Конспект урока "Башкирская лошадь. Убранство коня" 7 класс

Урок №19
7а,б класс дата: 28.01.16
Тема: Башкирская лошадь. Убранство коня
Цели урока:
Образовательные
- познакомить учащихся с историей башкирской лошади;
- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни башкир.
Развивающие
- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал к уроку;
- развивать умение конспектировать основные моменты урока;
- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме.
Воспитательные
- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям
башкирского народа;
- формировать чувство гордости национальной культурой;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Задачи урока:
1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности башкирской лошади.
2. Организовать исследовательскую работу учащихся.
3. Формировать умения:
- излагать грамотно свои мысли;
- прослеживать причинно-следственные связи;
- творчески подходить к выполнению домашнего задания;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
- развивать монологическую речь.
Оборудование: альбом А.Костин «Рассказы о лошади», альбом «Башкирская лошадь»,
карта Башкортостана, плакаты, портреты, магнитофон, эпидиоскоп, картины с
изображением лошадей.
Ход урока:
I. Организационный момент (настройка учащихся на урок)
II. Сегодня урок у нас необычный, объединяющий экологию, историю,
экономику, культуру.
Мы проведем сегодня конференцию на тему «Башкирская лошадь.
Убранство коня».
Я хочу представить наших гостей (в ролях выступают учащиеся класса):
- историк – этнограф
- ремесленник
- агроэколог
- медик
- спортсмен
Ход урока
1. Беседа.
Чем занимались башкиры с древнейших времен? (скотоводством)
Кого они разводили? (лошадей)
Рассказ учителя. Башкирские лошади были низкорослые, выносливые,
способные переносить трудности, лишения. Они находились на подножном
корму, то есть они копытами из-под снега добывали корм.
Для чего использовались башкирские лошади? (конина, кумыс, из
лошадиных шкур изготовляли обувь и разную утварь и т.д.)
Башкиры придавали большое значение лошадям и убранству коня
- Как вы думаете во сколько лет башкиры обучали своих детей верховной
езде? (с 3-4 лет)
- Для чего это Башкирам нужно было?
Вступительное слово учителя.
Учитель: Закончилось ХХ столетие, пожалуй, одно из самых страшных и
трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней
лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке – неведомо. Поэтому мы и
решили сегодня поговорить о башкирской лошади. И эпиграфом к нашей
конференции я взяла слова Г. Рамазанова:
«Что сила лошадиная! Порой
Твердят, что кони не для наших дней,
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того – за добрых лошадей».
Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили
не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав
неповторимую башкирскую лошадь. (Описание башкирской лошади: по
внешнему виду она резко отличается от других пород: низкорослая,
коренастая, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого
цвета), по спине проходит, как ремень, темная полоса. Ноги ниже колен
чёрные, грива и хвост – тоже черные. Она походит на дикую лошадь. К зиме
обрастает длинной и густой шерстью, а весной линяет. Башкирская лошадь
отличается от других пород и своим поведением. Она очень вынослива, легко
переносит и суровую зиму с трескучими морозами, и знойное лето с сухими
ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и легко карабкается с
седоком на каменистые горы).
Без лошади невозможно представить историю Башкортостана.
Благодаря табунам полудиких лошадей башкир не был закрепощен на клочке
вспаханной земли, а свободно кочевал на огромных пространствах, что
позволило башкирам постоянно общаться с другими народами, успешно
защищаться от захватчиков. Сегодня мы можем встретить только остатки
табунов башкирской лошади в нескольких хозяйствах Зауралья.
Учитель: А сейчас дадим слово историку-этнографу. Тема выступления:
«Происхождение и история башкирской лошади».
Историк–этнограф: О происхождении башкирской лошади существует
несколько мнений. По мнению некоторых ученых, башкирские лошади -
потомки монгольских лошадей. Вторая группа ученых считает, что
башкирская лошадь приведена из Азии во II – VII веках кочевыми
племенами. Но археологические раскопки показывают, что народы, живущие
на территории Башкортостана, ещё до нашей эры занимались охотой и
скотоводством. В пещере Шульганташ найдены рисунки с изображением
коня эпохи палеолита.
Это доказывает, что лошади давно живут на территории Башкортостана и
происходят они именно из местных пород.
В эпических преданиях сказано, что башкирская лошадь берет начало от
табунов, вышедших из озера Шульган.
Живая память аксакалов довела до нас более правдивую информацию. В
далекие времена в наших краях обитали дикие лошади – тарпаны. От
скрещивания тарпанов и домашних лошадей получались гибриды, которые
назывались аргыны.
