История Свято-Троицкого Герасимо – Болдинского мужского монастыря

МОУ Дорогобужская СОШ №2
История Свято-Троицкого Герасимо
Болдинского
мужского монастыря
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Степыкина Елена
Учитель: Киселева
Татьяна Александровна
2
Содержание
Введение………………………………………………………………….…3
История Свято-Троицкого Герасимо – Болдинского
мужского монастыря……...…………………...…………………………..5
Восстановление монастыря.………….………………………………...…10
Болдинский монастырь в наши дни………………….........................…...13
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………….……............................19
3
Введение
Возникшие на Руси со времен принятия христианства, монастыри на
протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей
частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа,
давали необходимый заряд святости обществу. Уединенные обители доказывали,
что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденными интересами есть жизнь
высокая, духовная, состоящая в приближении к Божеству. Иноки и аскеты,
пустынники и подвижники уравновешивали своими духовными трудами ту чашу
весов, на которой находились все людские грехи.
До появления книгопечатания именно в монастырских кельях
переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература
религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых»,
прославлявшие «угодников божьих» основном монашествующих) и те
обители, где они несли иноческое послушание.
Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти:
создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного
характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их
люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал
посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще
политических событий, полные «мирских» забот и волнений.
Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением.
Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые
испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями,
где хранились уникальные произведения национального искусства, а также
библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких
книг.
Тема моего реферата «Роль монастырей в развитии государства российского».
Конкретно я выбрала Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской
монастырь.
4
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что сейчас проходит
эпоха, возрождения и процветания православной церкви.
Целью данного реферата является изучение роли Свято-Троицкого
Герасимо-Болдинского мужского монастыря в истории России.
Основным методом исследования является теоретический анализ
литературы.
5
История Свято-Троицкого Герасимо Болдинского мужского монастыря
Болдинскому монастырю без малого 500 лет. Основатель его
преподобный Герасим. ( слайд 3). 9 мая 1530 года в 15 км восточнее Дорогобужа
по Старой Смоленской дороге им был освящен здесь первый деревянный
Троицкий храм с приделом Сергия Радонежского.
Устроил Герасим монастырь около небольшой речушки, среди вековых
дубов, от древнего названия которых «болда» и происходит название местности.
Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей
на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Место,
которое он избрал для монашеского подвига, было словно средоточием самых
разнообразных испытаний: урочище служило прибежищем ворам и
разбойникам, непроходимые болота кишели ядовитыми змеями, по лесам
бродили хищные звери. Герасим столкнулся и с противодействием живших
неподалеку крестьян, опасавшихся, что инок создаст здесь монастырь, который
отберет у них земли. Дабы их успокоить, Герасим перебрался на речку
Болдинку, на лесную поляну близ Смоленского тракта, и благословил окрестных
жителей ставить близ его пещеры и кельи свои дворы. Рядом бил родник, чудом
сохранившийся доныне.
К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 году он срубил деревянную
Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил
кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом: имущество
монахов было общим, они обязаны были безропотно вершить "всякое дело
монастырское", носить лишь ту одежду, которую назначил игумен. Женщинам
входить в ограду монастыря дозволялось лишь трижды в год, в дни престольных
праздников монастырских храмов. "Не один русский, идя на врагов, получил
молитвенную помощь от подвижников обители", - повествует Житие св.
Герасима.
Вскоре после своего основания Болдинский монастырь превратился в
богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли. Богатство его
6
росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и
состоятельных людей, а также собственной активной экономической
деятельности. Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного,
Бориса Годунова и стала быстро известна. Очень скоро численность братии
достигла 127 человек.
Преподобный Герасим умер в 1554 году. Прожив 66 лет, был похоронен в
приделе Сергия Радонежского Троицкого Собора в Болдине. За его богоугодные
дела в порубежных Российских землях нарекли Герасима Болдинским
чудотворцем и причислили к лику святых.
