Конспект урока "Русские прялки" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Бологовского района Тверской области
Конспект урока
«Русские прялки»
по программе Б.М. Неменского
5 класс
Павлова Наталья Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
старшая вожатая
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
2012 год.
ЦЕЛЬ: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и
декоративно- тематической композиции в её украшении.
Слайд №2
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти
предков.
2. Формировать интерес к народному искусству, как к художественной
ценности;
3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также
умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели
прялки.
Слайд №3
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением русских прялок.
2. Художественные материалы.
3. Музыкальный ряд: русская народная песня. (Пряха.)
4. Таблицы с элементами традиционного орнамента.
ПЛАН УРОКА.
1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
2. Дать определение понятию «прялка», её основным элементам.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов
Ход урока
Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Пряха».
Б е с е д а .
Учитель. Ребята! Давайте представим. Деревня, утонувшие в сугробах избы.
Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.
Давайте заглянем внутрь!
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею - прялка
с куделью, в руке - веретено. Слайд №4
Вот они - русские прялки! (Демонстрация иллюстраций прялок или образца
деревянной прялки.)
Слайд № 5
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были
красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки
свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
ПРЯЛКА - орудие для ручного прядения - состояла из вертикального стояка с
лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца -
горизонтального сидения для пряхи.
Слайд № 6
Кудель, уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный
ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель. Обращение к
древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые
кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой
богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель»
(кудель как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из
которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).
Необходимо подчеркнуть, что кудель прикреплялась именно к той части
лопаски, где находилось большое солнце.
Слайд № 7
Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные елались из корня и
ствола березы или ели) и составные остояла из двух деталей горизонтальной
и вертикальной)
Слайд № 8 (Виды прялок.)
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки,
сумевшей , несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа,
свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,- писал А. С. Пушкин.
Слайд № 9
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество
были самыми трудоёмкими. Напрясть, и наткать надо было на всю семью, да
ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие
зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая
искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин
пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин ткани
(около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.
Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8
лет.
Прялка была не только орудие труда, но и произведением искусства: чтобы
скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была
подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок
каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера
не имела границ . прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по
наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих
прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку. От нас
скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет
нам такая , к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого
люблю, того дарю…».
Слайд № 10
Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал
росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же
талантливым художником, как и живописец.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не
повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими
индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно
небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и
форма часто имеют символическое значение.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого
смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и
чаянья, своё понимание устроения мира и красоты.
Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес
огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его вопросы были связаны
с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит
его жизнь, поэтому восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и
воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.
Слайд № 11
Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной - расцветает, летом -
плодоносит, осенью - увядает. И всё это зависит от великого и могущественного
светила - Солнца. Солнце считали самой - самой главной силой и устраивали в
честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето.
Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное. Лето
хлеборобное». Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего круг.
Кружок, разделённый крестом на четыре части , это тоже знак Солнца. В году
четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом,
которым в календаре отмечали праздники Солнца.
Слайд № 12
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.
Изображали в виде извилистых линий.
В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали в виде точек..
Семена - точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на
прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай.
Знаки солнца, воды, семян, ростков, земли - это элементы, из которых можно
сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Слайд № 13
В изображении северных прялок обращаем внимание на пронизанность
мотивом солнца не только орнаментальной композиции, но и самой
конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции
большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного
кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине
круги «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, символ дневного
солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие
лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение
ночного, подземного солнца).
Слайд № 14
Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием
знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания. Слайд № 15
Подведение итогов.
Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с
предметом , который играл очень важную роль в жизни русского человека, -
прялкой.
Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, и у нас не нашлось двух
одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера,
постарались вложить в свою работу частичку своей души.