Презентация "Русская культура XVI века"

Подписи к слайдам:
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА СОДЕРЖАНИЕ
  • ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА;
  • НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ;
  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ;
  • 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО;
  • « ДОМОСТРОЙ»;
  • «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»;
  • КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»;
  • ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ;
  • ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ;
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ;
  • АРХИТЕКТУРА;
  • ИКОНОПИСЬ;
  • ВЫВОДЫ.
ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА:
  • Формирование единого Российского государства,
  • Освобождение страны от татаро-монгольского господства,
  • Завершение формирования русской народности.

ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.

«АПОСТОЛ» 1564 год

В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ

МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ

ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ

ОБРАЗЦАМ.

КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ

БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ.

КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ.

ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ

ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ.

ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ

БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ.

НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО

И В МОСКВЕ.

НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ

НИКИФОР ТАРАСИЕВ,

АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА

И ДРУГИЕ.

ПАМЯТНИК

ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА.

В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ.

ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО.

В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ

ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО

ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ.

В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ

ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ

ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ.

ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ

СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА:

ПОЛЕМИКА

ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО

ИВАН ГРОЗНЫЙ:

ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ;

ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ:

ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

« ДОМОСТРОЙ»

ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ

«ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ

ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ.

  • «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА
  • МУЖА СВОЕГО…»

  • «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ –
  • ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ

    ДИТЯ…»

  • «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»
  • «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»
  • «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ

ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ.

В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ,

РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ

В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ.

ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ

«ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ

СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ

ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ.

БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ.

МАКСИМ ГРЕК

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»

В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА,

ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ,

А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ.

МОНАХ

ФИЛОФЕЙ

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ

В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ

ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ.

В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА

НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН.

ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ

АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО

ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ

(СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»).

НИЛ СОРСКИЙ

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА

ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ.

ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ

ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА

ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ.

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ

ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ

В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ

РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.

В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ

СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ

ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ.

«ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА.

ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ,

ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО

БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ

НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ

ФЕОДАЛАМ.

ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН

ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН

В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ.

ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ

ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ

МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ.

МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т.

В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА.

С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

АРХИТЕКТУРА

НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ.

В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

ШЕДЕВРОМ И САМЫМ

РАННИМ ОБРАЗЦОМ

ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

ПОД МОСКВОЙ..

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ

ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ

В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ.

В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

ФЁДОР КОНЬ

В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

В 1530-Х ГОДАХ К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА.

В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР»

ФЁДОР КОНЬ ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ.

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ, ДОЛГО СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.

ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,

В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.

МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН, ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ

СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ КРАСОТУ ФИГУР, ОДЕЖДЫ.

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

НИКИФОР САВИН

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» - ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.

ВЫВОДЫ:

XVI столетие занимает особое место в истории

русской культуры.

Век ставил новые вопросы и искал ответы на

вызовы своего времени, осмысливая их в контексте средневековых православных ценностей.

При этом русская культура не была чужда

заимствованию. Влияние и Запада, и Востока

ощутимо в разных сферах культуры. Но это был

не перенос, а творческое переосмысление, основанное на своей системе ценностей и этических принципах.

Отечественная культура продолжала развиваться самобытно.

Будучи частью мировой и христианской культуры, она при этом оставалась культурой суверенной, самостоятельной.

1439 год – Флорентийская уния византийской церкви с католиками.

ДЕТИ БОЯРСКИЕ - в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие феодалы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. Слились с дворянством.

МАКСИМ ГРЕК , преподобный (около 1470-21.01.1556), в миру Михаил Триволис, родился в г. Арта в Албании. Происходя из семьи богатого греческого сановника, получил блестящее образование в Париже, Венеции и Флоренции. Михаил Триволис был близок с известным итальянским проповедником Д. Савонаролой. Видимо, под его влиянием он уезжает на Афон, где принимает монашеский постриг. В 1518 Максим Грек, как человек большой учености, был приглашен в Москву для написания и переводов церковных книг. Он публично выступил против развода Великого князя Василия III с Соломонией, считая это неканоничным. Разгневанный князь и его бояре поспешили обвинить св. Максима в искажении священных текстов при переводах. Преподобный провел многие годы в заключении в разных монастырях. Скончался он в Троице-Сергиевом монастыре.

Максим Грек внес большой вклад в русскую культуру как богослов, философ, филолог, писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные (“Сказание о известноминоческом жительстве», “Беседа ума с душой”), поучительные (“Главы поучительные начальствующим правоверно”), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы.