Технологическая карта урока "Герой в мифах. Мифы и современность"

Технологическая карта
Авторы урока: Николайчук Т.Ю., Чавычало Е.В.
Учебный предмет: литература
Автор УМК: Меркин Г.С. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6-го класса: В 2ч. – М.: Русское слово, 2015г.
Тема урока: Герой в мифах. Мифы и современность.
Тип урока: Урок-исследование новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать
адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать
активную жизненную позицию.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять
существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.
коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных
формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные: раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»; показать активное влияние мифов на культуру человечества; проследить взаимосвязь
мифов с современностью; формировать у учащихся умения исследовать мифы; объяснить, чем мифологические представления отличаются от научных и
как с ними связаны; понять, чем вызвана долгая жизнь античных мифов; уметь истолковывать крылатые выражения и правильно использовать их в
письменной и устной творческой работе; пересказать понравившийся миф, герои которых встречаются на картах звездного неба и в архитектурном
облике Санкт-Петербурга или Москвы; развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, воспитывать любовь к окружающему миру,
людям.
Технологии: проектная, личностно ориентированная, информационно коммуникативная, проблемно диалогическая, системно деятельностная,
дифференцированного обучения.
Формы работы: коллективная, групповая, творческая, проектная, ролевая игра.
Межпредметные связи: история (крупные музеи мира, в которых собраны произведения античного искусства: Государственный Эрмитаж в Санкт-
Петербурге, Пергамский музей в Берлине, Капитолийские музеи в Риме, Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, музей Метрополитен в Нью-
Йорке; городские ансамбли в Санкт-Петербурге), астрономия (звездная карта неба с созвездиями), физкультура (использование стихотворений для
проведения физминутки).
Внутрипредметные связи: работа с толковыми словарями, использование крылатых выражений, составление устных и письменных монологических
ответов.
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся: составляют таблицы-схемы, разграничивают языковые явления, работают над созданием лингвистического текста,
публицистического текста, редактируют тексты, создают тексты различных жанров.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Интернет ресурсы: http://www.greekroman.ru/gen/genealogy.htm ; http://www.foxdesign/legend/g_word4.html ; http://www/.otrezal.ru/catch-words/
http://space.rin.ru/articles/html/393/html
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация), толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к деятельности.
Цель:
мотивировать учащихся к
учебной деятельности
посредством создания
эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение
учащегося в пространство
учебной деятельности, создание
предпосылок для эмоционально
комфортной обстановки на уроке
Здравствуйте, ребята! Наш урок я
хотела бы начать с небольшой
викторины, которая помогла бы вам
определить тему урока.
- Задумывались ли вы когда-нибудь,
почему погоны военных врачей и
вывески аптек украшаются чашей
со змеей?
- Почему над Большим театром в
Москве и театром драмы имени
Пушкина в Санкт – Петербурге
мчатся квадриги с бронзовым
Аполлоном?
- Почему портик Государственного
Эрмитажа поддерживают могучие
атланты?
- Почему мы говорим: «Фортуна от
тебя отвернулась» или
«Провалиться в тартарары»?
- Откуда в нашем языке названия
месяцев: январь, март, май, июнь?
- Как появились названия некоторых
химических элементов: гелий, уран,
плутоний; планет Солнечной
системы: Меркурий, Венера, Марс,
Юпитер, Сатурн и др.?
Итак, ребята, о чем же сегодня
пойдет речь на нашем уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы
викторины:
- Атрибуты бога врачевания
Эскулапа
- Аполлон – покровитель искусства
- Атланты – титаны, держащие на
своих плечах небесный свод
- Фортуна – римская богиня счастья
и удачи, Тартар – нижняя часть
преисподней, ада.
- Напоминание о римских богах
Янусе, Марсе, Майе, Юноне
Речь пойдет о мифах, о мифологии.
Метапредметные: умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками.
Предметные: понимание и
формулирование темы урока;
владение литературоведческими
терминами «миф»,
«мифологический сюжет».
Личностные: формирование
представления об окружающем
мире, о роли личности в этом мире.
2. Актуализация и пробное
учебное действие.
Сейчас мы с вами на первом этапе
урока определим вопросы для
В ходе беседы дети читают
космогонический древнегреческой
Предметные: Решение проблемной
ситуации;
Цель:
актуализировать учебное
содержание, необходимое для
изучения нового материала;
актуализировать
мыслительные операции:
сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение
при выполнении учащимися
пробного учебного действия
беседы:
- Что такое миф?
- Чем миф отличается от сказки?
- Зачем людям был нужен миф?
- Как рождается миф?
- Есть ли связь между наукой и
мифом?
- В чем их различие?
