Открытое занятие "В гостях у сказки. Художник Виктор Васнецов" 2-3 класс

Открытое занятие во 2 и 3 классах с участием учащихся 7 класса
тема: « В гостях у сказки. Художник Виктор Васнецов».
используется презентация (ppt).
Цель: Популяризация предмета «Изобразительное искусство», знакомство с
творчеством художника В.Васнецова.
План-конспект мероприятия.
1. Вступление
сл.1 Душа настоящего художника
похожа на певчую птицу,
которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но,
услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней
красоте естества скрытой за накидкой птахи.
сл.2 картина Иван-царевич на Сером Волке. 1889.
Рассказ учителя: Когда-то, давным-давно, в комнате маленькой девочки
висела огромная картина. Каждый раз, засыпая, по вечерам, она
разглядывала ее. Сказочный лес, серый волк мчится во весь опор. На спине у
волка сидит Иван царевич и держит в объятиях прекрасную царевну.
Чудесная сказка о русском богатыре, прекрасной царевне и верном друге,
сером волке! Прекрасная картина! Всегда хотелось узнать, кто придумал и
нарисовал эту картину? Всегда хотелось узнать о том, как можно нарисовать
такие чудесные картины. Всегда хотелось научиться рисовать! Сегодня ,
ребята, мы узнаем о художнике Викторе Михайловиче Васнецове (сл.3),
побываем в гостях у сказки, в гостях у сказок Васнецова.
2.Биография
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе
Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного
священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего
из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной
семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г.
Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего
курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился
живописи в Петербурге сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе
общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств
(18681873).
По окончании Академии участвовал в экспозициях Академии, потом — в
выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии
Художеств.
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения
художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего
времени.
сл.4 «Я только Русью и жил…»
Виктор Михайлович Васнецов всю свою жизнь восхищался русским
народным искусством, его красотой и самобытностью и отразил его в
картинах на темы русских сказок.
3. Рассказ о картинах художника.
сл.5 «Витязь на распутье»1882г. (выступление уч.7кл)
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно
избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник
объединяет знание народного эпоса с мастерством художника, преобразует
русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу
поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной
направленности творчества художника является полотно “Витязь на
распутье”. Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с
разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе
стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу
остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне
былинную надпись подал Васнецову Стасов). В образе витязя на распутье
художник как бы невольно изобразил себя, свои нелегкие раздумья о
будущем.
сл.6 «Богатыри». 1898 г. (выступление уч.7кл)
Над картиной «Богатыри» Васнецов работал более двадцати лет. На этой
картине - возвышенность, с которой открывается дальний горизонт.
Персонажи полотна - три всадника в древнерусском снаряжении на боевых
конях. Это застава богатырская. Васнецов поделился своим замыслом с
Чистяковым: «Картина моя - «Богатыри» Добрыня, Илья и Алеша Попович на
богатырском выезде, примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли
где кого». Таким образом, любимые народом герои русских былин
предстают в картине как защитники своего народа.
Первые эскизы «Богатырей» относятся к 1871-1876 годам. Однако работа над
картиной растянулась, и она была завершена в 1898 году. Центральным
образом картины является Илья Муромец - «сын крестьянский»,
олицетворяющий по мысли автора могучие народные силы. Илья Муромец
кряжист, могуч. С легкостью держит он в руке «палицу булатную». О его
прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестьянского
лица. Моделью для Ильи Муромца явился крестьянин Иван Петров. Совсем
по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшенность, изящество
снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его
взор, полный справедливости и благородства. Для Добрыни позировали сам
Васнецов и Поленов. Психологически сложнее Алеша Попович. Врага
побеждает он не столько силой - у него ее не так много, сколько
сметливостью да хваткой. Алеша - балагур и весельчак, в правой руке его
«гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и
ловкости, несгибаемого величия духа воплощена в картине Васнецова
богатырская застава Древней Руси.
Фигурам богатырей придана особая весомость. Мощь всадников и их коней
поддержана темной массой расстилающихся вдали холмов. Массивность
группы подчеркнута и при помощи контраста с тоненькими молодыми
елочками на переднем плане. В «Богатырях» воплотились народные
представления об идеале человека всесторонне развитого, физическая сила
и красота которого несут на себе печать душевного благородства,
великодушия и доблести.
В то же время облик каждого из витязей отмечен индивидуальными
чертами. Каждому из них присуща своя повадка, своя «манера» держаться,
воскрешающая в памяти различные эпизоды их жизни, запечатленные в
былинах. В то же время картина словно пронизана неторопливым песенным
ритмом, ощутимым и в мощных силуэтах фигур, и в плавных очертаниях
холмов, и в величественно плывущих облаках. Ощущению песенности
способствует и колористическое решение картины, построенное на
сочетании глубоких, чистых тонов. Цветовая гамма этой картины более
сдержанна. Здесь преобладают глубокие, насыщенные цвета,
встречающиеся в народных набойках и расписных игрушках .
сл.7. слова учителя
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования
бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и
прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали
направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов.
сл.8 «Аленушка». 1881 г. (выступление уч.7кл)
сл.9 «Ковер-самолет» 1880г. (выступление уч.7кл)
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это
стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат
заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги:
«Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного
царства». «Первая картина должна была изображать далекое прошлое
Донецкого края, вторая - сказочный способ перемещения и третья - царевен
золота, драгоценных камней и каменного угля - символ божества недр
пробужденного края», - вспоминал о замысле этих произведений сын
Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и
сами сказки. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» .
Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи
далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя,
вызывая в нем любимые с детства образы.
сл.10 «Три царевны подземного царства»1879г.
4.Игра «Волшебный ларец сказок»
сл.11. А теперь, ребята, мы раскроем волшебный сказочный ларец, в
котором спрятаны сказки Виктора Васнецова. Посмотрев на картину, вы
сможете угадать, как она называется.
Первая загадка и первая картина: Как пошла плясать на пиру Василиса
прекрасная! Взмахнет рукавом, полетели белые лебеди, взмахнет другим,
появились сады и озера. Какая это сказка? (Правильно, Царевна лягушка).
сл.12. Следующая картина и следующая загадка:
Укололась царевна веретеном и уснула мертвым сном. А вокруг нее уснули и
все придворные и слуги и повара и музыканты. Какая это сказка? (
правильно, Спящая красавица) картина «Спящая царевна»
сл.13. Следующая картина и следующая загадка:
А дочка у царя Гороха всегда плакала. Пригласил царь женихов со всего
света, чтобы царевну рассмешить, да все впустую. Как, ребята звали
царевну? ( правильно, Царевна Несмияна).
5. Заключение.
сл.13.(текст «В истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и
равнозначна» роли Пушкина в русской поэзии.» -писал журнал«Вестник
знания»)
Сегодня мы познакомились с художником, творчество которого, навсегда
останется в вашем сердце. Этот художник был был великим мастером,
любил и воспевал свою родину, Россию, ее сказки, ее культуру, ее историю. Я
вам желаю, чтобы это знакомство помогло вам, в дальнейшем, лучше узнать
и полюбить нашу Россию, полюбить искусство и живопись.