Конспект урока "Мир волшебных предметов" 5 класс

Мир волшебных предметов. Урок изо в 5 классе
Учащимся предлагается изобразить композицию на тему: «Мир волшебных
предметов». Работа ведется графическим материалом (гелевыми ручками,
фломастерами, твердыми и мягкими простыми карандашами).
Тема урока: «Мир волшебных предметов». Комбинированный урок изо для 5
класса.
Вид занятия: Изображение на плоскости. Декоративно-прикладная
деятельность и дизайн.
Цели урока:
развивающая
развитие умения согласовывать детали в большой форме и обобщать силуэт
предмета.
развитие у школьников художественного вкуса, фантазии, воображения,
чувства декоративности.
развитие способности воспринимать фактурность и текстурность предметов в
природе и быту.
развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей
жизни.
обучающая
расширение представлений учащихся о стилизации различных форм.
закрепление навыков работы с цветом разными графическими приемами.
обучать характерным особенностям и пропорциям объектов при их
стилизации.
расширение представлений учащихся о цветовых контрастах.
воспитывающая
воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения
учащихся к процессу рисования, стремление довести работу до конца.
Наглядно – дидактическая игра «Найди пару» на передачу тактильных
ощущений через визуальную иллюзию, а также развитие у школьников
художественного вкуса, фантазии, воображения, чувства декоративности.
Новые термины и понятия: стилизация, модуль, цветовой круг, цветовой
контраст, текстура, фактура.
Зрительный ряд: репродукции белорусского и мирового искусства; наглядно-
дидактические пособия нарисованные учителем.
Оборудование для учителя: наглядный материал (цветовой круг, примеры
стилизации, фактур и текстур, репродукции белорусского и мирового
искусства).
Оборудование для учащихся: бумага, акварель, гелевые ручки, фломастеры,
карандаши.
Ход урока
1. Организационная часть урока.
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Сообщение целей урока.
2. Изучение нового материала.а) Беседа о стилизации растений и цветов;
цветовом контрасте.
Стилизация — это упрощение и обобщение формы. Растительные
стилизованные мотивы занимают значительное место в декоративном
оформлении различных видов искусства. Стилизация необходимый и
естественный метод в декоративно-прикладном искусстве, в книжной и
прикладной графике, монументальной живописи и др. видах искусства.
Особенно важную роль стилизация играет в орнаменте. Существуют тысячи
видов неповторимых и разнообразных растительных орнаментов по всему
миру. Трактовка растительных форм может быть различной: декоративно-
плоскостной – для росписи по ткани и по фарфору; объемной или линейной
по металлу, по стеклу и кости, а также при использовании узорно-кружевных
изделий и пр. Но во всех случаях форма растений должна быть в той или
иной мере обобщенной, чтобы изображение легко можно было выполнить в
материале.
б) С разнообразием стилизованных форм школьники знакомятся с помощью
наглядного материала (репродукций белорусского и мирового искусства и
пособия подготовленного учителем).
Учитель поясняет пособие (Пособие 1).
На реалистическом рисунке листья, цветы и насекомые изображены по
правилам перспективы с проработкой по тону и цвету и предстают перед
нами такими, какими мы их видим в жизни.
Цветы и листья самых фантастических и причудливых форм можно
представить в виде простых геометрических фигур (овала, конуса,
треугольника).
Изображение этих же цветов и насекомых могут использоваться для создания
декоративных композиций. Здесь цветы по структуре и цвету более
схематичны. Условна и тоновая проработка.
Для того чтобы нарисовать орнамент, например в круге, квадрате или полосе,
понадобиться модуль. Одна единичка орнамента, которую можно по-разному
поворачивать и располагать, создавая свой фантастический орнамент.
