Конспект урока "Одежда говорит о человеке: женский костюм Московской Руси и современный, как отражение духовного мира женщины"

1
Тема урока
Одежда говорит о человеке:
женский костюм Московской Руси и современный, как
отражение духовного мира женщины.
Цель: выявить влияние духовного мира женщины на выбор одежды, согласно
направлению развития костюма (в определенный временной период)
Задачи:
1. Изучение женского костюма Московской Руси и современной
женской одежды
2. Выяснение духовных ценностей женщин Московской Руси и
современных женщин.
3. Установление связь «духовность-одежда».
Использование компьютера при подготовке к занятию: Педагог в программе
Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными
материалами; в программе Word готовит разработки урока.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Приветствие, позитивная установка на урок.
2) Сообщение темы урока.
3) Определение степени готовности к уроку.
2. Беседа.
а) Введение в тему.
Изучение истории костюма даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев
народа. Выбранная нами тема актуальна в настоящее время, т.к. выбор одежды
по форме, цвету, покрою, сочетанию цветов и т.д. говорит о степени духовного
развития личности. Религия, искусство, философские учения влияют на
людскую внешность, а по ней мы всегда можем создать себе представление об
этих культурных двигателях в определенную эпоху. Одним словом, в одежде
отражается весь склад умственной и духовной жизни человека.
2
Одежда всякого человека своим общим видом характеризует известный
период времени, а своими деталями, индивидуальными мелкими частностями,
манерой носить её определяет характер, вкусы, умственную и духовную
жизнь носящего её человека.
С изначальных времён люди жили физической и духовной жизнью.
Потребности тела создали необходимость прикрыть его от непогоды и
ненастья, а потребности духа создали необходимость в украшении тела.
Цель работы, задачи (слайд 2).
б) Женский костюм Московской Руси и современная женская одежда:
Одежда может многое рассказать о человеке, о складе
его души, верованиях и приобретенных привычках.
- Женский костюм Московской Руси
История развития русской одежды, начиная с одежды древних славян,
населявших берега Черного моря, а затем во время переселения народов,
передвинувшихся к северу, и кончая одеждой предпетровского времени,
делится на 4 главных периода: скифо-сарматский, норманнский, византийский
и монгольский (татарский). Перемены в русской одежде в течение этих
четырех периодов совершались крайне медленно и отражались только на
высших классах населения. В начале последнего одежда на Руси приобрела
тот основной вид, из которого стал развиваться окончательно установившийся
в XVII веке русский наряд. В царствование Петра I он был вытеснен
западноевропейским костюмом.
Русская женщина всегда была сильной, и одежда должна была это
подчеркивать. По эстетическим представлениям древней Руси женщина
должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и
соболиными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены
этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ.
Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу.
3
Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых
тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15 - 20 килограммов.
Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку,
плавность походке.
Основу женского костюма составляла длинная рубаха. Простолюдинки
носили всего одну рубаху, а знатные дамы, помимо нижней, имели еще и
горничную красивую верхнюю сорочку чаще всего красного цвета,
расшитую вышивками. Верхние рубахи имели длинные узкие рукава и
назывались долгорукавными. Сверху на рубаху надевали шушун прототип
сарафана, длинное распашное платье с глубоким вырезом спереди и сзади.
Шушун застегивался спереди на пуговицы и имел фальшивые рукава сзади. С
XVII века шушун сменился сарафаном широкой накладной одеждой на
лямках. Сарафан уже не застегивался на пуговицы, но все же посередине
осталась яркая декоративная полоса, которая напоминала о шушуне (слайд 3).
Иногда вместо сарафана, а иногда и вместе с ним русские женщины носили
передник из двух несшитых полотнищ ткани.
Также женщины предпочитали платья. Это были длинные свободные
не приталенные платья. Сверху надевалась накидка или другое распашное
одеяние. Иногда вокруг талии использовали пояс. Вся одежда богато
украшалась орнаментом. Из-за сложности и кропотливости изготовления
орнаменты были чаще нашивными и передавались по наследству (слайд
4).
Верхняя одежда была очень разнообразной: летники, зипуны, шубки и
душегреи. Летник был относительно легкой одеждой это накладной наряд до
пят, расширяющийся за счет клиньев. Рукава летника были широкими
колоколообразными. К летнику иногда пришивали меховой воротничок. Еще
одним вариантом верхней одежды были душегреи – их носили женщины всех
слоев населения. Душегрею обычно шили из дорогих тканей, а по краю подола
еще и обшивали декоративным кантом. Она была короткой и держалась на
4
широких бретелях, спереди застегивалась на пуговицы. Особенностью кроя
душегреи являлось то, что спереди она казалась узкой, а сзади расширялась
за счет складок (слайд 5). Еще одной короткой верхней одеждой был шугай
приталенная кофта со складчатой баской. Шугай доходил где-то до середины
бедер и имел длинные сужающиеся рукава. Носили его внакидку или вдевали
руки в рукава, если же рукавов вовсе не было, то шугай назывался уже бугай.
