Презентация "Городецкая роспись" 3-5 класс

Подписи к слайдам:
  • городецкая роспись
  • г. Городец
  • На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Для торговли места по берегам Волги были выгодные: рядом крупнейшая в России ярмарка — Макарьевская. Среди населения стали быстро развиваться разные ремесла. В самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешёвый материал. Сбывали изделия в самом городе или у «Макария».
  • Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
  • Позже мастера для выразительности стали применять подкраску. Яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным. Известным мастером изготовления донец с подкраской был Лазарь Васильевич Мельников.
  • Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнула мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоёмкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
  • Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали на ярмарках благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
  • После окончания работы мастерица часто вешала такое донце на стену вместо картины.
  • Росписью украшали не только прялки, но и лукошки, коробки для хранения пряжи, солонки.
  • Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Украшали росписью мочесники – лубяные короба, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками.
  • В начале XX века этот промысел пришёл в упадок. Возрождение его было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.
  • В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве. C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семёновской профессионально-технической школе. Расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись».
  • В городе Городце планируется создание объекта показа — музейно-туристского комплекса «Город мастеров».
  • На площадке планируется строительство комплекса, стилизованного под древнерусское зодчество. Поскольку Городец знаменит своей домовой резьбой, планируется, что домики будут украшены несколькими видами домовой резьбы: глухой с древнерусскими сюжетами, ажурной прорезной и накладной. Известность Городцу принесли и многочисленные народные промыслы: золотная вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву  и инкрустация, ткачество, жбанниковская свистулька, лозоплетение, гончарный промысел, выпечка медовых пряников и другие.
  • На постоянной основе в «Городе мастеров» откроется экспозиция ЗАО фабрика «Городецкая роспись»
  • Главный художник Соколова Александра Васильевна и художница Деревянко Вера Владимировна в зале Городецкой росписи «Города мастеров».
  • Особенности техники выполнения.
  • Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбелённый, другой более насыщенный.
  • Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется жёлтым, красным, чёрным цветами.
  • На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное — расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся пятна правильной круглой формы — основа цветка.
  • Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более тёмным колером того же оттенка, например, синим по голубому — обводка.
  • Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалёвки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
  • Заключительный этап росписи — нанесение чёрной и белой краской штрихов и точек. Этот приём называется «оживкой» и придаёт работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
  • После высыхания красок изделие покрывается бесцветным лаком.
  • Последовательность рисования
  • розана
  • купавки
Последовательность рисования ромашки и грозди винограда Последовательность росписи разделочной доски.
  • Городецкий фазан.
  • Последовательность рисования птицы.
  • Работы учащихся.