План-конспект урока "Жостовские подносы" 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского
«Жостовские подносы»
Урок разработан учителем
высшей категории
МОУ «Гимназия №5»
тел./факс (8452) 92-47-89
1 Тульский проезд, д.6 А)
Шалашовой
Инной Вячеславовной
2014
План-конспект урока изобразительного искусства
1. ФИО Шалашова Инна Вячеславовна
2. Место работы МОУ «Гимназия №5» г. Саратова
3. Должность учитель изобразительного искусства
4. Класс 5
Тема урока: Жостовские подносы. Истоки и современное развитие
промысла.
Дидактическая цель урока: Знакомство с историей развития и
особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
Личностные:
-активизировать познавательную деятельность и развивать творческий
потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных
возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно-образному
познанию мира, умению применять полученные знания в своей
собственной художественно-творческой деятельности;
Метапредметные:
-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой
деятельности;
-совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать,
обобщать информацию,планировать, контролировать и оценивать
результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;
-формировать коммуникативные компетенции.
Предметные:
- углубить эстетические познания о народных художественных
промыслах России;
- освоить основные приёмы жостовского письма в процессе
выполнения творческой работы;
- формировать интерес к народному искусству, как к художественной
ценности;
-сформировать понятие о жостовском подносе как предмете быта с
характерными особенностями декора, о традициях росписи подносов;
- формировать интерес к народному искусству, как к художественной
ценности;
-развивать умение использовать полученные знания в украшении
подноса; воспитывать уважительное отношение к своим древним
корням и памяти предков.
Характеристика видов деятельности учащихся
В ходе урока учащиеся получат возможность:
рассуждать о разновидности и особенностях росписи жостовских
подносов;
выбирать орнаментальную композицию подноса;
овладевать навыками изображения росписи, включая в неё
традиционные образы и мотивы растительных элементов;
развивать творческую и познавательную активность, фантазию,
художественный вкус.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация «Жостовские подносы», иллюстрации с изображением
жостовских подносов, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, учебники, альбом,
краски, шаблоны подносов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
(Метапредметныерезультаты:способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность)
2. Этап мотивации и актуализации знаний
-Всю четверть мы говорим о народных художественных промыслах. Вспомним,
с какими промыслами уже познакомились.
(Учитель поочерёдно показывает предметы народных промыслов с
гжельской, городецкой, хохломской росписью и задаёт вопросы).
-К какому промыслу относятся эти предметы?
- По каким признакам вы узнали, что предмет относится именно к этому
народному промыслу?
- Каковы основные приёмы росписи?
- Почему промыслы получили такие названия?
-Как называются населённые пункты, в которых возникли эти промыслы?
Последним учитель показывает жостовский поднос.
3. Выявление места и причины затруднения.
Только о жостовском подносе ничего не могут рассказать обучающиеся,
потому что ещё его не изучали.
-Скажите, что за предмет у меня в руках? (поднос)
-Кто знает, как он называется?
-Мы вспомнили, что промыслы получили своё название по названию
населённого пункта, где возникли. Я подскажу, что в Подмосковье есть ещё
один центр народного промысла – село Жостово, где изготавливали эти
подносы. Догадались, как они называются?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Как же будет звучать тема урока? (жостовские подносы). (слайд 1)
-Какова цель сегодняшнего урока?
-Что мы можем узнать о жостовских подносах?
-А какие задачи мы можем решить?
Познакомиться с историей развития и особенностями росписи ещё одного
народного художественного промысла России – Жостовского.
Задачи:
1. эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, оценивать
произведения жостовского промысла;
2. освоить основные приёмы жостовского письма;
3. создавать фрагменты жостовской росписи в процессе выполнения
творческой работы;
5. Открытие учащимися новых знаний.
Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос (слайд 2)
Внимательно вслушайтесь в строки стихотворения, посмотрите на слайды,
вслушайтесь в звуки музыки (П.И.Чайковский «Вальс цветов»)
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился. (слайд 3)
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс по металлу, (слайд 4)
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И, кажется, лето нам шлёт свой привет.
-Вы послушали стихотворение "Подарок из Жостова", а сейчас проверим
насколько вы были внимательны:
- Из какого материала изготавливают подносы? – металл;
- Каковы основные мотивы росписи? - преимущественно цветочные мотивы;
- Какого цвета фон подносов?
- Кто угадал музыкальное произведение, которое было выбрано фоном
стихотворения "Подарок из Жостова"? (выбрана музыка "Вальс цветов"
Чайковского)
- Как вы думаете, почему было выбрано это произведение? - Композитор
звуками изобразил, как вальсируют цветы, а у жостовских мастеров цветы
кружатся в вальсе на подносах.
Жостовский поднос знают почти во всём мире. В Подмосковье, в селе
Жостово, около 200 лет назад возник народный художественный промысел
изготовление металлических подносов, расписанных масляными красками по
чёрному или цветному фону. Самое главное для мастера этих изделий -
создать совершенный рисунок, одинаково красивый с разных точек зрения: и
когда на столе, и когда на стене, и в руках хозяйки. Роспись подносов
привлекает своей пышной декоративностью, красивыми, нарядными
цветовыми сочетаниями, особой сочностью, звучностью красок, отточенным
тонким рисунком цветов. Неисчерпаемая творческая фантазия народных
мастеров, разнообразие живописных манер делает каждый поднос
неповторимым.
Классический стиль этого искусства предполагает несколько цветочных
композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья,
бутоны, стебли:
- "букет собранный" (слайд 5)
-«венец» (слайд 6)
-«букет в круге» (слайд 7)
«букет из угла» (слайд 8)
6.Проверка и закрепление нового материала.
