Презентация "Государственная Третьяковская галерея - сокровищница русской национальной культуры" 6 класс

Подписи к слайдам:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - презентацию подготовила ученица 8 В класса Шванова Татьяна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ -

СОКРОВИЩНИЦА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

И.Н. Крамской

Портрет П. М. Третьякова, 1876 г.

Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме, был широко образованным и эрудированным человеком, принадлежал к прогрессивным кругам русской интеллигенции.

Простой, скромный до застенчивости человек, с умными, вдумчивыми, удивительно добрыми глазами, всегда радушный, ясный, внимательный, всегда правдивый, просветленный непрерывным общением с искусством – русский меценат, коллекционер и благотворитель - вспоминает о Третьякове И.С. Остроухов.

Меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената.

Бюст Мецената в одном из парков Ирландии

Степан Бакалович «В приемной у Мецената»

Древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима. Дружил с лучшими поэтами своего времени — Горацием, Вергилием и др., оказывал им покровительство и защиту.

Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Павел Третьяков – коренной москвич, получил домашнее образование и по его словам: «с юности беззаветно любил искусство». Собирать свою коллекцию живописи он начал в середине 1850-х на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. Они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты.

Не только сам Третьяков, но и его семья, разделявшая увлечение Павла Михайловича искусством, были своеобразным «полем притяжения» для русских деятелей искусства.

Руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников.

Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова.

Н. Шильдер

Искушение. 1850 - 1856 г.г.

К. Худяков

«Стычка с финляндскими контрабандистами»

Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления.

П.М.Третьяков

С.М.Третьяков

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.

Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900-1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.

Дом П.М. Третьякова до перестройки.

Эскиз фасада дома П.М. Третьякова выполненный В.М. Васнецовым.

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал:

Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Событиями в судьбе галереи были; приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин  Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова и др. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича.

«Явление Христа народу» А. А. Иванов 1806 – 1858 г.г.

В.И.Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами.

Портрет поэта А. С. Пушкина, 1827 г.

О.А.Кипренский Автопортрет, 1882 г.

В.А.Серов «Портрет И.И.Левитана» 1895 г.

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам,

И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников, Третьяков оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

«нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях».

В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея»,

чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Приглашаем на экскурсию по галерее.

Залы Третьяковки хранят прекрасные произведения русского искусства с древних времен и до наших дней.

Павел Третьяков желал "собрать русскую школу живописи, как она есть, в последовательном своем ходе".В одном из писем Л.Н.Толстому он писал, –

Пейзажная живопись XIX века

А. О. Куинджи (1841 – 1910 г.г.)

Березовая роща, 1879 г.

Днепр утром, 1881 г.

«Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи».

Портрет художника И.И.Шишкина, 1873 г. И.Н.Крамской

Полдень. В окрестностях Москвы, 1869 г.

С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 г.г.)

«Утро в сосновом лесу»

Репин Илья Ефимович (1844–1930)

Живопись нашу также трудно представить себе без Репина, как русскую литературу – без Л. Толстого, как русскую музыку – без П. Чайковского. Его искусство было подвигом всей его жизни, оно было необходимо ему как дыхание – с детского возраста и до конца его долголетней жизни.

Иван Грозный и сын его Иван, 1885 г.

Крестный ход в Курской губернии,

1880-1883 г.

Левитан

Твой ясный март сам просится в стихи:

Снег стал синее в это утро сразу,

Светлее ветки серые ольхи

И солнце так блестит, что больно глазу…

И рвется в строфы вешняя вода,

Покрывшая и рощи и просёлки,

В которой, позабыв про холода,

Купаются березки, как русалки…

Э. Межелайтис

Посещая антикварные магазины, П. М. Третьяков скупал картины художников предшествующих эпох. Таким образом, составилась превосходная коллекция полотен мастеров XVIII века.

К. П. Брюллов

Автопортрет, 1848 г.

Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840 г.

Всадница, 1839 г.

Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились; "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Княжна Тараканова»(1864) К.Д. Флавицкого.

Третьяков писал в своем завещании 1860 года:

«[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей».

Русское портретное искусство XVIII - XIX веков

Она давно прошла-

И нет уже тех глаз

И той улыбки нет,

Что молча выражали

Страданье – тень любви,

И мысли – тень печали,

Но красоту ее

Боровиковский спас.

Я. Полонский

В. Л. Боровиковский

Портрет М.И. Лопухиной, рожденной Толстой, 1797 г.

В.А. Тропинин

Кружевница, 1823 г.

В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М.Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи.

Архангел Михаил, 1420-е г.

Троица, 20-е годы XV в.

Апостол Павел, 1420-е, г.

Андрей Рублёв (около 1360 – около 1430 г.г.)

В 1925 году для этой картины - «Явление Христа народу» А.А. Иванова вместе с этюдами и эскизами был построен специальный зал.

Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля.

Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были "Богатыри" В.М. Васнецова. Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день.

В. М. Васнецов «Богатыри», 1881-1898 гг.

Собрание картин Третьяковской галереи сохраняет память о прошлых столетиях в истории России. Прекрасные полотна художников-реалистов не только радуют красотой взгляд зрителя, но и воспитывают широкую публику, отражая в живописных образах жизненные проблемы.

Vita brevis-ARS longa. Жизнь коротка- искусство вечно.

"Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу". П. М. Третьяков.