Женщины носили однорядки (бесподкладочные одежды с длинными
рукавами, в которых были прорези для рук) и епанчи (меховые плащи).
Декорировалось все обилием пуговиц (слайд 6).
Женской обувью были лапти, сапоги и башмаки. Сапоги и башмаки были
обычно мягкими, богато украшались и имели довольно высокий каблук –
иногда он достигал 10 см.
Головные уборы были очень разнообразными и порой замысловатыми.
Замужние женщины носили повойник, похожий на чепец и кику нарядный
убор, который состоял из трех частей самой кики из жесткого материала и
покрытия из дорогой ткани. Кика надвигалась на чело, сверху ее надевали
чехол сороку, а сзади прикреплялся позатыльник. Как и в домонгольские
времена женщины продолжали носить убрус. Зимой надевали шапки либо
мужского типа, либо шапки с меховыми наушниками – каптуры.
Кокошник был парадным убором и носили его представители всех
сословий. Он обшивался дорогими тканями и украшался жемчугом или
драгоценными камнями, по боками от него крепили рясна – нити жемчуга или
бус.
Девицы могли не покрывать волосы, но они тоже использовали большое
количество головных украшений – ленты, бусы, гребни, венцы.
5
- Современная женская одежда
Выбор одежды будет определяться тем, какой у
человека уровень нравственности
Современная женская одежда представлена различными стилями и
направлениями. Обозначим некоторые из них:
Бельевой стиль, при котором одежда имитирует нижнее бельё. Одежда
имеет разнообразные кружевные вставки, и сшита из соответствующих
материалов ткани. Этот стиль был очень актуален в 90-х годах.
Винтаж романтический стиль, пришедший из прошлого века. Вещи в
этом стиле выполнены под старину, характерно возвращение к старым
церемониальным традициям в одежде.
Гарсон (Денди) в переводе с французского «мальчик», для этого стиля
характерна одежда строгого мужского фасона (деловые костюмы, галстуки,
рубашки, пиджаки однотонного цвета).
Гирли девичий поп-стиль в одежде, который подчёркивает молодость и
красоту и в основном подходит молодым женщинам.
Диско появился в 70-х годах, одежда сшита из блестящих тканей с
включением блёсток и страз, которые хорошо выделялись в темноте и
подходили для дискотек.
Звибел стиль 90-х годов, для этого стиля характерна многослойность,
когда одна вещь одевается под другую, но при этом сочетается по стилю и
цвету и создаёт законченность всего образа.
Имперский (Ампир) одежда прямого покроя, талия начинается прямо
под грудью.
Камуфляж (Милитари) одежда из тканей цвета хаки или других
маскировочных оттенков, похожа на военную форму.
Канкан главный элемент: длинные кружевные юбки как у танцовщиц из
кабаре и такие же своеобразные головные уборы.
6
Кантри классический британский стиль, для которого характерны
шерстяные материалы, в основном твид.
Карибский главный элемент: юбка, очень узкая на бедрах, но сильно
расклешенная снизу.
Кармен очень похож на «карибский» стиль: та же узкая юбка,
расклешенная внизу, украшенная широкими оборками, и блузка с
открывающим плечи, отделанным оборкой или рюшами вырезом (вырез
«кармен»); с 1977 года актуально для моды в фольклорном стиле.
Классический стиль или английский представляет собой строгий покрой
костюма, сидящий по фигуре, без излишеств в деталях, строго и
представительно.
Колор блокинг одежда в этом стиле имеет контрастное цветовое
сочетание элементов, с помощью которых она выглядит как объект
графического искусства.
Мао одежда, имитирующая китайский стиль: например, брюки и жакет
с воротником-стойкой.
Оп-арт одежда с разнообразными геометрическими узорами,
контрастирующими с тканью.
Ретро одежда, сочетающая разнообразные модные направления
прошлого.
Романтический в декорировании одежды, сшитой из набивных
хлопчатобумажных тканей используются кружева, рюши, воланы, сочетание
пышности и приталенности, что придаёт женщине образ загадочности и
романтичности. В основе этого стиля лежит художественный стиль
романтизм.