- Какой может быть форма подноса? - Прямоугольная, круглая, овальная,
фигурная.
- Какие цвета фона выбирают жостовские мастера? - не только чёрный и
алый, с развитием промысла появились и другие цвета: синий, бежевый,
коричневый, ярко – зелёный, белый (слайд 9)
- Какая цветочная композиция представлена на этом подносе? («букет
собранный»)
В сегодняшней работе будем составлять такую цветочную композицию.
Букет, украшающий поднос, вписан в форму предмета. (Учитель
рассказывает об основных приёмах жостовской росписи, демонстрирует
приёмы росписи на доске).
7.Релаксационная пауза.
Народный мастер любуется природой и фантазирует.
Давайте и мы с вами под музыку П.И.Чайковского просто полюбуемся
фотографиями живых цветов, отдохнём, представим, какие цветы сможем
изобразить, пофантазируем... (Слайды 11 14)
8. Творческая практическая деятельность.
На заранее приготовленных подносах из цветного картона ученики
выполняют цветочную композицию. (Слайд 15)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
Подведение итогов.
- Смогли ли мы реализовать цели нашего урока?
- В чём особенности жостовской росписи?
- Почему много лет живёт и не угасает это искусство?
- Где вы в дальнейшем можете использовать полученные знания?
Жостовская роспись подносов – искусство народное, красочное, радостное,
оно было и остаётся прекрасным украшением дома, домашнего стола, входит
непосредственно в быт человека и воспитывает его художественный вкус.
Прививает чувство красоты, гармонии.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака,
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый,
А жостовские кисти нежнее мягкой вербы.
10. Домашнее задание.
Посетить магазин «Народные художественные промыслы».
Слайд 2- лаковая миниатюра «Пряха»
- Чем занимается девушка? (прядёт)
В низенькой светёлке
Огонёк горит,
Молодая пряха
Под окном сидит
- С помощью чего девушка прядёт?
- Кто догадался о каком предмете будем говорить? (о прялке)
Слайд 2 подпись к слайду «Прялка – орудие для ручного прядения».
- Кто назовёт тему урока?
Сообщение темы и цели урока.
-Действительно, сегодня мы будем говорить о прялках.
Слайд 3.Тема урока так и называется - «Русские прялки».
- Из какого материала изготавливали прялки?
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о прялках?
Слайд 4 «Вот они – русские прялки»
Сегодня поговорим о конструкции и украшении русских прялок, о том,
какое место занимало прядение в жизни женщины.
4. «Открытие» обучающимися нового знания
- Кто знает, как давно женщины начали заниматься прядением?
Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи
встречается в сказках, мифах. В древней Греции пряхам покровительствовала
богиня Афина.
(миф об Афине и Арахне)
Слайд 5 картина Д.Веласкеса «Пряхи» (обратить внимание на дальний
план картины с изображением Афины).
- Вспомните сказки, где упоминается это рукоделие («Спящая красавица»,
«Сказка о царе Салтане).
- Многие поэты и художники воспели прялку как олицетворение русской
крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу
духа, доброту, терпение.
Слайд 6 картина И.Машкова «Пряха».
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и
ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю
семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю
зиму.
Ручное прядение было очень медленным. Самая искусная пряха,
работая от зари до зари, могла напрясть в день около 300 метров пряжи. А
чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было напрясть не менее 20
тысяч метров пряжи.
Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и
ткать с 6 – 8 лет.
5. Первичное закрепление
Слайд 7 – прялки – произведение искусства.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства:
чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью.
- А кто же изготавливал прялки? Как прялка появлялась у девушки,
женщины?
Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец –
дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление.
Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась
гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от
бабушки к внучке.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой
украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был
таким же талантливым художником, как и живописец.
-Рассмотрим форму, конструкцию и украшение прялок.
Слайд 8 прялки, прялки на доске и в учебнике.
- Что вы можете сказать о конструкции прялки? Из каких частей она состоит?
(из вертикальной – лопастки и ножки, и горизонтальной – донца).
- Какие ещё элементы есть в конструкции прялки? (городки, серьги – дневное
и ночное солнце).
- Как украшена прялка? (резьбой и росписью).
- Какие мотивы орнаментальной композиции вы видите? (древние образы,
мотив солнца).
Динамическая пауза
Представить, что одной рукой вытягиваем нить из пучка льна,
прикреплённого к прялке, а другой рукой наматываем нить на веретено. А
поможет нам в этом ансамбль «Берёзка» с русской народной песней
«Прялица» (включить видеоряд)
6. Творческая практическая деятельность.
Выполнить эскиз прялки с использованием знаний о русском орнаменте и
его символике.
Слайд 9.
Этапы выполнения работы: продумать форму прялки; продумать
композицию орнамента или резного узора, включая в неё полюбившиеся
традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и
растительными элементами.
Во время практической работы звучит русская народная песня «Пряха»,
учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения рисунка;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
7. Рефлексия деятельности
1) Выставка работ учащихся.
2) Рефлексия.
(Формируемые умения: умение формулировать свои мысли, участвовать в
дискуссии).
Закончить фразу:
-Я узнал…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
3) Заключительное слово учителя.
Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков,
познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни
русского человека – прялкой. Существует множество пословиц и поговорок о
прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Вернёмся к эпиграфу – Слайд 10
И хочу вернуться к словам Д.С. Лихачёва:«Народное искусство
радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость… Крестьянин
делал красивыми предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда:
красивыми и радостными».
У вас тоже получились красивые прялки. Это потому, что вы, как и
наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей
души.
Домашнее задание: подобрать материал о народных праздниках.