Презентация "Введение. Историческое познание сегодня" 10 класс

Подписи к слайдам:
Введение. Историческое познание сегодня.
  • УРОК №1.10 КЛАСС.
Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком смысле слова.
  • Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком смысле слова.
  • Люсьен Февр
  • Геродот Галикарнасский (между 484 и 425 гг.)
  • «Обычно, когда какому-нибудь городу или народу предстоят тяжкие бедствия, божество заранее посылает знамения»
  • (Геродот. История. Книга 6)
  • Святой Августин (Августин Аврелий, епископ Гиппонский, (354-430 гг.))
  • «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре».
  • Августин. «О граде Божьем» (книга IV, гл. 4)
  • Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.)
  • «Большинство великих мира сего живут так, как если бы они были атеистами: всякий, кто прожил жизнь и был наблюдателен, знает, что познание Бога, его присутствие и правосудие не имеют ни малейшего влияния на войны, союзы, а также на объекты тщеславия, выгоды, удовольствий, похищающих каждое мгновение жизни этих людей; однако нет того, чтобы они грубо попирали правила, установленные в обществе, и потому гораздо более приятно проводить свою жизнь рядом с ними, нежели с суеверными людьми и фанатиками. Правда, я ожидаю большей справедливости от того, кто верит в Бога, чем от того, кто в него не верит; но от суеверных людей я жду только горечи и преследований. Атеизм и фанатизм – два чудовища, способные разодрать на части и пожрать общество…».
  • (Вольтер. Статьи из «Философского словаря». «Атеист»)
  • «Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества… С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая… Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его… Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию».
  • Н.М. Карамзин. 
  • О любви к Отечеству и народной гордости
  • С.М. Соловьев (1820-1879 гг.)
  • «Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», – то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков». В настоящее время, когда у нас обнаружилась такая сильная потребность познать свое прошедшее, познать, кто мы таковы, я не решился занять ваше внимание изложением событий внешней отечественной истории, но счел более приличным представить в сжатом очерке важнейшую сторону нашей внутренней истории, именно постепенное установление государственного порядка, или, как выражались наши предки, наряда в Русской земле. Где, при каких природных влияниях действовал народ и с какими чужими народами и государствами изначала и преимущественно должен был иметь дело – вот первые вопросы в истории каждого народа».
  • ( С.М. Соловьев. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // Чтения и рассказы по истории России. Чтение первое).
  • В.О. Ключевский 
  • (1841-1811 гг.)
  • «…народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения… складываясь из союзов кровного родства, общественный состав государства подвергался обратному процессу внутреннего расчленения по разнообразным частным интересам, материальным и духовным. Так возникали многообразные частные союзы, которые входят в состав гражданского общества».
  • В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Лекция I.
Основные черты новой исторической науки
  • 1) перед историками открыта вся сфера человеческой деятельности,
  • 2) социальный и культурный анализ специфики времени и места, а не описание судеб империй и институтов власти,
  • 3) акцентирование внимания не на биографиях великих, а на народной культуре, на отношениях, вере и ритуалах простых людей,
  • 4) новые источники позволили услышать тех, кто прежде не имел письменной истории,
  • 5) синтезирование и интерпретация разных точек зрения вместо поиска окончательных объяснений,
  • 6) историки отвергают объективность и научную детерминированность и признают, что они в не меньшей степени зависят от культуры, пола, класса, к которым принадлежат, чем те, о ком они пишут
План.
  • 1. Понятие «история».
  • 2. Особенности исторического познания.
  • 3.История в системе гуманитарных наук.
  • 4.Исторические источники.
  • 5. Периодизация всеобщей истории.
Понятие «история»
  • Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841 - 1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" . Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История - это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности
2. Особенности исторического познания.
  • Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта.
2. Особенности исторического познания.
  • Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности
3.История в системе гуманитарных наук.
  • Археология и
  • этнология
  • история
  • экономика
  • религиоведение
  • социология
  • психология
  • философия
  • Политология
  • и право
  • Филология
  • и лингвистика
  • Вспомогательные
  • Исторические
  • дисциплины
4.Исторические источники.
  • Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция
4.Исторические источники.
  • Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников:
  • 1. письменные;
  • 2. вещественные;
  • 3. этнографические;
  • 4. устные;
  • 5. лингвистические;
  • 6. фотокинодокументы;
  • 7. фонодокументы.
4.Исторические источники
  • В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.
  • Вещественные источники
  • Изобразительные источники
  • Словесные источники:
  • Конвенционные источники
  • Поведенческие источники.
  • Звуковые или аудиальные источники.
5. Периодизация всеобщей истории
  • преды
  • стория
  • V-IV
  • До н.э.
  • Р.Х.
  • V
  • Н.э.
  • История Древнего
  • мира
  • История Средних
  • веков
  • XV
  • Новое время
  • XVI
  • XIX
  • XX
  • XXI
  • Новейшая история