх
желтого, и фиолетовый если нанести синий цвет поверх красного. Надо
только следить, чтобы краски не были слишком густыми и яркими. Разводить
краски водой нужно на палитре.
Теплые и холодные цвета.
Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где
холодные цвета.
Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета
солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные - цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их
смеси.
А зеленый - особый цвет: если в нем больше желтого он теплый, если
синего – холодный.
Красный и синий - абсолютные цвета по холодности и теплу.
Упражнение.
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых
растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение
растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к
фиолетовому и т.п.
Смешать цвета можно и на сырой бумаге. Увлажним лист чистой водой и
нанесем на него горизонтальными мазками последовательно сверху вниз
синий, красный, желтый и голубой цвета. А теперь посмотрим, как один цвет
«переливается» в другой и получается новый цвет. Например: между синим и
красным появился фиолетовый. Между красным и желтым оранжевый. А
между желтым цветом и голубым – зеленый.
Домашнее задание:
1. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок.
Акварель, бумага А4.
2. Пейзаж с закатом солнца. Составление сложных цветов в процессе
выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных
оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к
синему, от синего к фиолетовому и т.п. Акварель, бумага А4.
6. Список литературы.
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство/А.Д. Алёхин. М.: Просвещение, 1984.
160 с.
2. Алексеев С.С. О цвете и красках/С.С. Алексеев. – М.: Искусство, 1973. – 256 с.
3. Борев Ю. Б. Эстетика: / Ю.Б. Борев. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.
829 с.
4. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве/Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1972.
5. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство/А.Б. Салтыков. М.: Просвещение,
1968. 296 с.
6. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства/Н.М. Сокольникова.
М.: Академия, 2007. – 316 с.
7. Угринович Д.М. Искусство и религия/Д,М. Угринович. М.: Издательство
политической литературы, 1982. – 288 с.