Расцвет Болдинского монастыря приходится на конец XVI начало XVII
вв. В его владении находилось около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и
охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья
имелись в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
Во второй половине XVI века в монастыре развернулось большое каменное
строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания:
большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами
Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой
церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная
шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора
П.Д.Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие
знаменитый зодчий «государев мастер» Федор Конь. (слайд 4)
Известно, что Ф. Конь, а затем его пасынок делали вклады в Болдинский
монастырь. Также здесь созидали церковный мастер Терентий, государевы
иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов, благовестный колокол для
звонницы отливал в 1587 г. в Москве литец Иван Афанасьев.
Каждое отдельно взятое сооружение Болдинского монастыря представляло
собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении
лесов, лугов и водной глади, запруженной речки Болдинки, представал сказочным
градом.
7
Славились монахи Болдинского монастыря и своей ученостью. Вероятно,
не случайно настоятель монастыря Иосиф, поставленный Герасимом в 1554 году,
прозвался краснописцем. А следующий болдинский игумен Антоний, ставший
потом епископом Вологодским, перед своим уходом написал житие
преподобного Герасима.
В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся
одним из книжных центров России здесь составлялись жития святых, писались
учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей,
Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких
знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы,
Салтыковы.
Большой удар Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVIIв.
польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в
составе Польского королевства, в котором государственной религией было
католичество. Во время Смуты монахи покинули обитель, около 1621 г. сам
монастырь и его земли были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму
атолическое учебное заведение).
После изгнания польско-литовских захватчиков православный монастырь в
Болдино был в 1654 году возобновлен, при этом владения его сократились и
составляли в конце XVII в. не более 20 деревень, остальные были розданы шляхте
и рейтарам. Несмотря даже на внимание и царя Алексея Михайловича, и его
сына Петра I.
В середине XVIII в., вместо старой деревянной стены, вокруг монастыря
возводится каменная стена с 4 башнями длиной в 374 сажени. В 1764 г. в
результате секуляризации монастырь потерял свои земли. Изъятие земли
государством привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности
закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из
которых выделялся своей щедростью князь Андрей Николаевич Долгоруков, чьи
предки были погребены в Троицком соборе.
8
Подвергся Болдин монастырь поруганию и в период наполеоновского
нашествия, когда французы превращали православные храмы в конюшни и
тюрьмы для русских пленных.
Новый расцвет Болдинского монастыря приходится на 70-80 гг. XIX в.,
когда настоятелем был назначен иеромонах, а впоследствии архимандрит Андрей
(Васильев). При нем, за время 24-х летнего правления монастырем, были
отремонтированы почти все здания и храмы, построены новые Святые ворота,
деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница, настоятельский дом,
просфорная, мельница на озере, высажен сад в 700 корней. В 60-ти шагах от
собора, на месте, где когда-то стояла келья преподобного Герасима, была
поставлена каменная часовня. Архимандрит Андрей на основе двух древних
списков издал «Житие Преподобного Герасима».
В первой половине XIX в. в Болдинский монастырь из упраздненной
церкви села Пушкарева перешла чудотворная икона Казанской Божией Матери.
В 1855 г. в Дорогобуже свирепствовала эпидемия холеры. Для избавления
от этого бедствия из обители была принесена чудотворная икона, и перед ней на
городской площади отслужили молебен, после которого эпидемия прекратилась.
В честь чудесного исцеления жителей Дорогобужа от холеры была установлена
традиция ежегодного крестного хода с иконой Казанской Божией Матери из
Болдинского монастыря в Дорогобуж в первый день после праздника Святого Духа.
лайд 5). Это был один из самых значимых и торжественных местных православных
праздников. Икона была высокочтимой в Дорогобужском уезде, и большую часть
времени ее носили по селам и деревням для моления в домах верующих, в
результате чего монастырь получал немалый доход.
К концу XIX в. Болдинский монастырь был мужским монастырем 3 класса,
существовавшим за счет казны и доходов от 307 десятин земельных угодий,
мельницы и 2 озер, сдававшихся в аренду.
