Презентация "Древние соборы" 4 класс
Подписи к слайдам:
Древние соборы
- Изо и художественный труд в 4 классе;
- Учитель Власова С.В.
- Познакомить с архитектурой древнерусского каменного храма.
- Дать представление об особенностях архитектуры древних соборов.
- Воспитывать интерес и уважение к истории своей культуры.
- Развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами.
- Осуществлять межпредметные связи ( история, живопись, литература, музыка).
- «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении», - писал Александр Бенуа об исторических картинах Апполинария Васнецова.
- Основанные на многочисленных археологических, изобразительных и письменных источниках, его работы стали правдивыми историко-художественными документами.
- На картине изображен вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.
- Кремль-град, первый из четырех городов, образовавших древнюю Москву, стал и первой каменной крепостью на северо-востоке Руси.
- В тех местах, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, сооружались наиболее мощные и высокие башни. В них устраивались ворота с проездом в Кремль, которые закрывались железными или дубовыми створами.
- С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы.
- Из проездных башен Кремля наиболее важное значение имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая.
- Эта земля, обнесенная высокой кирпичной стеной с зубцами - исток, откуда пошла Москва. Она возникла на Боровицком мысу, своим острым углом вклиниваясь между двумя реками - Москвой и Неглинной, где раньше шумел сосновый бор, а сегодня высится Боровицкая башня.
- Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти. В скором времени Руси предстояло открыто выступить против Ордынского ига. Отовсюду Москве грозили враги. В 1367 году привезли на Москву белый камень. Вместо сгоревших деревянных стен начали строить новые - белокаменные. Стала Москва «город камен».
- С тех пор, как обнесли этот град каменными стенами, никто в честном бою не мог взять крепость на Боровицком холме.
- -особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Так, собором называют кафедральный храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ; в европейских языках сам соответствующий термин (англ. Cathedral, фр. Cathédrale, нем. Kathedrale) происходит от слова «кафедра».
- Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
- Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.
- Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.
- Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра.
- При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие.
- Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.
- Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.
- Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину.
- Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.
- В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.
- Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне etc. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм.
- В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой.
- Храмы «под звоном», или «иже под колоколы», − это столпообразные храмы, у которых ярус звона помещен на основном объеме, под главой. Замечательные образцы древнерусской архитектуры этого типа появились на Руси в XIV веке – предположительно, первым из них был храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле, построенный еще при Иване Калите в 1329 году и не дошедший до наших дней. Известно, что это было столпообразное здание девяти метров в диаметре, в форме неправильного восьмигранника в плане. Замечательный образец несколько более позднего времени – Свято- Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре.
- Ряд превосходных храмов «под звоном» дало русской архитектуре московское (нарышкинское) барокко. Это касается тех храмов, авторство которых принадлежит (или приписывается) зодчему Якову Бухвостову: Покрова в Филях, Бориса и Глеба в Зюзино, Троицкая в Троице-Лыково, Спаса в Уборах, Знамения на Шереметевом дворе. Стройные, высокие барочные храмы становятся еще выше благодаря дополнительному ярусу звона – пирамидальные строения, похожие на свечи, великолепно смотрятся издалека. В Москве из барочных церквей «под звоном», кроме нарышкинских, есть современная им знаменитая Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила), украшенная в стиле западного барокко и близкая по архитектуре не только к культовым, но и к светским постройкам.
- В конце XVIII − XIX веках, в эпоху классицизма, архитекторы также обращались к типу храма «под звоном». На ажурные барочные церкви их произведения уже не были похожи; они композиционно ближе к древним образцам: звонница на массивном четверике. Таковы церкви в Наро-Фоминске, в Ершово (восстановлена), в Воздвиженском.
- Среди новопостроенных храмов тоже встречаются церкви «иже под колоколы»; они представляют собой контаминацию различных стилей или стилизации под древнерусские храмы.
- Андреевский собор, 6-я линия В. О., д. 11, (1764—1786, арх. А. Ф. Вист, А. А. Иванов).
- Владимирский собор (до 2000 года — церковь), Владимирский пр., д. 20, (1761—1783, архитектор неизвестен (предположительно П. А. Трезини, Ф. Б. Растрелли или С. И. Чевакинский)).
- Храм Святого Илии Пророка, Шоссе Революции, д. 71, (1782—1785, арх. Н. А. Львов).
- Исаакиевский собор, Исаакиевская пл., д. 4, (1818—1858, арх. О. Монферран).
- Казанский кафедральный собор, Казанская пл., д. 1, (1801—1811, арх. А. Н. Воронихин).
- Князь-Владимирский собор, ул. Блохина, д. 24, (1783—1789, арх. И. Е. Старов).
- Крестовоздвиженский собор (до 2000 года — церковь), Лиговский пр., д. 128, (1848—1851, арх. Е. И. Диммерт).
- Морской Никольский собор в Кронштадте, Кронштадт, Якорная пл., д. 1, (1902—1913, арх. В. А. Косяков).
- Никольский морской собор, Никольская пл., д. 1, (1753—1762, арх. С. И. Чевакинский).
- Петропавловский собор в Петергофе, Санкт-Петербургский пр., д. 32, (1895—1904, арх. Н. В. Султанов).
- Петропавловский собор, Петропавловская крепость, (1712—1733, арх. Д. Трезини).
- Сампсониевский собор, Бол. Сампсониевский пр., д. 41, (1725—1733, арх. П. А. Трезини).
- Смольный собор, Смольный монастырь, (1748—1769, арх. Ф. Б. Растрелли).
- Софийский (Вознесенский) собор, в Пушкине, Пушкин, Софийская пл., д. 1, (1782—1788, арх. Ч. Камерон, И. Е. Старов, колокольня — 1903—1904, арх. Л. Н. Бенуа).
- Спас на Крови (собор Воскресения Христова), наб. канала Грибоедова, д. 2а, (1883—1907, арх. А. А. Парланд).
- Спасо-Преображенский собор, Преображенская пл., (1827—1829, арх. В. П. Стасов).
- Троице-Измайловский собор, Троицкая пл. Адмиралтейского района, (1828—1835, арх. В. П. Стасов).
- Феодоровский собор, Миргородская ул., д. 1, (1910—1920, арх. С. С. Кричинский).
- Феодоровский (Государев) собор в Пушкине, Пушкин, Академический пр., д. 14, (1909—1912, арх. В. А. Покровский
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "Зима. Вечерний Ярославль"
- Конспект урока "Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства" 2 класс
- Презентация "Семикаракорская керамика. История и развитие" 5 класс
- Презентация "Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок"
- Конспект урока "«Морской бой салтана и пиратов». Выражение намереней через украшение" 2 класс
- Презентация "Легенды о стекле. Вымысел и реальность. Витраж" 5 класс