Сафари или колониальный похож на камуфляжную форму, цвета
одежды предпочтительно тёмные, множество накладных карманов.
Слит это длинная или короткая юбка, имеющая разрез до бедра, надетая
поверх коротких шорт.
7
Рассмотрев разнообразие стилей и направлений современной женской
одежды с точки зрения соответствия духовным принципам, разделилим ее на
2 класса (слайд 7):
1) открыто-вызывающую (слайд 8)
2) отвечающую этическим и эстетическим требованиям (слайд 9)
Таким образом, можно сказать, что выбор одежды не ограничен и
осуществляется согласно вкусу, чувству стиля, а главное духовным ценностям
выбирающей женщины.
в) Духовные ценности женщин Московской Руси и современных:
Духовные ценности женщин Московской Руси
Основой жизни женщины была семья, объединяющая людей на основах
любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют
ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия
человека.
Так в XVI веке общепринятым сборником правил, советов и наставлений
по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные,
семейные, хозяйственные и религиозные вопросы являлась книга, называемая
«Домострой». Автором её был протопоп Сильвестр, приехавший в Москву из
Новгорода в 1540-ых гг.
Женщина, прежде всего, в то время рассматривалась как участница
организации хозяйства и мать своих детей. От неё требовалось подчинение
главе семьи, в общественной жизни церкви и властям. Истинное положение
жены – это положение домоправительницы и опоры мужа, однако он являлся
«воспитателем» своей жены. Главное было «в том, чтобы сумела Богу угодить
и к мужу своему приноровиться», «дом свой лучше устроить и всякий
домашний обиход и всякое рукоделие знать, слуг учить и самой трудиться».
Исходя из сказанного не сложно убедиться, что жизнь женщины была
определена в чёткие рамки.
8
Таким образом, особенности духовной жизни женщины Московской Руси
можно представить следующими элементами:
- покорность догматам церкви
- поддержание авторитета мужа
- следование принципам совести
- манера поведения, отвечающая нормам социального поведения
- подавление личных потребностей во имя удовлетворения потребностей
семьи
- ограничение произвола личности
- отсутствие побуждения (извне) к безнравственным поступкам
- создание воспитательной среды в семье, с целью формирования
нравственного опыта у детей (слайд 10).
Духовные ценности современных женщин
Нравственные ценности современной женщины заметно отличаются от
ценностей женщины Московской Руси. Например, из 10 библейских заповедей
не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со
свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим
временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной
жизни).
У современной женщины есть свои важнейшие ценности, которые в
традиционных обществах были далеко не на первом месте даже
рассматривались как отрицательные): саморазвитие, обучение, достижение
личного успеха, богатства, достатка, как содействие личному прогрессу,
процветанию и развитию общества.
Особенности духовной жизни современной женщины:
- не столь строгое следование догматам церкви
- падение авторитета мужа, как главы семейства
- упадок индивидуальных принципов совести
- в приоритете удовлетворение личных потребностей
9
- возрастающий произвол личности
- побуждение (извне) к безнравственным поступкам
- главенствующая роль в воспитании детей ложится в большей степени
уже не на женщину, а на детские сады, школы (слайд 11)
Таким образом, основной акцент делается на саморазвитии (что приводит
к достижению личных целей (например, карьерному росту)), а не на семейных
вечных ценностях, где женщина выступает хранительницей очага, матерью
своих детей, верной, преданной женой и т.д.
3. Анализ:
- Связь «духовность-одежда» у женщин Московской Руси
Каков человек, такова и одежда (пословица)
Духовное богатство женщины Московской Руси проявляется не только
в манере поведения, подаче себя, но и во внешнем облике, в частности, в
одежде. Вкус, красота, отсутствие пошлости, грубости в одежде следствие
богатства духовного мира женщины (слайд 12).
Естественность, не превышение меры допустимого отражается в
отсутствии в одежде:
- прозрачных и полупрозрачных элементов
- короткой длины
- глубокого декольте
- элементов оголяющих большую часть тела
- облегающего кроя.
Тем самым, женщина не наносила вреда как своему нравственному
здоровью, так и здоровью окружающих ее людей. В ее одежде нет
вызывающих, вульгарных элементов, отсутствует цель привлечения к себе
максимального количества взглядов.
- Связь «духовность-одежда» у современных женщин
10
Исходя из описанных стилей и направлений разделе «Современная
женская одежда») большинство женской одежды своими деталями,
элементами не отвечает системе традиционных духовных ценностей женщины
Московской Руси.