Шли годы. Многие древние сооружения монастыря были искажены,
утратили свое изначальное великолепие. В 1912 году молодой реставратор Петр
9
Барановский предложил уникальную методику реставрации архитектурного
памятника. Но реставрацию удалось начать только в 1921 году.
Одновременно с восстановительными работами на территории монастыря
под руководством Барановского создавался музей. В экспозицию музея вошли
фрагменты изразцовых печей XVII-XV1II вв., деревянная скульптура, собранная
М. И. Погодиным. В Болдино был перевезен деревянный храм XVIII в. из села
Усвятье.
Научно-реставрационные и музейные работы органично вплетались в
естественную монастырскую жизнь.
Наступил 1922 год. В мае этого года местные власти конфисковали
церковное имущество, были осквернены мощи преподобного Герасима.
Постепенно сворачивалось начатое Барановским музейное строительство. В 1928
году все реставрационные работы в Болдино были прекращены, а спустя год
директор музея С. Ф. Бузанов и оставшиеся монахи были репрессированы.
После закрытия в Троицком соборе устроено зернохранилище, в трапезном
Введенском храме колхозный сырзавод, в часовне сепаратор для переработки
молока.
Страшная судьба ожидала монастырь в годы Великой Отечественной
войны. Болдино было одним из первых населенных пунктов, освобожденных
партизанами на еще оккупированной территории еще в начале 1942 года. Немцы
ответили карательными операциями. В отместку партизанам фашисты взорвали
в марте 1943 года Троицкий собор, колокольню, трапезную палату с Введенской
церковью. (слайд 6)
За послевоенные годы монастырь пришел в полное запустение. Руины
постепенно разбирались местными жителями на кирпич.
10
Восстановление монастыря
В 1964 г. по инициативе и под руководством П. Д. Барановского началась
консервация руин. (слайд 7). А затем и восстановление зданий Болдинского
монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям. Первым
восстановленным сооружением обители стала монастырская колокольня,
взорванная в войну. Она благодаря редкостной прочности кирпичной кладки, не
превратилась в груду щебня, а развалилась на огромные бесформенные куски,
вес наиболее крупных обломков составлял 20-40 тонн. Это позволило
восстановить колокольню методом анастилоза, то есть возвращением на свои
места сохранившихся, разрозненных фрагментов. Это придавало
воссоздаваемому архитектурному памятнику черты подлинности и
достоверности.
Реставрационные работы проводила Смоленская реставрационная
мастерская и экспериментальная реставрационная мастерская при Центральном
Совете ВООПИиК силами своих специалистов и студенческого отряда
исторического факультета Смоленского пединститута. С 1969 г. руководителем
реставрационных работ становится А. М. Пономарев ученик и последователь
П. Д. Барановского.
В 1990 году на монастырской территории в часовне открыли приходской
храм во имя преподобного Тихона Задонского, а в 1991 г. Болдинский монастырь
был передан Православной церкви и его деятельность возобновлена. В настоящее
время на территории монастыря по проектам А. М. Пономарева восстановлена
каменная стена с четырьмя башнями, колокольня (1987 г.), трапезная палата с
Введенской церковью (1997 г.), в прежнем объеме возведен деревянный дом
игумена, поставлена сторожка у Святых ворот, кирпичный келейный корпус,
каменный корпус на подклети, деревянная часовня на монастырском кладбище,
Троицкий собор.
11
4 декабря 1997 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил восстановленный
Введенский трапезный храм.
14 мая 1998 года в день памяти преподобного Герасима Болдинского в
Свято-Троицком Болдинском монастыре впервые состоялся общеепархиальный
праздник, который решено отмечать ежегодно. Митрополитом Смоленским и
Калининградским Кириллом в сослужении духовенства епархии при большом
стечении паломников была отслужена Божественная литургия.
