Презентация учителя Изо,МХК Ившиной Венеры Назмиевны ГБОУ Школа №514

Подписи к слайдам:
Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки – нательные (холщовые) и красные – верхние нарядные (отсюда красно платье). Рубаха – основа женского народного костюма Русский северный костюм

Одеяние того времени включало в себя

  • рубаху ( alussärk), к которой были отдельно пришиты рукава (käised)
  • Сарафан ( nn käisteta kleit)
  • Рукава были длинными только у богатых (подумай, почему?)

Женский костюм Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха — горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными до 2х метров . В комплект входили: сарафан шили из дорогой ткани, украшали с переди узорной полосой, тесьмой (сарафан никогда не продавали) на сарафан надевали короткую епаничку, а пышную душегрею, надевали в холод, душегрея чаще была отделена золотыми полосами или вышивкой. На голову в праздники женщина надевала высокий кокошник, украшенные золотой нитью и речным жемчугом, убранный каменьями, а поверх надевали шелковая шаль. Кокошник олицетворял – фронтон дома, крышу дома. В будни женщина подвязывала лентой - повязкой или надевала платок. Головные уборы Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник — головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили ряспа — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником — обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна. Венец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами — колты или рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.

Замужние женщины не должны были появляться на людях «простоволосыми», т.е. без головного убора. Чтобы накрывать волосы носили повойник.

Волосы у них заплетали в одну косу.

Головные уборы были разными. Больше всего они различались у замужних и незамужних. Девушки носили кокошник или просто повязывали ленту в волосы. Волосы у девушек были заплетены в две косы

Украшения Душу и жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянские языческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этим драгоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приносить здоровье, долголетие, красоту. Всё, что мы называем теперь украшениями, в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевало амулета, священного талисмана, по-русски не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве «оберега», от слова «беречь», «оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела — горло, виски, запястья и так далее. При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших, поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны мужчины. характерные различия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различных территориях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшений Древней Руси всегда бытовали бусы, особенности которых разнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретного племени. Южный костюм

Рубаха, понева, навершник

Понева

- это юбка, состоящая из трех полотнищ шер­стяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом одежды – его так же украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане и кровати. Появиться без пояся в обществе считалось верхом неприличия

Мужской костюм Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез — либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника рубаха не имела,, но к нарядной рубахе пристегивался неширокий круглый воротник-ожерелье, а вокруг кисти рукав скрепляли запястьем. Ожерелье и запястье были сделаны из дорогой ткани и богато расшиты жемчугом и каменьями. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шелка. в народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Существовала также горничная рубаха, которую бояре носили дома, в горнице, — она всегда была шелковой. Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые — несколько ниже, делали напуск над поясом, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава. Для свободы движения в пройму под мышкой вшивали четырехугольный кусок ткани — ластовину. На спину и грудь рубахи подшивала подкладку, так называемую подоплёку. Вокруг талии завязывались порты-неширокие длинные щтаны. На ноги надевали лапти, иногда сапоги из кожи. Поверх рубахи носили зипун, иногда камзол, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.