Историческое сочинение 1645-1676

1645-1676
1645-1676 - это период правления Алексея Михайловича Романова, второго
русского царя из династии Романовых, отца Петра I. Время правления Алексея
Тишайшего – бурная эпоха бунтов (Соляной (1648) и Медный (1662), восстания
Степана Разина (1670-1671) и войн (война с Польшей (1654-1667) и Швецией (1656-
1661)), церковного раскола и Соловецкого восстания (1668- 1676), расширения России на
Восток. Преобразования, проведенные этим царем, подготовили основу для будущих
реформ Петра I.
Среди многих событий и процессов периода правления Алексея Михайловича
выделим наиболее важные:
1.Процесс укрепления самодержавия
2.Церковная реформа
Важнейшую роль в истории России этого периода сыграл прежде всего сам царь.
Историки отмечают разносторонние черты его личности: он знал иностранные языки,
разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку,
был страстным охотником, при этом отличался кротостью и легкостью характера, умел
отзываться на чужое горе и радость. Велика также роль Морозова Б.И. , воспитателя царя
и главы правительства, руководившего подготовкой Соборного уложения; главными
фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум.
1.Важнейшим процессом этого периода стало укрепление самодержавия.
Царская власть постепенно упраздняла ограничивающие ее сословно-представительные
органы и неуклонно шла к абсолютизму, который утвердится окончательно при сыне
Алексея Петре I. Если первый из Романовых - Михаил - созывал Земские соборы
практически каждый год, то теперь они почти перестают созываться. Последний собор
был созван в 1653 г. по важному вопросу воссоединения с Украиной.
Боярскую думу царь берет под свой контроль, введя в нее думных дьяков и дворян
поддерживавших царя в отличие от бояр. Отмена в 1682 г. местничества еще больше
ослабляет боярство. Растет приказная бюрократия, служившая опорой царю.
Увеличивается количество приказов, как центральных органов управления,
Посольский, Поместный, Стрелецкий, Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр.
Создан приказ Тайных дел приказ над приказами, который подчинялся непосредственно
царю. Растёт число «именных» указов, которые принимает лично царь, без согласия
Боярской думы. Все более значительной силой становится дворянство. На местах
окончательно ликвидируются выборные органы управления и власть переходит в руки
воевод, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения.
Реформируется армия. В России появляются полки нового строя, в которых
служили за жалованье "охочие" и "гулящие люди", т.е. добровольцы.
Власть принимает меры для поддержания купечества. Принимается Новоторговый
устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены
продаваемого товара. Конкуренты русских купцов иностранцы должны были платить
теперь 10%.
Но самое большое значение для укрепления самодержавия имело принятие
«Соборного уложения» в 1649 г. Соборное Уложение 1649 г. является одним из
важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы,
Освященного Собора и выборных от населения.
Этот документ состоит из 25 глав, напечатан огромным для своего времени
тиражом 2400 экземпляров. Условно все главы можно объединить в 5 групп,
соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл.
1015 устав судопроизводства и судоустройства; гл. 1620 вещное право; гл. 2122
уголовное Уложение; гл. 22–25 добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах.
Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства
самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа,
перемена статуса вотчины и поместья, регламентация работы органов местного
самоуправления, режим въезда и выезда составили основу административно-
полицейских преобразований. В системе преступлений выделялись уголовно-правовые
составы
:
преступления против церкви, государственные преступления, против порядка
управления, против благочиния, против личности, должностные, имущественные,
военные, преступления против нравственности.
Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к
земле: сыск беглых становился бессрочным, а Юрьев день отменялся навсегда. По
мнению Н.Д.Карамзина и советского историка Б.Д. Грекова крепостное право было
введено из-за потребности обороноспособности гос-ва и для обеспечения служилого
сословия - дворян.
Значение
принятия
Соборного Уложения 1649 г
.
велико, поскольку данный акт
явился не только сводом законов, законодательно закрепившим процесс становления
абсолютной монархии, но и реформой, принятый в ответ на запросы того времени.
2. Центральными фигурами церковной реформы были патриарх Никон и
протопоп Аввакум. Царь поддержал стремление Никона повысить роль Церкви и
утвердить её статус как центра православия в соответствии с теорией «Москва третий
Рим». Под руководством Никона было произведено исправление богослужебных книг по
греческим образцам, унифицирована система церковных обрядов и порядка
богослужения. Нововведения касались только обрядовой стороны: введение троеперстия,
проповедей, поясных поклонов вместо земных, устранение «многоголосия» и т.д. Но
даже такие изменения вызвали недовольство части верующих, увидевших в них повод для
выражения социального недовольства. В РПЦ произошёл раскол на сторонников Никона
и его противников старообрядцев, которых возглавил неистовый протопоп Аввакум.
Аввакум понимал необходимость реформирования церкви, но был не согласен с жесткими
методами, которыми проводилась реформа. Столкновение этих двух ярких личностей
превратило, казалось бы, простую реформу в многолетнее общественное движение с
восстаниями монахов (Соловецкое), уходов тысяч старообрядцев вглубь страны,
самосожжений («гари»). Церковный Собор 1666 – 1667 годов признал новые обряды
обязательными для всех и осудил старообрядцев. Начались их преследования. Никону
удалось при поддержки царя провести в жизнь церковную реформу, но он стал
утверждать, что церковная власть должна быть выше царской. В дело вмешался царь,
протопоп Аввакум был сожжен, а патриарх Никон сослан в Кирилло-Белозерский
монастырь, где и умер.
Церковная реформа имела большое значение в жизни общества и государства.
Роль РПЦ в стране выросла, авторитет духовенства повысился, было подтверждено
первенство светской власти над церковной. В условиях общего упорядочивания жизни
государства она была просто необходима.
(Указать не менее двух причинно-следственных связей)
Оба процесса - и процесс укрепления самодержавия, и реформа Церкви были
продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране,
заинтересованностью и народа, и власти в создании чётких и ясных законов как
государственных, так и церковных. Следствием данных событий стало усиление
центральной власти, власти царя, усиление роди Церкви в государстве, укрепление
государства в целом.
(Историческая оценка значимости данного периода.)
Период правление Алексея Михайловича нельзя оценить однозначно, как нельзя
оценить однозначно любой переходный период.
Утверждая молодую династию Романовых, Алексей Михайлович укрепляет
прежде всего государство: Соборное уложение сводит в один кодекс все законы страны,
приводя их в соответствии с современными тогдашними условиями, определяет статус
главы государства как самодержавного и наследного царя, регламентирует работу
органов власти и местного самоуправления. В условиях растущего внутреннего рынка
гос-во начинает проводить политику протекционизма, принимая Новоторговый устав.
Формируется профессиональная армия – солдатские, рейтарские и драгунские полки.
Церковная реформа упорядочивает идеологическую жизнь общества. Сделаны успехи во
внешней политике. Все это создает предпосылки для реформ Петра и формирования
абсолютизма.
С другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно ликвидируется
представительные органы в виде Земского собора, ослабляется роль Боярской Думы как
совещательного органа при царе, растет значение гос-й бюрократии, юридически
закрепляется крепостное право, что значительно ухудшает положение простого народа,
жесточайшим образом подавляются бунты и крестьянские восстания.
Россия вступает на путь перехода от сословно-представительной монархии к
абсолютизму.