На территории монастыря восстановлены надгробные памятники семьи
Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами. Здесь в
числе шести братьев Вистицких покоится прах четырех генерал-майоров, в том
числе: Михаила Степановича (1764 г. или 1768 - 1832 гг.), в 1812 г. генерал
квартирмейстера армии П. И. Багратиона, а затем всей действующей армии под
командованием М. И .Кутузова; Семена Степановича (1764 - 1836 гг.), профессора
тактики, в декабре 1812 г. возглавившего Смоленское ополчение.
Болдинский монастырь имеет подворье в г. Сафоново, где в 1991 г.
построен Свято-Владимирский храм. (слайд 8)
Также Болдинский монастырь имеет подворье в г. Дорогобуже, где в 2000
году возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. (слайд 9)
В 2001 году под руководством А.М.Пономарева монастырской братией был
расчищен от руин южный придел Троицкого собора. Это позволило провести раскоп
захоронения и обрести мощи преподобного Герасима. Непосредственное
руководство работой осуществляла заведующая археологическим отделом музея
Московского Кремля Т. Д. Панова. Мощи преподобного помещены в раку и
находятся в Введенском храме монастыря. С обретением мощей святого основателя
Болдинский монастырь начинает новый этап своей истории, его роль и значимость как
святыни смоленской земли еще более возрастают. Праздник обретения мощей
преподобного Герасима установлен 20 июля. Также в 2001 г. настоятель
12
архимандрит Антоний (Мезенцев) за свои труды по возрождению обители был
удостоен ордена Русской Православной церкви преподобного Сергия Радонежского
III степени.
13
Болдинский монастырь в наши дни
В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями,
колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек -
деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус,
каменный казначейский корпус на подклети, деревянная часовня на
монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя
преподобного Тихона Калужского. Развалины Троицкого собора расчищены;
восстановлен главный храм обители. Вся обитель окружена каменной стеной со
Святыми вратами XVIII в.
При расчистке руин Троицкого храма в 2001 году были обретены мощи
преподобного Герасима. Рака с мощами Преподобного находится во Введенском
храме монастыря. (слайд 10)
Теперь обитель обрела свое первоначальное значение. Возрождён
монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - могила семьи
Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том
числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по
тактике и его сыновей - Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был
назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана
Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское
ополчение).
Монастырь имеет подворье (деревянный храм) в Дорогобуже и
патронирует Дмитровский женский монастырь в Дорогобуже.
В рамках первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 июня 2011 года посетил Свято-
Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. У врат обители Его Святейшество
встречали Губернатор Смоленской области С. В. Антуфьев, Глава МО
"Дорогобужский район" В. Е. Цуренков, настоятель монастыря архимандрит
Антоний (Мезенцев), представители администрации Смоленской области и
духовенство Смоленской епархии.
14
Святейший Патриарх совершил чин великого освящения Троицкого собора
Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном
храме.
Его Святейшеству сослужили: правящий архиерей Смоленской епархии
епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, управляющий делами
Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий,
архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Брянский и
Севский Феофилакт, руководитель Административного секретариата
Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, настоятель
монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев).
За богослужением молились: губернатор Смоленской области С. В. Ан-
туфьев, Глава МО "Дорогобужский район" В. Е. Цуренков, заместитель
Губернатора Смоленской области О. В. Окунева, начальник управления
информационной политики и общественных связей Аппарата Администрации
Смоленской области Ю.А. Глебов, представители администрации Смоленской
области, а также председатель Синодального информационного отдела
В.Р.Легойда.
Помолиться за патриаршим богослужением в обитель прибыли
многочисленные паломники. Собор не смог вместить всех молящихся, и
литургия транслировалась на большом экране, установленном у стен храма.
На Божественной литургии помощник настоятеля монастыря игумен
Иринарх (Андреев) за труды, понесенные по возрождению обители и по
воссозданию Свято-Троицкого собора, был возведен Святейшим Патриархом в
сан архимандрита, а эконом монастыря игумен Тихон (Кошелев) за усердное
служение награжден крестом с украшениями.