Многообразие наблюдаемых в природе цветов и оттенков художники и
ученые издавна стремились привести в какую-либо систему. Первая такая
попытка была сделана Ньютоном. Смешивая между собой основные цвета
(желтый, красный и синий) мы можем получить цветовой круг с любым
количеством цветов. Если в таком круге провести диаметры, то на
противоположенных концах будут лежать контрастные
(взаимодополнительные) цвета. Когда наш глаз наблюдает два контрастных
цвета вместе, он испытывает удовлетворение, ему «нравиться» такое
сочетание.
Рассмотрение репродукций белорусского и мирового искусства.
Фрагменты орнамента в репортных повторениях на обоях, тканях, коврах.
Русский орнамент. Белорусский орнамент. Литовский орнамент.
Древнегреческий орнамент. Киргизский орнамент и пр.
Роспись белорусских ковров и сундуков.
Городецкая, Хохломская роспись на предметах быта.
Примеры стилизации из детских книг и журналов.
К. Малевич. Весна, цветущие сады. 1904.
Р. Делоне. Солнце и луна. 1912-1931.
Обсуждение просмотренных репродукций.
Вопросы учащимся:
Какими выразительными средствами пользовались художники декоративно-
прикладного и станкового искусства?
Цветовой контраст.
Ритм.
Стилизация.
Цветовая гамма, колорит (спокойный, радостный, тревожный, грустный,
теплый, холодный, светлый, теплый).
Назовите контрастные (взаимодополнительные) цвета?
Красный – зелено-голубой.
Оранжевый – голубой.
Желтый – синий.
Желто-зеленый фиолетовый.
Зеленый – пурпурный и пр.
в) Развитие способности воспринимать фактурность и текстурность
предметов в природе и быту.
Наглядно – дидактическая игра «Найди пару» (Пособие 2)
Данное пособие направлено на передачу тактильных ощущений через
визуальную иллюзию, а также развитие у школьников художественного
вкуса, фантазии, воображения, чувства декоративности.
Проводится предварительная работа:
Учителем подбираются иллюстрации ряда предметов с различными
фактурными и текстурными свойствами. Шершавые, гладкие, меховые,
искусственного и естественного происхождения – все, что угодно, лишь бы с
интересной фактурой и текстурой. Морские водоросли, потертая деревяшка,
швабра, мешковина, ракушка, плюшевый мишка и пр. Затем на каждый
предмет учитель создает каким-либо графическим приемом фактуру.
На уроке фактуры крепятся на доску. Ученикам показывается по одной
иллюстрации, их задача найти пару.
г) закрепление навыков работы с цветом разными графическими приемами.
Учитель предлагает учащимся придумать свою графическую технику
передачи фактуры, используя, цветные гелевые ручки и фломастеры.
Учитель демонстрирует следующие графические приемы на доске: прямые
грубые штрихи; волнистые линии; колющие удары руки с мелом; ласкающие
движения; толстые линии; тонкие линии; круговые линии; треугольные
штрихи; беспорядочные каракули; аккуратная равномерная штриховка и пр.
3. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.
По плану:
1 этап деятельности – композиционное решение.
Учащимся предлагается изобразить любую композицию на тему: «Мир
волшебных предметов».
Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
Определение величины композиционного центра и второстепенных
элементов композиции.
Легкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате.
2 этап деятельности – цветовое решение.
Применение цвета, с учетом декоративности.
Передача графическими приемами разнообразных фактур и текстур.
Работа учителя:
следить за последовательностью ведения работы;
воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
4. Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой
деятельности.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
Рассмотреть и запомнить кору различных деревьев, попробовать передать ее
каким-либо графическим приемом. Придумать стилизацию ели.
Литература используемая при подготовке к уроку
Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО
«Харвест», 2004.
Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.
Мн.: Беларусь, 2005.
Починова Н. В., Белорусская народная декоративная роспись: учеб. пособие.
Мн.: Выс. Шк., 2005.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: АГАР,
1998.
Сахута Я. М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. —
Мн.: Беларусь, 2001.
Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования Рисунок: Учебное
пособие. — М.: ВЛАДОС, 2004.