Презентация "Русская культура Серебряного века" 11 класс

Подписи к слайдам:
Литература 11 класс Учитель Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41 Русская культура Серебряного века Вступительный урок по теме Цели урока
  • Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков
  • Дать определение понятия Серебряный век
  • Развитие образного мышления
  • Воспитание духовно-нравственных ценностей
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
  • Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
  • Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век
  • Ассоциативная цепочка:
  • Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
  • Особый мир – возвышенный и прекрасный
Временные рамки Серебряного века
  • Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
  • Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
  • Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)
  • Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
Первая учебная ситуация
  • Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
  • Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Выступления учащихся Историк
  • 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте
  • 1894 – начало царствования Николая П
  • С 1902 г. – массовое создание политических партий
  • 1903 г. – второй съезд РСДРП
  • 1904 -1905 -0 русско-японская война
  • 1905-1907 – первая русская революция
  • 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
  • 1914 – начало Первой мировой войны
  • 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
  • 1917 – Октябрьская революция (переворот)
Историк
  • Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
  • Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Искусствовед М.Врубель «Демон поверженный» Что мы видим?
  • Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля
  • Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
  • Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Симфония художника
  • Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
  • Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
К.Петров-Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства» Символический смысл картины
  • Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества
  • Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
Литературовед
  • «Золотой век» в истории русской литературы
  • Поэзия сменяется прозой
  • Прозу сменяет поэзия
  • Вывод по первой учебной ситуации:
  • Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
  • Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Вторая учебная ситуация
  • Голоса поэтов начала века
  • Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья»
  • Задания для учащихся:
  • Прослушать композицию
  • Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г. Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905) Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) Федор Сологуб Федор Кузмич Тетерников) (1863-1927) Михаил Алексеевич Кузмин (187501936) Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032) Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Выводы, запись в тетради:
  • Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
  • Каждый считает, что он в ответе за будущее.
  • Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Обзор литературной жизни начала века
  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • - цели творчества;
  • отношение к миру;
  • отношение к слову:
  • особенности формы произведений
Таблица по литературным направлениям
  • Цель творчества
  • Отношение к миру
  • Отношение к слову
  • Особенности формы
Символизм
  • Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени
  • Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
  • Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
Акмеизм
  • (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)
  • Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Футуризм
  • (от латинского futurum – будущее)
  • Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны:
  • Культ техники, индустриальных городов;
  • Отрицание гармонии как принципа искусства;
  • Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
  • Пафос эпатажа
Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
  • Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
  • Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
  • Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
  • Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Домашнее задание:
  • Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся)
  • Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.