По окончании литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви
приветствовал настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев),
который преподнес Его Святейшеству образ преподобного Герасима
Болдинского, основателя обители, с частицей мощей.
15
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил отца настоятеля за
преподнесенный подарок. Обращаясь к собравшимся с Первосвятительским
словом, Предстоятель рассказал о своем первом посещении Болдинского
монастыря более 20 лет назад, когда он нес архипастырские труды на
Смоленской кафедре:
"Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был
монастырь. Что же я увидел? развалины. Не просто остовы
полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая
из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не
пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем,
знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг
крепостную стену вокруг Смоленска.
Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого
монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через
несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь
монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было
жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним
освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого,
может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его
восстановления.
Мы идем по историческому пути вместе со всей страной. Мы молимся о
народе нашем. Церковь проповедует слово Божие, чтобы этот исторический
многострадальной Руси привел нас в благодатную тихую гавань. Для того,
чтобы народ, набравши сил, мог, в конце концов принести тот плод Богу,
который Тот ждет от Отечества нашего".
Кроме того, Предстоятель передал Свято-Троицкой Болдинской обители
чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Эта икона долгое время
являлась чтимой святыней монастыря и считалась утерянной после разрушения
обители, а недавно была обнаружена в ризнице Свято-Успенского
кафедрального собора города Смоленск. В память о своем первосвятительском
16
посещении Болдинской обители Его Святейшество передал в дар монастырю
икону Божией Матери "Знамение". (слайд 12)
Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Троицкого Болдинского
монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев) был награжден орденом Русской
Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени. Также
Святейший Патриарх вручил церковные награды ряду благотворителей
монастыря.
17
Заключение
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У
каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и
счастливо, у других течет ровно и спокойно, судьба третьих бывает
драматичной.
Жизнь Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря
была яркой, бурной и поистине трагической. Однако рассеивался дым пожарищ,
белились монастырские стены, и вновь благовест созывал православных в храм.
Множество людей стекалось в Болдино.
Любовное сохранение и обновление архитектурного ансамбля монастыря
требует немалых хлопот, но они приносят свой плод. Благолепие храмов,
богослужение, пастырское слово назидания, благочестивый уклад жизни
монахов - все это вносит свою скромную лепту в духовную культуру народа.
По сей день Болдино посещают не только верующие со Смоленщины, но и
России, и даже мира. Ведь там можно отдохнуть духовно, насладиться сказочной
природой, приклониться к мощам святого Герасима.
Жизненный ритм Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского
монастыря определяется молитвой, храмовым богослужением. Никто уже не
уйдет отсюда таким, каким он переступил порог святой обители. Каждого
Господь наделяет дарованиями по его сокровенной потребе, дает врачевания
тела и духа.
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной,
политической и хозяйственной истории Руси, России. История монастырей
неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными
центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских
набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными
центрами нашей Родины. Они содействовали сохранению национального
самосознания, национальной культуры русского народа в тяжелые годы татаро-
монгольского ига и влияния западных культур.
18
Главная их заслуга перед русским народом в том, что они были
крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись
летописи, донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях
в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство
книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских,
исторических и литературных произведений. Монастыри сыграли также
большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского
народа.
На протяжении всей русской истории монастыри были центрами духовной,
культурной, национальной жизни русского народа. Поэтому сегодня
возрождение России невозможно без возрождения ее святых обителей.
19
Список литературы
1. Пастухова З.И. По Смоленщине - Москва, «Искусство», 1985
2. В.А.Прохоров, Ю.Н.Шорин. «Дорогобужская старина». Выпуск II.
Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленское
областное книжное издательство «Смядынь», 2001.
3. Материалы сайта Смоленской и Калининградской епархии Русской
Православной Церкви
4. Материалы сайта patriarhia.ru
5. Материалы сайта fotopalomnik.ru