Ребята, на странице 8 в учебнике
представлено изображение Зевса.
Давайте посмотрим, как в других
энциклопедиях, сборниках мифов
или в сети Интернет показан образ
Зевса.
миф (стр.7) и статью о
происхождении богов-олимпийцев
(стр.8-9), сравнивают
мифологические и научные
представления о возникновении
жизни.
В ходе чтения статьи рисуется
схема, которая будет заполняться в
течение всех уроков по античной
мифологии (схема 1, на ней жирным
шрифтом выделены имена тех
мифологических персонажей,
которые упомянуты в
космогоничексом мифе (их вносим в
схему на уроке; это часть работы
обязательна для всех учеников), а
курсивом – имена тех персонажей,
которые встретятся школьникам в
процессе чтения мифов о Геракле,
Ахилле и Орфее. Самостоятельное
заполнение схемы (по желанию)
потребует от ребят обращения к
сборникам мифов Древней Греции,
к этимологических словарям и
энциклопедиям, что значительно
расширит их культурное
представление и вызовет интерес к
изучаемой теме. Окончательный
вариант схемы представлен в
приложении (схема №2). Слайды
№4-5, приложения 1,2
Ученики смотрят презентацию,
слайд №6.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, аргументация своего
мнения.
Жизнь богов очень похожа на жизнь
людей, но боги обладают
бессмертием и сверхсилой – они
повелевают природными стихиями.
Супружеские и родственные связи
между богами, с одной стороны,
воспроизводят обычные семейные
отношения, но, с другой стороны,
боги – стихии и абстрактные
категории (Правосудие,
Справедливость и др.) не
подчиняются человеческим законам.
Зевс ка верховный бог, соединяясь с
той или иной богиней (Эвриномой,
Фемидой, Деметрой, Лето, Герой),
постепенно преобразуют мир,
порождая богов, вносящих в этот
мир закон, порядок, нормы морали,
науки и искусства.
Ребята, чем же миф отличается от
сказки?
Для закрепления данного вывода
прочитайте статья в учебнике на
странице 5.
Миф в отличие от сказки
рассказывает, как утроен мир, и
объясняет, как и почему нужно
вести себя в нем человеку. Любой
миф рождается из наблюдений за
природой.
3. Систематизация и обобщение
знаний.
Цель:
воспитывать личность со
сформированными
коммуникативными навыками,
умеющими работать в команде,
брать на себя ответственность;
прививать чувство уважения к
общечеловеческим ценностям
(социальная компетенция); учить
Где сегодня мы можем встретиться с
персонажами мифов?
В музее. Рассказ одного ученика о
мировых музеях, которые хранят
персонажей мифов (7 слайд)
Регулятивные: контроль, учет
правила в планировании и контроле
способа решения), оценка, оценка
правильности выполнения действий
на уровне адекватной
ретроспективной оценки),
коррекция, внесение необходимых
корректив в действие после его
завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок)
Предметные: умение
видеть предмет как часть целого
В качестве перспективного
домашнего задания или проекта
подготовьте виртуальную
экскурсию в Летний сад в
Петербурге: каких греческих
божеств можно увидеть, гуляя по
аллеям Летнего сада, какие мифы
связаны с ними?
А где еще в литературе мы можем
встретиться с персонажами мифов?
Класс разбивается на несколько
групп и получает конверты с
карточками, на которых кратко
излагается миф; задача группы –
дать толкование крылатому
выражению, связанному с этим
мифом.
Городские ансамбли. (8 слайд)
Задание выполняется по желанию
школьников.
Это крылатые выражения,
пришедшие в русский язык из
античной мифологии.
Слайды 9-13 (приложение 3-6)
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задач, построение речевого
высказывания в устной и
письменной форме)
Коммуникативные: управление
поведением партнера, построение
понятых для партнера
высказываний, учитывающих, что
он знает и видит, а что нет,
использование речи для регуляции
своего действия)
4. Физминутка.
Цель:
сменить вид деятельности
На Олимпе живут боги.
Руки вверх, пошире ноги.
Зевс среди них самый главный.
Делаем наклоны плавно.
Все там под присмотром Зевса.
Руки вниз, а ноги вместе.
Встали на носки, на пятку
И закончили зарядку.
Учащиеся в занимательной форме
при помощи инструктора проводят
физминутку. (слайд 14)
Личностные: установка на здоровый
образ жизни и ее реализация на
уроке
5. Обобщение и закрепление
полученных знаний
(продолжение).
