Презентация "Культура первой половины XX века: расцвет или деградация" 9-11 класс

Подписи к слайдам:
Конкурс «Интерактивная мозаика» .
  • Конкурс «Интерактивная мозаика» .
  • Сайт: Pedsovet.su
  • Данилова Людмила Анатольевна.
  • МОУ СОШ №8 о.Муром Владимирской области.
  • Учитель истории и обществознания (5, 9, 11 классы).
  • Категория: первая
Тема урока:
  • Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.
Есть мнения:
  • «Я родился в период духовного упадка человечества» (А.Швейцер)
  • В 1918г. О.Шпенглер пишет «Закат Европы» - работу, в которой предрекает гибель европейской цивилизации.
  • В первой половине XX века культура умирает под оболочкой внешне благополучной, «сытой», но духовно пустеющей цивилизации.(В.А.Сапрыкин)
  • Культура первой половины XX века перерождается, осуществляет новый виток в развитии, переходит на качественно новый уровень.
  • Многообразие направлений, жанров в искусстве – явный признак его расцвета.
  • «Серебряный век» русской культуры.
  • «Это был культурный взрыв колоссальной силы» (Н.Лейдерман)
Цели урока:
  • Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени.
  • Определить, являлись ли новые явления в культуре свидетельством её расцвета или упадка.
План урока:
  • Индустриальное общество первой половины XX века.
  • Модернизм.
  • Авангардное искусство.
  • Развитие массовой культуры.
  • Индустриальное общество в начале XX века.
  • Цель :
  • выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.
В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран.
  • В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран.
  • В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.
  • Англия
  • Франция
  • Германия
  • Россия
  • США
  • Италия
  • Япония
КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?
  • КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?
Урбанизация.
  • Урбанизация.
  • 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.
  • 1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
  • Нью-Йорк
Разница быта.
  • Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Маргинализация.
  • Очень скоро оказывается, что
  • надежды на богатую жизнь не
  • оправдываются – из сельской
  • бедности человек переезжает в
  • городскую нищету. В городе у
  • него нет своего дома, нет
  • единого сообщества
  • односельчан, помощи ждать неоткуда.
  • В сознании рушатся идеалы призвания.
Миграция.
  • Миграция.
  • К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей.
  • Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
  • Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам
  • и создавал угрозу
  • социальных потрясений.
Социальные потрясения.
  • Социальные потрясения.
  • Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
  • Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
  • Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Научно – технический прогресс.
  • Научно – технический прогресс.
  • Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Выводы:
  • На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
  • Урбанизация.
  • Миграция.
  • Разница быта. Расстройство привязанностей.
  • Социальные потрясения.
  • Научно – технический прогресс.
  • Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Направления в искусстве в первой половине XX в.:
  • Направления
  • искусства
  • Реализм
  • Модернизм
  • Авангард
  • Классический
  • Критический
МодернизМ
  • МодернизМ
Модернизм:
  • это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;
  • претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
  • является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
Течения в модернизме:
  • Символизм.
  • Импрессионизм.
  • Постимпрессионизм.
  • Фовизм.
  • Экспрессионизм.
  • Абстрактный экспрессионизм.
  • Сюрреализм.
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв.
  • Время возникновения: 1870-1880-е гг.
  • Место возникновения: Франция.
  • Особенности:
  • - многозначность образов,
  • - игра метафор и ассоциаций,
  • - таинственность,
  • - мистичность.
  • Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
Яркие представители:
  • В литературе:
  • Ш.Бодлер (Франция)
  • М.Метерлинк(Бельгия)
  • В.Брюсов (Россия)
  • А.Блок (Россия)
  • В музыке:
  • А.Скрябин (Россия)
  • В живописи:
  • О. Бердслей (Англия) .
  • М.Чюрлёнис (Литва)
  • М.Врубель (Россия)
  • О.Редон (Франция)
  • В драматургии:
  • В.Мейерхольд
  • (Россия,СССР)
Одилон Редон
  • Французский художник – символист.
  • Годы жизни:
  • 1840 -1916 .
  • Особенности творчества:
  • - творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;
  • - тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;
  • - мистичность и даже жутковатость.
О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар» О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок» Михаил Александрович Врубель
  • Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
  • Годы жизни:
  • 1856-1910.
  • Особенности творчества:
  • - мистичность;
  • - загадочность;
  • -таинственность.
М.Врубель
  • М.Врубель
  • «Девочка на фоне персидского ковра».
  • (1886)
М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный» Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь» Александр Скрябин (1872 – 1915)
  • Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина.
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
  • Время возникновения: вторая половина XIX в.
  • Место возникновения: Франция.
  • Наиболее развит в живописи.
  • Особенности:
  • - отражение реального мира в движении;
  • - многоцветие.
Яркие представители.
  • В живописи:
  • К.Моне (Франция)
  • Э.Мане (Франция)
  • О.Ренуар (Франция)
  • Э.Дега (Франция)
  • В музыке:
  • К.Дебюсси (Франция)
  • М.Равель (Франция)
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
  • Время возникновения:
  • конец XIXв. – начало XXв.
  • Особенности:
  • - эмоциональность ,
  • - высокая художественная выразительность,
  • - интенсивность цвета,
  • - отказ от светотени,
  • - простые очертания.
Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
  • Франция.
  • Годы жизни:
  • 1869 – 1954.
  • Художник, скульптор, аниматор.
Анри Матисс
  • Анри Матисс
  • «Красные рыбки»
  • (1911)
  • С помощью
  • каких приемов,
  • присущих фовизму,
  • художник
  • выразил протест
  • против
  • реальности?
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.
  • Время возникновения: 1910-1920-е гг.
  • Место возникновения: Германия.
  • Особенности:
  • - выражение эмоционального состояния,
  • - броскость и гротескность,
  • - анархия, бунтарство.
  • Представители:
  • - Отто Дикс (Германия)
  • - Эрнст Барлах (Германия)
  • - Эмиль Нольде (Германия)
Эмиль Нольде (1867-1956)
  • Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака» Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.
  • Время возникновения: 1910-1920-е гг.
  • Место возникновения: Европа, США.
  • Особенности:
  • - негеометричные штрихи большими кистями;
  • - дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);
  • - спонтанность;
  • - импровизация.
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма
  • «Алхимия»
  • Дж.Поллок творит.
Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.
  • Время возникновения: начало 1920-х гг.
  • Место возникновения: Франция.
  • Особенности:
  • - парадоксальное сочетание форм,
  • - самоценность зрелищности явлений,
  • - алогизм композиций,
  • - контрастное сочетание обыденного и чудесного.
Яркие представители.
  • В литературе:
  • А.Бретон (Франция)
  • Б.Поплавский (Россия)
  • В кинематографе:
  • Л.Бунюэль (Франция)
  • Ж Кокто (Франция)
  • Ян Шванкмайер (Чехия)
  • В живописи:
  • С.Дали (Испания)
  • М.Эрнст(Германия)
  • Р.Магритт (Бельгия)
  • М.Шагал (Россия)
  • Фотография:
  • Ф.Халсман (Латвия, Германия)
Рене Магритт.
  • Рене Магритт.
  • Годы жизни:
  • 1898 – 1967.
  • Особенности творчества:
  • - невозмутимость стиля,
  • - предметы не теряют своей предметности,
  • - его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.
Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»). Давайте поиграем!!!
  • Ребус от Рене Магритта.
Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
  • Испания, Франция.
  • Годы жизни: 1904 – 1989.
С.Дали «Сон». 1937г. Выводы:
  • Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
  • Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.
  • искусство
(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме.
  • (Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме.
  • Его временные рамки : 1870-1938 годы.
Кубизм.
  • Кубизм.
  • Дадаизм.
  • Примитивизм.
  • Футуризм.
  • Супрематизм.
  • Конструктивизм.
- от франц. Cube – «куб».
  • - от франц. Cube – «куб».
  • Время возникновения : начало XX века. Особенности :
  • мир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ;
  • характерен искаженный облик реальных предметов и явлений;
  • разложение сложных форм на простые.
  • Более всего проявился в живописи.
П.Пикассо Ж.Брак
  • П.Пикассо Ж.Брак
  • (Испания) (Франция)
  • Ф.Леже Х.Грис
  • (Франция) (Испания)
1881-1973
  • 1881-1973
  • Испания.
  • Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер.
  • Основатель кубизма.
П.Пикассо «Герника».1937г.
  • Поводом к созданию картины стало событие
  • апреля 1937 г. , когда немецкая и итальянская
  • авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.
П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
  • Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.
от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
  • от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
  • Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война)
  • Особенности:
  • - иррациональность.
  • - отрицание признанных канонов в искусстве.
  • - цинизм.
  • - бессистемность.
  • - разрушение эстетики.
  • В 20-ые годы слился с сюрреализмом.
  • Яркие представители
  • М.Дюшан (Франция ,США)
  • М.Эрнст (Германия,Франция)
  • Т.Тцара (Румыния,Франция)
Румыния,
  • Румыния,
  • Франция.
  • Поэт.
  • Основатель дадаизма.
Песенка дада.
  • эта песня дадаиста
  • сердцем истого дада
  • стук в моторе не беда
  • ведь мотор и он дада
  • граф тяжёлый автономный
  • ехал в лифте невредим
  • он мизинец свой огромный
  • оторвал и выслал в рим
  • лифт за это вот беда
  • сердцем больше не дада
  • вода нужна всегда
  • прополощи мозги
  • дада
  • дада
  • отдай долги
  • Какие признаки,
  • характерные для
  • дадаизма, можно
  • увидеть в этой
  • песенке?
Примитивизм – наивное искусство
  • Время возникновения.
  • 1)XIX в.
  • 2)Время Первой Мировой войны.