Возвращаясь к описанным нами духовным ценностям современных
женщин, нельзя не отметить их влияние на выбор одежды. Русские девушки
очень красивы по своей природе. Но вся беда в том, что большинство из них
слишком выставляют свою красоту напоказ. Никто не настаивает, чтобы
каждая женщина одела паранджу и бесформенный балахон и ходила
ненакрашенной. Необходимо подумать каждой, нужны ли такие
крайности и сделать выбор (слайд 13).
Заметим, что во внешнем виде, манере поведения многих современных
женщин проявляется вульгарность. Разберемся, что такое «вульгарность».
Большой толково-фразеологический словарь трактует этот термин как
пошлость, грубость, дурные манеры, свойственные людям с низким уровнем
культуры. В масштабной Wikipedia вульгарность определяют как одно из
негативных качеств, содержащих обвинение в отсутствии вкуса у человека.
Иногда используется как антоним понятию красоты.
Внесем ясность в какой одежде проявляется вульгарность, искажающая
естественность и превышающая меры допустимого:
- обтягивающие топы с оголенным животом
- прозрачные и полупрозрачные блузки
- короткая длина юбки/платья
- глубокие декольте
- леггинсы
- использование одежды, оголяющей большую часть тела
- использование ярких расцветок в одежде (выбор делается по принципу
ярче = заметнее)
11
- чрезмерное и неуместное использование агрессивных расцветок и
фактур (принт под расцветку шкур животных, лаковая кожа, кружево,
прозрачные ткани)
- одежда со слишком облегающим кроем
- когда нижнее белье доступно для постороннего глаза (стринги,
выглядывающие из джинс с заниженной талией или декольте на спине, через
которое проглядывает застежка белья).
Таким образом, вульгарность это то, что не делает девушку красивой,
привлекательно, естественной; это то, что производит отталкивающее
впечатление и оставляет негативные ощущения после общения с ней.
4. Заключение
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или
нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и
молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:1-5)
Несмотря на отличия женщин Московской Руси и современных, их
одежда, как отражение богатства духовного мира, должна быть скромной, не
соблазнительной, не привлекающей лишнего внимания.
Одежда женщин Московской Руси имела достаточно целомудренный
вид, отражая нежность и женственность. Её покрой сохранялся на протяжении
долгих веков до времени обмирщения и потери традиции - до времени
Петровских реформ.
В наши дни мы видим, что мода имеет бОльшую власть над многими
женщинами, чем чувство скромности. Современная женщина желает «хорошо
выглядеть», «как все». На лице ее — «соответствующая» косметика, одета она
«пикантно».
Поразительно стремление современной женщины к обнажению. Сейчас
женщина прибегает к одежде для того, чтобы не столько прикрыть свою
12
наготу, сколько наоборот обнаружить ее. А ведь главное назначение
одежды, в сущности, функциональное. Одежда сохраняет нас в тепле от
непогоды, согревает в холоде, наконец, очень важное назначение одежды для
людей прикрытие наготы и сохранение тем самым целомудрия,
стыдливости.
Нельзя не согласиться с тем, что сегодня сама же женщина страдает от
того, что утеряла высокие, редкие, по естеству только ей свойственные
качества. Женщина становится все более гордой, грубой, раздражительной,
своевольной, дерзкой. Это находит своё отражение в извращении внешнего
вида женщины, в частности, в ее одежде.
Женщины не хотят «отстать» от моды, а между тем следует сказать, что
мода оказывает сильное воздействие на жизнь женщины. Появляются в
одежде «мини», всевозможные «вырезы» и «разрезы», и женщина ведет себя
«соответствующе», появляется уродливая женская одежда с расширением в
плечах, и у женщины появляется мужеподобное поведение, совсем не
свойственное ей по природе. Поэтому женщина должна не «гнаться за модой»,
а сохранять себя от воздействия моды. Средствами, которые усиливают
воздействие моды, являются: телевидение, кино, эстрада, журналы мод, так
называемые «конкурсы красоты», реклама. Реклама представляет
современной женщине «достижения» моды как нечто обязательное для
повторения и применения в жизнь. Но мода критерием являться не может,
потому что с течением времени сейчас «нормальным» становится как раз то,
что раньше справедливо считалось ненормальным, безобразным и позорным.
Итак, по причине соединения в человеке души и тела внутренняя и
внешняя жизнь человека взаимосвязаны. Поэтому духовно-нравственный
облик человека влияет на внешний вид, а часто и формирует его. В этой связи
одежда человека имеет немаловажное значение (слайд 14).