Презентация "Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников" 8 класс

Подписи к слайдам:
  • Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом.
Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Портретист должен не только нарисовать его, но и передать качества человека. Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе. В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда «парсунами» (портрет, который по стилю , приёмам и материалам живописи напоминает иконы) или «персонами», изображали самого царя и его приближенных. Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность.
  • Парсуна князя М. В.Скопина–
  • Шуйского
  • Парсуна Царя
  • Ивана Грозного
Жанр живописного портрета сложился в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на
  • Жанр живописного портрета сложился в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на
  • парадный
  • камерный
портрет, в котором подчеркивается величие и достоинство изображаемого человека, которого обычно пишут во весь рост, в красивых, тонко переданных одеяниях.
  • портрет, в котором подчеркивается величие и достоинство изображаемого человека, которого обычно пишут во весь рост, в красивых, тонко переданных одеяниях.
  • Петр Первый
  • Павел I,в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена.
  • Парадный портрет
  • Жозефа как короля Испании.
  • Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары
Используется поясное, погрудное,
  • Используется поясное, погрудное,
  • оплечное изображение.
  • Фигура зачастую даётся на
  • нейтральном фоне. В них больше
  • передается не значимость человека,
  • а его внутренний мир и характер.
  • Портрет Марии Алексеевны Дьяковой (1755-1807)
  • Боровиковский
  • портрет М.И. Лопухиной.
В XVIII веке работы русских художников отличаются мастерством и точностью в передачи внешности, хотя и не достигли полного совершенства.
  • Иван Вишняков
  • Портрет Сарры Элеоноры
  • Фермор. 1750 год.
  • К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с мировыми образцами.
  • Считается,  что  портрет – самое бесспорное  достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла  уровня европейской. 
  • ХVIII  в.  в  России называют веком портрета. 
  • В жанре  портрета  писали  лучшие русские  художники: Ф.  Рокотов,  Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель  и  др.
  • Владимир Боровиковский.
  • «Портрет М.И.Лопухиной (1797)»
Ф.Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)
  • Благодаря «портретным гармониям» русского  художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и  таинственность»,  «вибрация света  и цвета», «поэтическая хрупкость  чувств», «затаенность душевных проявлений» и  т. п. 
  • Кроме  технических  живописных 
  • новшеств, художник открывает новые возможности камерного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. 
  • Нередко считают, что Рокотов наделял модели  своей  собственной одухотворенностью.
  • Ф.Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)
  • Особое  место  в  творчестве 
  • художника  занимает  портрет А. Струйской (1772). Он  является  ярким  примером  поэтизации  образа  средствами  живописи.  Воздушная,  прозрачная манера  письма  создает ощущение легкости  тканей  и  бездонности  фона.  С  помощью  света  Рокотов  мастерски  выделяет лицо и одновременно  объединяет  всю  композицию  портрета  в  единое целое. Не случайно  этот портрет часто называют «русской  Джокондой».
  • Фёдор Рокотов - «Портрет Струйской"
  • Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
  • Фёдор Рокотов - «Портрет Струйской"
  • Признание
  • Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
  • Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумашедшая.
  • Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую.
  • Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые.
  • Что прибавится — не убавится, Что не сбудется — позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?
  • Стихотворение Николая Заболоцкого "Признание"  и романс "Очарована,околдована..."
  • Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819 —1898) увидел у  своих  знакомых  портрет  Марии  Лопухиной, написанный русским художником  Владимиром  Лукичом Боровиковским  (1787—1825). 
  • Портрету  к  тому  времени  тоже было  почти  сто  лет.  Поэт долго  оставался  в  задумчивости перед небольшим  холстом.  Он практически   ничего  не  знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась  несчастливо  и  что  умерла  она  совсем  молодой. Поэт думал: «Какое  чудо  —  живопись!  Все давным-давно  забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»
  • И  в  голове  его  начали  складываться  стихи:
  • Боровиковский
  • портрет М.И. Лопухиной.
  • Она  давно  прошла —  и нет уже  тех  глаз.
  • И  той  улыбки  нет,  что  молча,  выражали Страданье —  тень  любви  и  мысли —  тень  печали.
  • Но  красоту  ее  Боровиковский  спас. Так,  часть  души  ее  от  нас  не  улетела. И  будет этот  взгляд  и  эта  прелесть  тела.
  • К ней равнодушное потомство привлекать,
  • Уча его любить,страдать,прощать, мечтать..
  • Боровиковский
  • портрет М.И. Лопухиной.
  • О.А. Кипренский
  • Портрет А.С. Пушкина
  • Художественно-творческое задание
  • Подготовьте газету, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
  • Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.