Презентация "Культура России в конце XIX-начале XX вв."

Подписи к слайдам:
Культура России в конце XIX-начале XXвв. Выполнила: Ученица 11М класса МБОУ гимназии №12 г. Липецка Милованова Валентина Руководитель Павлова Н.В. План
  • Архитектура конца XIXв.
  • Архитектура начала XXв.
  • Живопись в России конца XIX-начала XXвв
Архитектура конца XIX в. Главная проблема: строительство совершенно иных по предназначению зданий-железнодорожных вокзалов, крупных магазинов, банков, фабричных корпусов. В облике Балтийского вокзала в Петербурге архитектор А. И. Кракау впервые выразил художественными средствами главную его функцию. Застекленный арочный проем в верхней части фасада использовался для освещения зала, и в то же время витраж как бы переносил человека в атмосферу железной дороги. А.И. Кракау Балтийский вокзал в Петербурге В это же время по примеру Западной Европы в России началось строительство торговых пассажей. Первые пассажи в России появились еще при Николае I . В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную. В Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Пассаж в Петербурге Голицинский пассаж В 1889-1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А. Н. Померанцев). В те времена это было самое крупное торговое здание в России (ныне в нем размещается ГУМ). А.Н. Померанцев Архитектура начала XXв. Главная проблема: улучшение качества жизни До 1917 года в Москве до 40 процентов жилья составляли доходные дома, обычно, чем больше был дом, тем дешевле были в нем квартиры. Здания многих старейших доходных домов сохранились и сейчас, например, знаменитый «Чайный домик» на Мясницкой или Бахрушинский дом на Софийской набережной, Военторг был также бывшим доходным домом, это здание постройки 1912 года перестроили в сталинские времена. Один из знаменитых и богато украшенных доходных домов - "Дом с химерами" построенный архитектором Городецким в 1901-1903 годах в стиле модерн. Бахрушинский дом «Чайный домик» на Мясницкой «Дом с химерами» В начале 1920-х гг. жителей рабочих казарм расселяли в квартиры буржуазии и интеллигенции. Тогда же стала воплощаться идея коллективизации быта. В более благоустроенных гостиницах появлялись «Дома советов», имевшие черты коммунального дома, но в них могли жить только работники, занимавшие высокие должности и имевшие длительный партийный стаж. Для менее значительных работников во второсортных гостиницах устраивались «Отели советов». Молодые люди, кто из революционного энтузиазма, кто для преодоления материальных проблем, создавали коммуны в фабричных казармах, в общежитиях. Так, уже в 1923 году в подобных коммунах проживало более 40% молодых рабочих. Дома Советов Отели Советов Немедленное внедрение социализма в повседневную жизнь было решено отложить. Пришлось вернуться к домам переходного типа, в которых сочетались бы традиционные формы быта и общественное обслуживание – столовые, детсады, библиотеки, мастерские, прачечные и т.п. Сохранялась возможность жить семьей и по минимуму пользоваться коммунальным центром. Живопись в России конца XIXв.-начала XXв. Главная проблема: смена художественных взглядов. В 90-х годах развивается жанровая живопись, но развивается она несколько иначе, чем в «классическом» передвижничестве 70–80-х годов. Так, по-новому раскрывается крестьянская тема. Раскол в сельской общине подчеркнуто обличительно изображает Сергей Алексеевич Коровин (1858–1908) в картине «На миру» (1893). В 90-х годах XIX в. в искусство входит художник, который главным героем своих произведений делает рабочего. В 1894 г. появляется картина Н.А. Касаткина (1859–1930) «Шахтерка» (ГТГ), в 1895 г. – «Углекопы. Смена». «Шахтерка» «Углекопы.Смена» На рубеже веков несколько иной путь развития, чем у Сурикова, намечается в исторической теме. Так, например, Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) работает скорее в историко-бытовом, чем чисто историческом жанре. «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899) «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» (1901) «Русские женщины XVII столетия в церкви» «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» Еще большее внимание уделяет пейзажу в своих исторических композициях Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Его любимой темой также является XVII век, но не бытовые сцены, а архитектура Москвы. «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», (1900). Картина «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900) «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился Валентин Александрович Серов (1865–1911). Его «Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой, 1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Маши Симанович, 1888) –целый этап в русской живописи. «Девочка с персиками» «Девушка, освещенная солнцем» В графике Мстислава Валериановича Добужинского (1875– 1957) представлен не столько Петербург пушкинской поры или XVIII века, сколько современный город, который он умел передать с почти трагической выразительностью («Старый домик», 1905, акварель), равно как и человека –обитателя таких городов («Человек в очках», 1905–1906) «Старый домик» «Человек в очках» Спасибо за внимание!