Презентация "Русское искусство XX века" 10 класс
Подписи к слайдам:
Русское искусство XX века.
Художественное наследие России XX века – это единый, историко-художественный процесс, глубоко противоречивый, связывающий явления прошлого и настоящего, отражающий живую преемственность в развитии культуры.
- Период «советского искусства» охватывает 1917–1980-е годы. Здесь возможно введение хронологических границ: 1917 – 1920-е, 1930-е – 1950-е, 1960-е –1980-е.
- Начало ХХ века – это время исканий: возврат к религиозным традициям православия (Сергей Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков); к различным формам теософии и антропософии (Елена Блаватская, Андрей Белый, Николай Рерих, Василий Кандинский); к вариациям восточных учений Тибета и Индии (Глеб Успенский, Георгий Гюрджиев); в-четвёртых, к богоискательству или богоборчеству (Казимир Малевич).
- Русская художественная интеллигенция (за малым исключением) поддержала революцию.
- Понятия «мы», «масса», «Интернационал» и «долой» (по отношению ко всем формам общественного уклада и традициям) заполнили новое временное пространство.
- 1917 г. сыграл поворотную роль в политической истории России, но не имел подобного значения для истории искусства.
- Точка перелома в художественном сознании приходится на середину 1910-х годов и связана с идеями и практикой русского авангарда, итогом которого стала выработка метода, позволяющего творить новую, не связанную с видимым миром реальность.
- Однако после 1917 года эстетические поиски 1910-х гг. приобретают иную направленность: формальные эксперименты должны играть роль художественного языка революции.
- Представители группировок 1920-х годов стремились адекватно выразить дух времени, но по-разному раскрывали образные и пластические принципы.
- Собственную институциальную политику, предвосхитившую советское искусство 1930–1980-х гг., занимала Ассоциация художников революционной России – АХРР.
- От коммерческого предприятия и частного покупателя неудачливые «передвижники» переориентировались на власть.
- Кацман и его группа (АХРР) основали Ассоциацию под девизом «героического реализма» («мифотворчества»), с задачей «организации психики грядущих поколений», апроприации (лат. – усвоение, завладение) манер живописи XIX века.
- В 1923 году журнал “ЛЕФ” (“Левый фронт искусства”) печатает программу Татлина и Родченко. Первая организация конструктивистов возникает в Инхуке в 1921 г. (А. Родченко, В. Степанова, В. И Г. Стенберги), а в архитектуре их принципы сформулированы в теоретических работах А. Веснина, М. Гинзбурга.
- Идея коренного преобразования окружающей среды, или “единая сценическая установка”, реализуется в Ассоциации новой архитектуры – АСНОВА (1923–1932).
- Сочетание новаторского языка архитектурных форм и решение новых социальных задач способствует формированию Ассоциации.
- В 1922 году возникает АСНОВА во главе с Н. Ладовским, В. Кринским и инженером А. Лолейтом (1923–1928 гг. председатель).
- Они называли себя рационалистами. Наряду с поисками нового языка архитектуры члены АСНОВА работают над созданием новых типов зданий.
- В практике конструктивисты воплощают в жизнь лозунги производственного искусства.
- «Производственники» (Лисицкий, Родченко, Веснин, Экстер, Степанова, Попова) отождествляли труд и искусство, доказывали «нужность» работы художника в повседневности, декларировали объекты и конструкции из материалов, употребляемых в промышленности.
- Конструктивизм стремился создать новое искусство для нового общества.
- Идея состояла в том, чтобы вырвать искусство из рук привилегированного слоя и показать его «на улицах, в троллейбусах, заводах, магазинах и в домах рабочих» (В. Маяковский, 1918).
- Конструктивисты изобрели визуальный словарь, основанный на абстрактных геометрических формах, который они использовали в живописи, мебели, моде, архитектуре.
- Искусство находится под опекой государственной власти, под знаком острого, непреходящего конфликта с художником.
- Понятие «большой стиль» соцреализма — это жесткая система ценностей, обязательные эстетические каноны.
- Любые отклонения в формальных решениях от традиций русского реализма клеймятся как «формализм».
- Вольности художественных объединений 1920-х гг. упразднены партийным постановлением 1932 г.
- Сюжетные композиции отличаются традиционностью, повествовательностью, документальностью: отображают героическое революционное прошлое, трудовые будни и свершения, преобладают портреты партийных руководителей.
- Тоталитарный режим способствует уходу во внутреннюю оппозицию художников, не изменивших принципам свободного творчества.
- В Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре задумана и осуществлена композиция «Письмо с фронта» (1947), которая занимает место между «новой вещественностью» и «гиперреализмом» (художник А. Грицай посоветовал отказаться от многословности, склада дров и скамейки с корытом).
- Правдоподобность ситуации, тонкий дар наблюдателя и любовь к деталям передают полное доверие «своему солнечному лучу» и в целом, всей сцене.
- Критика не принимает новаторского значения картины и обвиняет художника в «фотографизме».
- Однако вскоре она удостаивается Сталинской премии и «народного» признания.
- Борев, Ю. Социалистический реализм: учебное пособие.- М., 2008.
- Васильева - Шляпина, Г. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи: учебное пособие.- М., 2007.
- Деготь, Е. Русское искусство ХХ века: учебное пособие.- М., 2002.
- Иллюстрированный словарь русского искусства.- М., 2001.
- Ильина, Т.В. История искусств: Отечественное искусство: учебное пособие.- М., 2007.
- История искусства и культуры Древней Руси. История русского искусства ХVIII в. История русского искусства ХIХ – начала ХХ веков. Искусство России после 1917 года (Советское искусство): учебное методическое пособие / КГХИ.- Красноярск, 2008.
- История русского искусства / авт. - сост. М.В. Адамчик: учебное пособие.- М., 2008.
- История русского искусства в 2-х т.: Т. 2.- М., 2008.
- Манин, В.С. Русская живопись ХХ века: в 3-х т. – СПб., 2007.
- Морозов, А.И. Соцреализм и реализм.- М., 2007.
- Пилявский, В.И. История русской архитектуры: учебное пособие для вузов.- М., 2007.
- Покровская, Н.В. История искусства ХХ века: учебное пособие / КГХИ.- Красноярск, 2008.
- Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века: учебное пособие.- М.,
- Хмельницкий, Д. Архитектура Сталина.- М., 2007.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- План-конспект урока "Русская народная игрушка" 5 класс
- Конспект урока "Древние цивилизации. Первые художники Земли"
- Конспект занятия "Во что превращаются кляксы?"
- Конспект урока "Древнерусская живопись: иконопись" 8-9 класс
- Конспект бинарного урока "Образ русской природы в искусстве" 5 класс
- Разработка ОУД "Солнечные и пасмурные дни"