Отношение христианского и мусульманского духовенства Кавказа к Царю (XIX век)

1
Отношение христианского и мусульманского духовенства Кавказа
к Царю (XIX век).
Когда начинаешь более детально изучать историю то иногда наталкиваешься
на неожиданные факты, способные изменить представление о тех или иных
исторических моментах. Для меня было удивительным, что в Российской
империи представители традиционных вероучений воспринимали царя, как
защитника не только веры, но и культур народов, населявших её.
Так, в XIX веке в Армению, Грузию и мусульманские районы Кавказа
хлынули европейские протестантские миссионеры. Обладая большими
финансовыми средствами, миссионеры начали строить учебные заведения, где
готовили протестантских проповедников из молодежи кавказских народов.
Всё большее число юношей и девушек, особенно из обеспеченных и
интеллигентских семей, стали посещать службы в протестантских
молитвенных домах. Обеспокоенное судьбами молодежи христианское
армянское и грузинское священство, а также мусульманское духовенство
обратились к императору Николаю I с просьбой о помощи. Главным
аргументом, обосновывающим просьбу прекратить деятельность европейских
протестантов, был не испуг потерять паству. Христианские священники
вместе с мусульманским духовенством объясняли: «Протестантские церкви
отвращают молодежь от обычаев дедов и отцов. Воспитывают у юношей и
девушек равнодушие к своей Родине». Мы видим, что священство Кавказа
просило прекратить деятельность европейских проповедников по воспитанию
в молодежи равнодушия к родной культуре и Родине. Учитывая опасность,
нависшую над культурами коренных народов Кавказа и откликнувшись на
просьбу кавказского христианского и мусульманского духовенства, Николай I
запретил деятельность протестантских проповедников сначала в Армении, а
потом на всём Кавказе. Конечно этот шаг возмутил Европу. На Российскую
империю посыпались обвинения в религиозных бесчинствах, безграничной
жестокости российского царя-узурпатора, в духовном насилии и ненависти
духовенства народов Российской Империи и самого Царя к Европейским
религиозным ценностям. К европейцам тут же присоединились местные
почитатели Запада, т.е. люди для которых всё западное золото, а родное навоз.
Но Николай I оставался непреклонным и это вынудило Запад, и его местных
почитателей, постепенно утихнуть.
Этот исторический момент показывает Российскую империю с
непривычной стороны для нас стороны. Такое обращение христианского и
мусульманского духовенства Кавказа за помощью к Николаю I показывает,
что для них Царь, являлся защитником культур и вероучений больших и малых
народов Российской империи.
Чепелев Л.А., историк.