  • Особенности:
  • Упрощение изображения.
  • Проявился в живописи.
Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
  • Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
  • Эмили Карр (Канада, 1871-1945)
  • Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)
1881-1962гг.
  • 1881-1962гг.
  • Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.
Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг. от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
  • от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
  • Время возникновения – 1910е годы.
  • Особенности:
  • -комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур.
  • - уравновешенная ассиметрия.
  • - доминирование цвета над изобразительным смыслом.
  • Казимир Малевич.
  • (1879-1935)
  • «Атлеты». «Утро после
  • дождя».
  • К. Малевич.
  • «Красный квадрат»
  • «Белый квадрат»
русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
  • русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
  • Время возникновения – 1)1910е годы.
  • 2)1920-1930е годы.
  • Особенности: -строгость.
  • -геометризм.
  • -лаконичность.
  • -монолитность.
А.М.Ган (1893-1942)
  • А.М.Ган (1893-1942)
  • «Блюдо Конструктивизм»
Конструктивизм в литературе.
  • Осип Максимович Брик (1888 – 1945) –
  • идеолог русского конструктивизма,
  • литературовед, драматург, критик,
  • сценарист.
  • Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским,
  • журналов «Леф» и
  • «Новый леф»
  • Братья Веснины.
  • Проект дворца труда в Москве.
  • (1923)
  • Рауль Хаусман.
  • Коллаж.
  • Густав Клауцис.
  • «Аксонометрическая живопись».
Выводы:
  • Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.
  • По содержанию ещё более непонятным зрителю.
  • Искусство становится элитарным.
Общие выводы:
  • Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей.
  • Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг.
  • Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию.
  • В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.
  • «Массовая культура»
Что такое массовая культура?
  • Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения.
  • Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.
Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
  • Развитие техники.
  • Всеобщее школьное образование.
  • Рост доходов населения.
  • Высокая концентрация людей в городах.
  • Освобождение времени.
США – страна, где наиболее развита массовая культура.
  • Голливуд – символ всевластия массовой культуры
  • Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.
  • Направления
  • развития
  • массовой
  • культуры
  • КИНО
  • РАДИО
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПОП - МУЗЫКА
  • Жанры
  • массовой культуры
  • Простые:
  • Сложные:
  • Бульварная литература
  • Комиксы
  • Мелодрама
  • Эстрадный шлягер
  • «Мыльная опера»
  • Некоторые виды рок-музыки
  • «Интеллектуальный» детектив
  • Поп - арт
КИНО.
  • 1895г. – изобретение кинематографа.
  • 1930-н гг. – появление звукового кино.
  • 1935 г. – в США снят первый цветной фильм.
  • 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.
РАДИО.
  • 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»).
  • 1899г. – изобретено радио.
  • 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения.
  • 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту.
  • 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.
ЛИТЕРАТУРА.
  • Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование.
  • Появились в конце XIXв. В газетах США.
  • К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.
ПОП – МУЗЫКА.
  • Для неё характерны:
  • тиражирование средствами массовой информации;
  • коммерческий характер;
  • шаблонность музыкально – поэтического языка;
  • развлекательный характер.
Выводы:
  • Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления).
  • Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения.
  • В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.
Культура первой половины XX века:
  • РАСЦВЕТ?
  • ДЕГРАДАЦИЯ?
Заглянем в словарик:
  • Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения.
  • Маргинализация – резкое понижение социального статуса группы или индивида, выталкивание на общественное дно.
  • Миграция населения – перемещение населения, связанное, как правило, со сменой места жительства.
  • Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
Постимпрессионизм – течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее полное неприятие его эстетики.
  • Период существования:
  • 1880-е гг. – 1910-е гг.
  • Место возникновения: Франция
  • Особенности:
  • - декоративная стилизация,
  • - постепенный уход от реальности.
  • Представители:
  • - Поль Сезанн (Франция),
  • - Поль Гоген (Франция),
  • - Винсент ван Гог (Нидерланды)
Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России.
  • Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России.
  • Стремясь создать «искусство будущего», декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Источники основного содержания:
  • Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 9 класс. 2010.
  • Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов» (www.lomonosov.org).
  • Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая (avt.miem.tdu.ru).
  • Гомбрих Э. История искусства. М.1998
  • Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата».//Вопросы философии.1990.№2.
  • История мировой культуры. Наследие Запада. М.1998.
  • Культура индустриального и постиндустриального общества. (kulturo.ru)
  • Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.//Самосознание европейской культуры XX века. М.1991.
  • Рябцев Ю. Хрестоматия по истории культуры первой половины XX века. 2003.
  • slovari.yandex.ru
onlinedisa.ru
  • Список источников иллюстраций:
  • onlinedisa.ru
  • edudic.ru
  • Images.yandex.ru
  • www.youtube.com/watch
  • ru.wikipedia.org
  • www.brainat.ru
  • www.narod.ru
  • smalbay.ru
  • www.centre.smr.ru
  • www.sdali.ru