Конспект урока изобразительного искусства в 5-м классе "Наброски с натуры модели домика"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Зубцовского района Тверской области
Конспект урока изобразительного искусства
в 5-м классе " Наброски с натуры модели
домика "
Подготовила
учитель изобразительного искусства
Махотина Марина Викторовна
д. Никольское
2014г.
ТЕМА: НАБРОСКИ С НАТУРЫ МОДЕЛИ ДОМИКА
Вид занятия: рисование с натуры.
Цели и задачи: формирование пространственных представлений;
изучение конструктивных особенностей строения призматических форм,
поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания,
коробки и т. п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе:
линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная
и угловая перспективы; межпредметные связи - анализ геометрических
форм в математике.
О б о р у до в а н ие: для учащихся - бумага, карандаш, другие
графические материалы; для учителя - натурный материал, методические
таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика, куба»,
кубов, презентация «Линейная перспектива».
З р ител ь н ы й ряд : подобрать репродукции с четким изображением
предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель,
здания) в угловой перспективе и перспективных изменений; И. Левитан
«Осенний день. Сокольники»; И. Репин «Невский проспект»; А. Венецианов
«Гумно»; В. Маковский «В мастерской художника»; Г. Алексеев «В
мастерской А. Г.
ХОД УРОКА .
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Просмотр слайдов архитектура. После просмотра учитель задает ряд
вопросов, конкретизирующих увиденные закономерности линейной
перспективы, закрепляющих в памяти содержание слайдов
Обобщая ответы, учитель кратко, формулируют основные
закономерности линейной перспективы. Подкрепляется объяснение
анализом изображений на репродукциях.
II. БЕСЕДА.
Объявив тему урока, преподаватель говорит учащимся о том, что на
данном уроке их познакомят с простейшими закономерностями линейной
перспективы и с правилами объемного изображения.
Учитель объясняет, что во многих произведениях художников можно
встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы,
старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. В
современном строительстве используются крупноблочные и
крупнопанельные конструкции.
Умение рисовать задания особенно важно для архитекторов.
Учитель подробно объясняет школьникам основные конструктивные
особенности строения модели домика. Во-первых, это главная жилая часть -
громадный параллелепипед (не случайно «коробочными зданиями»
называют теперь стандартную архитектуру жилых домов), во-вторых,
крыша, заключающая в своей форме треугольную призму, лежащую на боку,
или пирамиду с широким основанием, в-третьих - трубы, первоосновой их
формы является цилиндр или четырехгранная призма. Для более глубокого
понимания учащимися элементарных закономерностей перспективы
необходимо активнее использовать их знания о линии и уровне горизонта
(высокий, низкий горизонт) при изображении предметов.
Повторяем некоторые закономерности линейной перспективы:
- предметы, разные по величине, по мере удаления кажутся меньше, на
линии горизонта кажутся точкой (точка схода параллельных между собой
линий);
- удаляющиеся в глубину параллельные линии примеру, рельсы,
дорога) зрительно воспринимаются сближающимися;
- все, что по натуре имеет вертикальное направление, и на рисунке
вертикально (дома, столбы и т. д.).
Перспектива бывает:
- фронтальная - при расположении предмета одной из сторон прямо по
отношению к рисующему;
- угловая при расположении объекта к рисующему под углом;
- воздушная - ослабление резкости и четкости видимых очертаний и
цвета предметов по мере их удаления
- Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть
насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их
видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в
пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми,
контрастными). Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать
предметы реалистически.
- Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная
перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по
контурам предметов, которые можно изобразить линией.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учащиеся смотрят презентацию: «Линейная перспектива».
Давайте назовем законы линейной перспективы.
- ЗАКОНЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.
- 1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично
ближним предметом перекрывать дальний.
- 2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний.
- 3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его
основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание к краю
листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше
от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету,
который ближе к Вам.
- 4. Горизонтальные рёбра, параллельные картинной плоскости, нужно
изображать строго горизонтально.
- 5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива),
нужно изображать наклонно.
- 6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать
короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
- 7. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без
изменений. Изменения будут лишь в том случае, если вы рисуете, например
деревья и стоите близко около них с поднятой головой вверх.
- 8. Фронтальная перспектива изображается без перспективных
изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные
перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные
линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные.
Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве
(линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к
Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь
видеть.
- 9. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта,
тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем
они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта
изображается ровной линией.
- 10. Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам
фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть
под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс.
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Учащиеся могут выполнить один, два наброска с натуры модели домика в
разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой
объема домика.
Желательно в классе иметь две, три модели домика, установленных на
натурные подставки ниже уровня зрения учащихся. В крайнем случае, если
макет один, его следует расположить на подставке, установленной на столе
учителя (в этом случае натура- макет располагается выше уровня зрения
школьников).
Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон,
значит их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут
своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для
формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его
конструкции и наблюдение с разных сторон.
- Что такое конструкция предмета? (Строение.)
- Что такое пропорции предметов? (Соотношение величин частей
предметов, части предмета и целого предмета.)
- Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения
предметов, объектов в пространстве.)
. ИТОГИ УРОКА.
В конце урока несколько рисунков анализируются перед классом,
желательно не указывать авторов. Анализируются не только лучшие работы,
но и неудачные, с ошибками. Рисунки с ошибками сравнивают с удачными
работами, и ученики наглядно видят ошибки, исправляют их. При этом
важно избежать насмешек над неудачными рисунками.
Уборка рабочих мест.
Список использованной литературы
1 Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина. Издательство «Учитель»
2004г.
2 Рисуем карандашом В. П. Пенова. ООО «Книжный клуб» г. Белгород
2008г.
3 Учимся рисовать. Шаг за шагом. К. Аккизов. ООО «Книжный клуб» г.
Белгород 2010г.
Использованные дополнительные материалы
1 Сканированный рисунок из детской раскраски.
2 Модель домика из картонной коробки, сделанная учителем.