Потомство аргынов сохраняло самое ценное для кочевников качество диких
лошадей - косячный инстинкт. Второе ценное качество – тибенляу –
инстинкт кормодобычи под покровом снега, который они разгребали
копытами.
Среди современных башкирских лошадей можно выделить три, несколько
отличающихся одна от другой породы:
Горная – вьючно-верхового склада
Степная – верхового склада
Равнинная – упряжного склада
Учитель: Воин и охотник на коне во всем великолепии боевого убранства –
любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре.
Башкиры уделяли особое внимание убранству коня. Для освещения этой
темы я хочу дать слово Ремесленнику.
Ремесленник: По достоинству коня, по качеству и отделке и убранства коня
и оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению
конского снаряжения придавалось первостепенное значение. В седле в
основном декорировали переднюю луку, украшая резными узорами или
посеребренными накладками. Накладки украшали серебряной насечкой.
Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и
технике изготовления – литые, кованые, массивные и легкие, полуовальные и
арочного вида. Все ременные части сбруи, кроме поводьев, украшались
посеребренными металлическими накладками – пластинами разной формы и
круглыми бляхами. Необходимо отметить, что предметы убранства коня
украшались не только с целью создания красоты. По поверью башкир, седло
с серебряными украшениями охраняло батыра и его коня от неприятностей.
Недоуздок и узда – делали из мягкого ремня, волосяной, конопляной или
мочальной бечевки.
Рассматривание предметов убранства коня?
- Предметы – убранство коня украшались не только с целью создания
красоты, об этом говорится в народной песне:
Если серебряное седло
С сердоликовым передком
Ты положишь на лошадь,
То не будет порчи ее спины.
Учитель: Далее тему продолжает Агроэколог – «Цепь питания в
традиционной экосистеме».
Агроэколог: Башкиры для своих лошадей корм не заготавливали. Основной
базой для данной экосистемы были ковыльные и ковыльно–типчакские
степи, характерной особенностью которых является устойчивость против
вытаптывания. Степная растительность быстро восстанавливается после
стравлевания и дает питательный подножный корм – ветошь.
Поэтому в животноводческом стаде у башкир первыми всегда шли лошади.
В период целинной эпопеи башкирская степь на равнинах была распахана.
Вследствие этого популяции полудиких лошадей практически были
уничтожены. Это вопиющий факт экологической неграмотности и
настоящего геноцида против лошадей. Но имеется некоторый опыт хозяйств
республики по селекционной работе и восстановлению традиционного
способа разведения башкирских лошадей. Как ученые, так и хозяйственники
все больше убеждаются в том, что восстановление традиционных экосистем
с башкирскими лошадьми – это один из перспективных путей оптимизации
хозяйственно-экономической деятельности и экологического оздоровления
регионов.
Разминка для глаз по плакату «Лошадь в квадрате»
Учитель: Нашу конференцию продолжает Медик, тема его выступления
«Кумыс – богатырский напиток».
Медик: Кумысоделие – одно из древнейших ремёсел башкир.
Кумыс – это продукт, получаемый из кобыльего молока путём брожения.
Способ приготовления кумыса кочевниками засекречивался и передавался из
поколения в поколение в пределах семьи. Кумыс хранился в специальных
кожаных сосудах. К столу выносили в резных кадках тэпэн и наливали
ковшом ижау в тонкостенные, изящные чаши тустак. (все выделенные слова
записываются учащимися в словарь).
Кумыс обладает высокими лечебными свойствами. Первую
кумысолечебницу основал в 1858 г. в 8 километрах от Самары врач В.Н.
Постников. Первая кумысолечебница в Башкирии была построена в 1880 г.
внучкой С.Т. Аксакова при станции Аксаково. Высокие питательные
свойства кумыса объясняются составом кобыльего молока, которое
приближается к женскому не только по содержанию молочного сахара, но и
по качественному составу жира, белка, наличию витаминов и других
веществ, выполняющих важную роль в поддержании нормальной
жизнедеятельности организма человека.
Кумыс - древний и излюбленный напиток башкир – сейчас переживает своё
новое рождение. В Башкирии расположены кумысолечебницы:
«Шафраново», «Юматово», «Алкино», «Глуховская», им. Аксакова.
Учитель: А кто из известных русских людей лечился кумысолечением в
Башкирии, и что они говорили об этом?
Ответы учащихся:
Л.Н. Толстой: «В продолжении года я занимался школами и так измучился,
что заболел. Потом бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать
воздухом и пить кумыс».
В.И. Даль: «Кумыс охлаждает, утоляет и жажду, и голод, и придаёт особую
бодрость. Кумыз никогда не переполняет желудок, его можно пить сколько
угодно. Кумыз приносит пользу во всех тех болезнях, где тело требует
сытного и детского питания… Последовательное действие кумыза
обнаруживается через неделю и ранее. Чувствуешь себя бодрым, здоровым,
дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли
придумать какую-нибудь пищу, которая заменила бы кумыз?»
С.Т. Аксаков: «Весной черноземная степь покрывается свежей, ароматной,
сочной растительностью. Кобылицы, отощавшие за зиму, нагуляют жир. И
тогда во всех кошах начинается приготовление кумыса. И все, кто может
пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют богатырский напиток.
После этого исчезают недуги голодной зимы и даже старости. Полнотой
одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые
щёки».
Н.В. Постников (врач): «Я был поражён действием кумыса на одном
чахоточном больном, посланом мною на башкирскую кочёвку. Больной до
лечения кумысом был в крайнем изнурении от каверны в легких.
Возвращаясь же с качёвки, представлял он совершенно здорового человека».
Физминутка
(учащиеся прослушивают отрывок произведения, исполняемого на кубызе;
какие ассоциации возникли, какие образы отобразились?)
Учитель: Лошади сыграли большую роль в развитии спорта в Башкирии.
Слово предоставляется Спортсмену, тема его выступления «Конный спорт».
Спортсмен: Башкиры приучали своих детей езде на лошадях с 3-х летнего
возраста, и к семи годам они становились хорошими наездниками-
джигитами.
Один арабский ученый писал: "Тюрк сидел на спине лошади больше, чем на
поверхности земли". Поэтому в Башкирии очень популярен конный спорт.
Крупным очагом конного спорта в республике является конно-спортивный
комплекс «Тулпар» в Мелеузовском районе. (Открыт в 1975 году).
С каждым годом увеличивается число поклонников конного туризма.
Башкортостан располагает двумя базами с конными маршрутами «Арский
камень» в Белорецком районе и «Зеленые дубки» в 15 км от города Мелеуз.
В конных походах туристы испытывают глубокое чувство единства со всем
живым, что нас окружает, и ещё раз воочию убеждаются, что лошадь
является надежным помощником и верным другом.
Учитель: Ребята, а какие состязания на лошадях известны вам?
Ответы учащихся.
Учитель добовляет:
Бэйге – это состязание скаковых лошадей по просёлочной дороге на длинную
дистанцию.
Аударыш (переваливание) – конно-спортивная игра, суть которой состоит в
том, что два всадника должны стащить друг друга с седла или вынудить
соперника спрыгнуть на землю.
Кук – буре (серый волк) – конно–спортивная игра, возникшая в X веке,
известная также под названием «козлодрание», суть игры в том, что всадник
с козлом на седле пускается вскач, а остальные стараются догнать его и
отнять козла.
Кот – алыу (догони меня) конно–спортивная игра, суть которой состоит в
том, что всадник одной команды на самой лучшей лошади предлагает
команде-сопернице отнять у него большой кашемировый платок, а сам
пускается вскачь по полю.
Кыз – кыуыу (догони девушку) свадебное состязание – игра состоит в том,
что по прямому отрезку 300 – 400 метров дистанции стремительно скачет
всадница, а за ней – джигит, который, начав скачку чуть позже, пытается
догнать и поцеловать девушку (иногда снять с её руки шарф или платок).
Джигитовка - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и
вновь садится на неё, поднимая с земли различные предметы и выполняя ряд
гимнастических упражнений и акробатических трюков.
Учитель: Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям. Они стали
друзьями и верными помощниками в разносторонней деятельности. А
сколько грации и изящества, когда они мчатся в свободном беге! Вспомним
афоризм «Нет ничего прекраснее фрегата под парусами, танцующей
женщины и лошади на полном скаку».
Во все времена с глубокой древности до наших дней, поэты, художники,
скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая их
на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне.
III. Итог урока.
1. Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?
2. Какие новые слова узнали и вспомнили на уроке? (На доске вывешивается
плакат со словами: тарпан, аргын, тибенляу, ветошь, ижау, тустак, тэпэн,
кумыс).
3. С каким чувством вы уходите с урока?
IV. Домашнее задание:
Найти и записать в тетрадь башкирские пословицы и поговорки о лошадях;
составить кроссворд с использованием значений связанных с темой
«Башкирская лошадь. Убранство коня».