Технологическая карта урока "Человек в зеркале искусства: жанр портрета" 8 класс

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - искусство
Класс - 8
Тема урока Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Построение нового знания о
понятии «портрет»,
«автопортрет», видах портретов;
Сформировать представление о
роли и значении портрета в
творчестве художника.
Познавательные:
Научатся формулировать
проблему, самостоятельно
осуществлять поиск способов
решения проблем
творческого и поискового
характера (из рассказа
учителя, собственного
жизненного опыта),
осуществлять анализ
портрета человека.
Регулятивные:
Овладеют способностями
понимать учебную задачу
урока; анализировать свои
мысли, действия, чувства;
сравнивать и критично
оценивать свои ответы;
Коммуникативные:
Овладеют способностями
инициативно сотрудничать с
учителем, одноклассниками,
отвечать на вопросы, делать
выводы.
Развитие
самостоятельности в
решении различных
задач;
Формирование
духовных и
эстетических
потребностей;
отработка навыков
самостоятельной
работы.
Словарь урока: автопортрет, камерный и парадный портрет, парсуны.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер , презентация.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока
(+время)
Деятельность учителя
1 этап.
Организацион
ный момент
Проверяет готовность обучающихся к
уроку. Создает условия для
возникновения у обучающихся
внутренней потребности включения в
учебную деятельность.
Ставит вопрос: готовы ли вы к уроку?
Зачитывает эпиграф урока (работа с
презентацией – слайд 2):
хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
В процессе рассказа создает условия для
формулировки проблемного вопроса
урока учащимися.
Ставит проблемный вопрос урока:
почему искусство портрета привлекает и
художника, и зрителя?
2 этап.
Основная
часть урока
Предлагает ответить на вопросы:
- Как вы думаете о каком виде жанра
пойдёт речь?
Просит дать определение «портрета».
- Какое изображение мы называем
портретом? Слушает учащихся.
Демонстрирует слайд 3 с определением
Рассказывает об истории портрета
(демонстрация слайда 4 с изображением
Нефертити, Тутанхамона).
Выделяет, что в скульптурных
портретах соблюдали сходство, чтобы
душа могла отыскать своего хозяина.
(демонстрация слайда 5 с изображением
древнегреческой живописи).
Рассказывает о портретном искусстве
эпохи Возрождения и появлении
автопортрета (15-16в.в.), (слайд 6
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,
А. Дюрер «Автопортрет».
Рассказывает об истории портрета в
России, делает ударение на то, что
первые портреты назывались «парсуны»
от слова «персона» и, что они появились
во времена Петра 1(слайд 7 А.
Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет
княгини Голицыной»)
Говорит о появлении парадных и
камерных портретов (демонстрация
слайд-схемы 8)
Говорит о различии парадного и
камерного портретов (слайд 9 А.
Антропов. «Портрет Петра III», Д.
Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
Рассказывает о портретах 18 века-
портретах – образах, на которых люди
смеются, грустят, мечтают,
раздумывают (слайд 10 (Д. Левицкий
«Портрет воспитанниц Хованской
и Хрущовой», К. Маковский «Семейный
портрет»).
Предлагает совершить путешествие во
времени вместе с художником Ф.
Рокотовым (слайд 11 «Портрет
Струйской»).
3.Физкультми
нутка
Предлагает отвлечься и выполнить
вместе с ним упражнения для улучшения
мозгового кровообращения и
гимнастические упражнения для
улучшения зрения
Делают упражнения вместе
с учителем
Продолжение
основной
части урока
Предлагает рассмотреть картину
Федора Рокотова «Портрет Струйской» и
ответить на вопрос: какой представляется
вам эта женщина?
Обобщая ответы, говорит, что у каждого
произошел свой разговор с художником,
а вот как выразил свои чувства поэт Н.
Заболоцкий (слайд 11): на экране слова
поэта Н. Заболоцкого
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
Говорит ещё об одном женском портрете,
который окутан дымкой таинственности
и красоты (слайд 12 Д. Боровиковский
«Портрет М. Лопухиной»).
Зачитывает отрывок стихотворения Я.
Полонского, который был очарован
образом молодой женщины:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча
выражали
Страданье – тень любви. И мысли –
тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Спрашивает: а какие чувства вызывает у
вас этот образ?
Выслушивает мнение нескольких ребят и
предлагает ещё раз прочитать эпиграф
урока.
Задаёт вопрос: по каким же признакам мы
можем сказать, что картина относится к
той или иной эпохе?
Рассматривают картину,
фоном звучит мелодия Е.
Доги из к\ф «Мой
ласковый и нежный зверь»).
Высказывают свое мнение
Один из учащихся
зачитывает стихотворение.
Рассматривают картину на
фоне отрывка из пьесы
«Июнь» цикла «Времена
года» П.И.Чайковского,
записывают свои мысли.
Читают эпиграф.
Ответ: обстановка,
интерьер, одежда, прическа,
род занятий, техника
исполнения, цвет.
4 этап
Творческая
практическая
деятельность
Предлагает рассмотреть слайд 13 с
изображением двух картин: И.
Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и
Г. Ряжского «Письмо» и провести
сравнительный анализ.
Рассматривают,
сравнивают, анализируют.
Ставит вопрос: что должен учитывать
художник, создающий портрет? (Слайд-
схема 14)
Предлагает самим создать образ и
настроение и поиграть в игру «Художник
и его портрет».
Один из учащихся - художник, который
хочет нарисовать портрет. Остальные –
натура.
Записывает на доске различные
психологические состояния:
спокойствие, печаль, радость, боль, плач,
гнев.
Наблюдает, советует, косвенно руководит
деятельностью, помогает учащимся.
Учитель по ходу игры еще
раз проговаривает технику создания
портретного изображения.
Ответы: технику
исполнения.
Делятся на группы по 5-6
человек
Каждая группа выбирает
путём жеребьёвки
настроение. Натурщики
создают образ и настроение,
а чтобы картина получилась
моментальной, вместо кисти
художник использует
фотоаппарат.
5 этап.
Заключительн
ая часть урока
Повторяет проблемный вопрос урока:
почему же искусство портрета
привлекает и художника, и зрителя?
Делает вывод: в портрете художником
передается не только сходство с
человеком, но и его богатый духовный
мир и признаки эпохи, а внимательному
зрителю удается разгадать эту загадку.
Ответ: художник стремится
не только передать
сходство, но и душевное
состояние, а зритель узнаёт
из портрета о характере,
судьбе изображённого.
Записывают вывод в
тетрадь.
6. Рефлексия и
оценивание.
Спрашивает:
- Понравился вам урок?
- Что больше всего вас заинтересовало?
- Что нового вы узнали?
Дают ответы.
Отмечают наиболее
понравившиеся эпизоды
урока.
7 этап.
Домашнее
задание
Домашнее задание.
1. Знать записи в тетради.
2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию
понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном
человеке.