Технологическая карта урока "Освещение. Свет и тень" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рождественская средняя общеобразовательная школа
Урок изобразительного искусства
в 6 классе
на тему: «Освещение. Свет и тень».
Выполнила:
учитель ИЗО
МБОУ Рождественская СОШ
Громова Ирина Юрьевна
с. Рождество
2015 год
2
Оглавление
Технологическая карта урока ................................................................................. 3
Ход урока ................................................................................................................. 7
Список используемой литературы ...................................................................... 13
Приложение ........................................................................................................... 14
Технологическая карта урока
Цели деятельности
учителя
Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для
создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни
общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с
особенностями источников освещения
Тип урока
Формирование новых умений
Планированные
образовательные
результаты
Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала,
определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным категориям,
устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих
художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять
изображения геометрических тел с передачей объема.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности,
соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации,
определять способы достижения цели.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции,
контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели.
Методы и формы
обучения
Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой,
практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная
Образовательные
ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование
Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть
4
Наглядно-
демонстрационный
материал
Репродукция картины М. Караваджо « Лютнист», настольная лампа, объемные
геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на
геометрических телах»
Основные понятия и
термины
Свет, блик, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения
5
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты
,задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Методы и приёмы
работы
Формируемые
умения (УУД)
1.Организа-
ционный
момент
Беседа с постановкой
проблемы.
Демонстрирует разное
освящение предмета.
Задаёт вопрос.
Осмысливают цель
урока. Знакомятся с
источниками
освящения.
Фронтальная.
Регулятивные:
определяют цель и
проблему.
Личностные:
проявляют интерес к
изучению нового
материала.
2.Изучение
нового
материала
(презентация).
Объяснительно-
иллюстративный.
Частично-поисковый.
Показывает презентацию:
«Освещение. Свет и тень».
Знакомит с понятиями:
светотень, свет,
собственная тень, рефлекс,
падающая тень.
Показывает и анализирует
картину художника
Микеланджело
Караваджо: «Лютнист».
Получают
представление об
освящении, как
средстве выявления
объёма предмета.
Осмысливают
понятия. Смотрят и
учатся анализировать
предложенную
картину: «Лютнист».
Фронтальная.
Познавательные:
анализируют новый
материал, сравнивают
объекты по заданным
критериям,
устанавливают
причины выявления
объёма предмета.
Личностные:
проявляют
познавательную
активность.
6
3. Творческая
практическая
деятельность
Практический.
Творческий поиск.
Предлагает задание:
выполнить натюрморт,
контрастный по
содержанию (светлые и
тёмные тона).
Выполняют задание.
Ищут свои пути
решения учебной
задачи
Индивидуальная.
Регулятивные:
планируют
деятельность в
учебной ситуации,
определяют способы
достижения цели.
4.Итог урока.
Рефлексия
Вопросы на
повторение
изученного
материала.
Предлагает
проанализировать
изображение и правильно
соотнести все градации
светотени. Задаёт
проблемный вопрос.
Рассматривают
схемы, решают
поставленную
задачу.
Индивидуальная.
Коммуникативные:
используют речевые
средства в
соответствии с
ситуацией.
Регулятивные:
оценивают конечный
результат.
7
Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, электронная
презентация, образец выполненной работы, альбом для рисования, кисть,
краски.
Учебные вопросы:
1. Роль света и тени в передаче формы предмета.
2. Виды освещения.
3. Светотень в картине Микеланджело Караваджо «Лютнист».
8
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)
II. Беседа учителя
1. Введение в тему.
Зажегся свет. Мелькнула тень в окне.
Распахнутая дверь стены касалась.
Плафон качнулся. Но темней вдвойне
тому, кто был внизу, все показалось.
Была почти полночная пора.
Все лампы, фонари - сюда сбежались.
Потом луна вошла в квадрат двора,
и серебро и желтый свет смешались.
Свет засверкал. Намек на сумрак стерт.
Но хоть обрушь прожекторов лавину,
а свет всегда наполовину мертв,
как тот, кто освещен наполовину.
Иосиф Бродский
Условия видимости для человека создает свет. При изменении света
меняется видимый образ освещенных предметов. Для художника свет –
преобразующая сила. Под действием света даже самые обыденные предметы
становятся более выразительными. Свет разделяет поверхность предмета на
теневую и освещенную стороны (рис. 1).
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света
падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то
9
образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.
Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не
проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и
образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных
плоскостей, находящихся рядом – рефлекс. Тень на самом предмете
называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.
1 – собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта;
2 – полутень – место перехода от света к тени; 3 – рефлекс – оттенки в
теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко
лежащих объектов; 4 – свет – поверхность наиболее ярко освещенная
источником света; блик – самое светлое пятно на освещенной части
предмета; 5 – падающая тень – тени на неосвещенной стороне объекта
называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие
поверхности - падающими.
