Контрольная работа "Послевоенное советское общество, духовный подъем людей" 11 класс

Контрольная работа
Тема: « Послевоенное советское общество, духовный подъем людей»
Цель: сформировать представления обучающихся о послевоенном советском обществе
Обучающийся должен знать: основные направления искусства XX века в СССР
Обучающийся должен уметь: анализировать основные направления искусства XX века в СССР
Теоретическая часть:
В послевоенные годы продолжался взлет творчества корифеев исполнительского искусства XX в.
В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана. Началась
творческая биография С.Т. Рихтера, M.JI. Ростроповича — победителей первого послевоенного
конкурса музыкантов- исполнителей. В Большом театре были поставлены балеты С.С.
Прокофьева.
В творчестве композитора классические традиции органично сочетались с новыми принципами
музыкальной драматургии. Участие в этих спектаклях стало одной из вершин в творчестве Г.С.
Улановой, М.Т. Семеновой и плеяды великих артистов, принесших советскому балету мировую
славу. В 1946 г. в Ленинграде состоялась премьера первой части оперы-эпопеи Прокофьева
«Война и мир».
В Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинс- кий, первый исполнитель пяти симфоний
Д.Д. Шостаковича. Седьмая («Ленинградская») симфония, которую композитор создавал в 1941 г.
в блокадном городе, стала символом непобедимого духа народа, боровшегося против фашизма.
Критики конца XX в. назвали Шостаковича «последним великим симфонистом» в истории
классической музыки. Его творчество воплотило глубокие философские раздумья о мире и
человеке, о трагедиях и конфликтах современности.
В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения
художников. Размышляя о духе того времени в эпилоге романа «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак
писал, что «хотя просветление и освобождение, которых ждали.
В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград».
Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко.
Выбор не случайно пал на ленинградских литераторов. Этот удар был косвенно направлен против
руководителей городской парторганизации Ленинграда. Происходившее отражало
развернувшуюся борьбу за власть и столкновение позиций вокруг приоритетов развития страны в
высшем руководстве и стало прелюдией к «ленинградскому делу». Постановление обличало «дух
низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Именно это являлось
важнейшим направлением идеологического «главного удара» на фронте «холодной войны».
Аналогичные по тональности обличения содержались в других подобных постановлениях: «О
репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая
жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (1946—1948). Обвинения в «аполитичности»
и «безыдейности» и жесткая критика прозвучали в адрес многих известных деятелей культуры, в
том числе кинорежиссера С.М. Эйзенштейна за вторую серию фильма «Иван Грозный» (первая
была удостоена Сталинской премии в 1946 г.). Режиссерская концепция картины, построенная
вокруг проблем пагубности насилия, какими бы высшими целями оно ни оправдывалось, и
одиночества, порождаемого безграничной властью, была расценена как «невежество в
изображении исторических фактов».
Жесткое следование идеологическим установкам больно ударило по ряду направлений
отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е.С.
Варга и др.), историки и философы, физики (Л.Д. Ландау,
П.Л. Капица и др.). В науку по-прежнему переносились «классовые» оценки. В некоторых случаях
(генетика, кибернетика, исследования мировой экономики) эти нападки привели к закрытию
целых научных направлений или существенному ограничению исследований.
Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же
время в возвращавшемся к мирной жизни обществе, жившем в обстановке скудного
послевоенного быта, остро ощущалась потребность в радости и красоте. Огромной популярностью
пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие, как поставленный в жанре
музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» (реж.И.А. Пырьев, 1950). В них звучал
идеологический посыл о преимуществах советского строя. Искусство создавало радостный и
привлекательный миф-сказку о советском образе жизни, о светлом будущем, в него хотелось
верить. Символами эпохи стали монументальные общест- Киноафиша 1950 г.
венные сооружения — вестибюли Московского метрополитена (станция «Комсомольская
кольцевая», архитекторы А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин), знаменитые высотные здания,
постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г. Осуществление этих и многих
других грандиозных проектов должно было свидетельствовать о незыблемости социалистического
строя и величии духа народа-победителя.
Задания:
1. Заполните таблицу:
Направления искусства
Фамилии
Открытия , творческие
начинания
Основные источники:
http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-rossii-1945-2008-g.-11-klass-a.a.-danilova/4.-sovetskoe-obschestvo-
v-pervyie-poslevoennyie-godyi.html