Цель:
мотивировать учащихся к
деятельности;
координировать
деятельность учащихся;
И наконец мы встречаемся с
античными богами и героями на
карте звездного неба. Его можно
читать как своеобразную книгу
мифов. Большинство созвездий
связаны с мифологическими
сюжетами. Так как мифы не
собраны в канонические своды, как,
Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание усвоенного,
осуществление итогового и
пошагового контроля по результату,
адекватное восприятие оценки
учителя, внесение необходимых
корректив в действие после его
завершения на основе его оценки и
контролировать выполнения
заданий
например библейские, то почти у
каждого мифа существует несколько
версий. И сейчас мы это увидим на
экране.
Слайды 15-18
учета характера сделанных ошибок)
Личностные: самоопределение,
самооценка личности,
формирование адекватной
позитивной самооценки,
самоуважения и самопринятия)
6. Рефлексия.
Цель:
оценить результаты
собственной деятельности
повторить способ нового
знания
Рефлексия
- Как вы думаете, справились ли мы
с поставленной на уроке задачей?
- Скажите, что нового вы узнали в
ходе нашего урока?
- Комфортно ли вы себя
чувствовали?
- Выскажете свое впечатление об
уроке.
Благодарю вас, ребята, за
сотрудничество и активное участие
на уроке. Удачи всем. Спасибо!
Слайд 19
Учащиеся высказывают свое
впечатление от урока, используя
только прилагательные. Каким
сегодня был урок?
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли, понимание
возможности различных позиций
других людей, отличных от
собственной, учет разных мнений и
стремление к координации
различных позиций в
сотрудничестве)
Предметные: Рефлексия,
структурирование знаний,
выдвижение гипотез и их
обоснование)
Личностные: смыслообразование,
формирование адекватной
позитивной самооценки,
самоуважения и самопринятия)
7. Домашнее задание.
Цель:
определить, как учащиеся
усвоили материал урока.
1 группа – составить кроссворд на
тему: «Крылатые выражения,
пришедшие из мифов».
2 группа - сочинить небольшой
рассказ, включив в него диалог и
античные крылатые выражения.
Приложение 1. Схема «Происхождение богов»
Происхождение богов
Хаос и Эрос юбовь) породили:
Урана Гею Тартара Эреба Нюкту
(Небо) (Земля) (бездна в недрах Земли,
преисподняя) (Мрак) (Ночь)
Эреб и Нюкта породили:
Эфира (Свет) Гемеру (День)
Гея и Уран породили:
1) титанов
2) …
3) …
4) …
Титаны и титаниды породили:
1)…
2) титан Гиперион и титанида Тейя родители Гелиоса (Солнце), Селены (Луны), Эос (Зари) (Гелиос – отец царя Авгия);
Астрей и Эос породили звезды и ветры: Борея (север), Эвра (восток), Нота (юг) и Зефира (запад).
3)…
4) титан Океан и титанида Тефида породили реки и океанид;
5) титан Крон и титанида Рея породили: а)…, б)…, в) Геру, г) Аида, д)…, е) Зевса.
Дети Зевса: ….
Приложение 2. Схема «Происхождение богов»
Происхождение богов
Хаос и Эрос юбовь) породили:
Урана Гею Тартара Эреба Нюкту
(Небо) (Земля) (бездна в недрах Земли,
преисподняя) (Мрак) (Ночь)
Эреб и Нюкта породили:
Эфира (Свет) Гемеру (День)
Гея и Уран породили:
1) титанов
2) гигантов
3) циклопов
4) чудовищ.
Титаны и титаниды породили:
1) титан Кой и титанида Феба породили Лето (Латона), Астерию (звездную богиню);
2) титан Гиперион и титанида Тейя родители Гелиоса (Солнце), Селены (Луны), Эос (Зари) (Гелиос – отец царя Авгия);
Астрей и Эос породили звезды и ветры: Борея (север), Эвра (восток), Нота (юг) и Зефира (запад).
3) титан Иапет отец Прометея и Атланта;
4) титан Океан и титанида Тефида породили все реки (3000 сыновей) и океанид (3000 морских богинь), в том числе и Метиду (мать Афины);
5) титан Крон (Кронос, Время) и титанида Рея породили:
а) Гестию богиню домашнего очага, б) Деметру богиню плодородия, в) Геру богиню семьи и родов, г) Аида бога подземного царства, д)
Посейдона бога морей, е) Зевса бога грома и молний.
Крон из пены морской породил Афродиту богиню любви и красоты.
Дети Зевса:
Зевс и Фемида: три оры (Законность, Справедливость, Мир), три мойры (богини судьбы: Лахетис – «дающая жребий», Клото – «прядущая», Антропос –
«неотвратимая»), Астрей (звездное небо).
Зевс и Мнемосина: музы Каллиопа (эпическая поэзия), Эвтерпа (лирическая поэзия), Полигимния (гимны, серьезная поэзия), Клио (история),
Мельпомена (трагедия), Эрато (любовная лирика), