Презентация "Карельская роспись"

Подписи к слайдам:
Карельская роспись
  • Автор презентации: Исакова Н.Г.
"Красивое нужно сохранить, взять его за образец, исходить из него, даже если оно старое ".
  • Карелия - подлинная сокровищница народной художественной культуры. Художественным наследием являются орнаментированные предметы крестьянского быта. Наиболее распространенными видами народного бытового искусства карел были - вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм прикладного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли крестьянина создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками.
  • Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы в которых утилитарная целесообразность сочеталась бы с эстетическими достоинствами.
  • В карельских народных росписях XIX века выявляется два направления. Для первого характерны элементы древнего происхождения - расписные узоры из простейших геометрических фигур (кругов, квадратов, полос), которые встречались на резной посуде и прялках.
  • Второе, более распространенное, направление появилось в живописном орнаменте карел позднее. Это свободные кистевые росписи с растительными узорами, получившие особенно яркое выражение в пограничных с соседним населением районах. Исключительный интерес представляют расписные прялки. Их росписью занимались плотники-столяры, о которых в народе говорили: "на все руки мастера". Кистевые росписи выполнялись масляными красками без предварительного нанесения кистевых узоров.
Композиция
  • Все произведения искусства создаются по законам композиции. Несоблюдение или незнание этих законов может привести к нарушению гармонии в произведении, Композиция - латинское слово (compositio) - расположение, составление, сложение • это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции.
Выполнение композиции
  • Для того чтобы выполнить композицию, прежде всего определяют место для главного элемента. Для этого зрительно необходимо разделить заготовку пополам, затем 1/3 главного элемента расположить выше средней линии, а 2/3 ниже средней линии. Затем определить место дополнительных элементов, по величине каждый последующий элемент меньше предыдущего на 1/3.
  • Если композиция сложная и много дополнительных элементов, то они должны располагаться слева и справа от центрального элемента и быть симметричны относительно друг другу, а также и одинаковы по размеру.
  • После того, как цветовые пятна расположены - проводим "центр", т.е. стебель и боковые ветки.
  • Затем к стеблям пишем листья таким образом: в верхней части работы маленькие листья, в нижней части большие.
  • Для того чтобы композиция была законченной выполняются "приписки" и дополнения.
  • Стилевое единство присуще карельской росписи по дереву: цветы, птицы, выполняются тем же способом, что и растительные формы, - в свободно-кистевой манере письма.
  • Все растительные мотивы в работах карельских мастеров решаются одинаково с тональным переходом цвета.
Симметрия
  • Пример - другим законом построения композиции является закон симметрии и ритма. Симметрия - это соразмерность частей художественного целого - это форма и предметы, состоящие из одинаковых, соразмерно расположенных частей относительно центра в определенном порядке.
Основные элементы
  • Основные элементы карельской росписи ягодки, розы, тюльпаны, яблочки, сердечки, бутоны, листья
  • ЯГОДКА - это основная составная часть всех элементов карельской росписи
  • - ягодку пишем кистью № 4, 3
  • - гуашь должна быть сметанообразной по густоте,
  • - смачиваем кисть в баночке с водой,
  • - набираем гуашь на кисточку, лишнюю краску аккуратно снимаем о край баночки с краской,
  • - кисть держим перпендикулярно листу бумаги, на котором готовимся писать
  • - кистью касаемся бумаги, делаем легкий нажим, плавно поворачиваем кисть по часовой стрелке постепенно нажимая, образуя круг,
  • - снова плавно приподнимаем кисть, завершаем мазок, и кончиком кисти соединяем его с началом "ягодки".
  • Роза простая
  • - выполняется круглыми кистями № 5, 4
  • - пишем центральное цветовое пятно (круг или большая "ягодка")
  • - по всей наружной части круга приписываем лепестки, которые выполняются круглыми мазками "полуягодками", лепестков может бить 6-8.
СЛОЖНАЯ РОЗА С ОЖИВКОЙ
  • Пишем центральное цветовое пятно
  • - набираем на кисть краску основного цвета
  • - затем па кончик кисти берем краску белее темного цвета
  • - начинаем работать - в нижней части круга пишем 3 мазка - лепестка (3 полуягодки),
Сложная роза с оживкой
  • - наверху, в центре круга пишем "ягодку" с "оживкой", эту "ягодку" можно выполнить двумя цветами - она получится более объемной,
  • это делается так:
  • - сначала обмакиваем кисть в основной цвет, затем одним бочком кисточку обмакиваем в темную краску, другим бочком в белила,
  • - после этого аккуратно выписываем "ягодку", она получается объемной,
ТЮЛЬПАНЫ
  • По форме могут быть из 2 или 3 лепестков,
  • - выполняются только круглыми кистями № 4, 5,
  • - набираем краску на кисть, лишнюю снимаем о край баночки,
  • кончиком кисти касаемся бумаги, слегка нажимаем, ведем ею вниз (примерно 4см), затем плавно приподнимаем кисть и кончиком кисти завершаем лепесток - центральный лепесток,
  • - снова набираем краску на кисть и пишем боковой лепесток,
  • ставим кисточку на уровне центрального лепестка, легким нажимом, плавно, параллельно центральному лепестку ведем кистью вниз, приподнимаем ее, слегка поворачиваем, и, заканчиваем боковой лепесток, кончиком кисти соединяя его с центральным лепестком.
ЛИСТЬЯ - "ДВИЖКИ"
  • Листья выполняются с правой и с левой стороны
  • - их пишут только круглыми кистями № 4, 5,
  • - они бывают простые - из 1-го мазка и сложные - из 2, 3-х мазков,
  • - листья по цвету могут быть однотонные или могут быть выполнены несколькими цветами,
  • - цветовая гамма листьев колеблется от светло-зеленого до темно-коричневого,
  • - набираем краску на кисть, лишнюю краску снимаем о край баночки, легко касаемся листа бумаги, начинаем плавное движение кистью, делаем нажим, затем слегка приподнимаем кисть и завершаем лист, кончиком кисточки проведя ею вниз.
ЯБЛОЧКИ
  • - выполняются круглыми кистями № 4, 5,
  • - набираем краску на кисть, лишнюю убираем о край баночки
  • - начинаем писать: "яблочко" имеет форму двух соединенных между собой "ягодок",только вытянутой формы
  • Рисунок автора презентации
  • Рисунок автора презентации
H
  • Рисунок: Хариной Л.В.
Источники
  • Работы автора презентации
  • УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по художественной росписи по дереву
  • Для учащихся факультета заочного обучения
  • Автор разработки: Западова Светлана Руфимовна
  • Карвонен Наталья Михайловна
  • Руководитель проекта: Заслуженный работник образования
  • Республики Карелия Веревкин Владимир Николаевич
  • г. Петрозаводск 1998г.