Светотень в изобразительном искусстве - способ передачи объема
предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.
2. Виды освещения.
10
Существуют несколько источников света: естественный,
искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным,
комбинированным.
Направленное освещение. Примером направленного освещения
являются прямые лучи Солнца в ясный погожий день. Такой тип освещения
создает на предмете четкий свет, тени, а порой и блики. Блик – это
отраженный свет, светлое пятно, точка на темном предмете. При
направленном освещении освещается только поверхность объекта,
обращенная к свету, остальные же поверхности остаются в тени. При
помощи направленного освещения достигается чрезмерный контраст
изображения.
Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи
солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д.
Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по
поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае
отсутствуют. При помощи рассеянного освещения предается не только
форма, но и цвет.
11
Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой
синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно,
так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают
впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения
изменяется яркость света.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового
и контражурного освещений.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект
прямо, так как находится перед ним (рис. 2). Такое освещение слабо
выявляет детали.
Боковое освещение — такое направление освещения, когда источник
света находится сбоку от объекта съемки и от фотографа (рис. 3). Лучи света
как бы пересекают объект по горизонтали, порождая тени и придавая объекту
объем и глубину. Такой способ хорошо подчеркивает контур объекта, но
должен применяться аккуратно, чтобы не получить "односторонней"
композиции, так как тени при таком способе освещения получаются
длинным, а. все объекты освещены с одной стороны.
12
Рис. 3. Боковое освещение
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за
объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда
на картине изображены деревья, вода или снег. В то время как фронтальное и
боковое освещение призвано обратить внимание зрителя на текстуру и объем
объекта, обратное подчеркивает его силуэт (рис. 3). Объекты, а особенно
персонажи, освещенные таким образом, часто имеют таинственный или
страшный вид.
Освещение также может быть простым, сложным, прямым или
косым.
При простом освещении свет имеет одно направление, при сложном
– он распределяется сразу от нескольких источников. При прямом
освещении лучи падают на поверхность предмета под углом больше 45°,
при косом – они падают на поверхность объекта под углом менее 45°.
Степень освещенности того или иного объекта характеризуется таким
понятием, как тон. Сильный тон показывает контрастные соотношения
светлого и темного, слабый – мягкие соотношения светлого и темного.
Необходимо помнить, что при изображении всех типов свети и тени,
изображение должно быть цельным.
3. Выразительные возможности светотени в творчестве
Микеланджело Караваджо.
13
Микеланджело Караваджо (настоящая фамилия - Мерзи), художник
эпохи Ренессанса, умело использовал выразительные возможности светотени
в своих репродукциях. Рассмотрим картину «Лютнист» (рис. 4). Картина
была сотворена около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя
Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в
доме которого (в Риме) живописец прожил пару лет. В этой работе
двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче
формы, цвета и особенно светотени.
.«Лютнист» - одна из первых картин Караваджо, в которой он
использовал прием, когда источник света расположен за пределами картины
(в данном случае, вверху слева). Темное полотно залито ровным рассеянным,
чуть золотистым светом. Озаряя юношу и предметы на переднем плане, луч
света теряется где-то в глубине, оставляя только косой след на стене и, тем
самым, делая её почти реальной.
14
Современники мастера назовут эту картину «подвальной». «Старые,
уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали
Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из
него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду
контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины.
Характерная светотень стала одним из самых мощных средств
художественной выразительности в творчестве Караваджо.
III. Творческая практическая деятельность учащихся
15
Попробуйте гуашью нарисовать натюрморт, в котором бы отразилась
борьба света и тени. Используйте для изображения любые предметы. Гуашь
возьмите контрастных цветов – белого и черного. Главная задача –
отобразить виды освещения, которые меняют восприятие формы объекта.
IV. Подведение итогов урока
V.
Учащиеся демонстрируют свои работы. Подводят итоги. Отвечают
на основные вопросы по изученному материалу:
- Что такое светотень?
- Какие бывают типы освещения?
- Что такое контражурное освещение?
- Какую роль играет свет в живописи?
16
Список используемой литературы.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. –
Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.
2. Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ,
Асрель, 2004. – 34 с.
3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник
для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2011. –
176 с.
17
Приложение 1
Слайд 1. Освещение. Свет и тень.
Слайд 2. Освещенность предметов
18
Приложение 2
Слайд 3. Виды освещения.
Слайд 4. Виды освещения.
19
Приложение 3
Слайд 5. Картина «Лютнист»
Слайд 6. Пейзаж: борьба света и тени
20
Приложение 4
Слайд 7. Вопросы для повторения.
Слайд 8. Используемая литература
21
Приложение 5
Слайд 9. Спасибо за внимание!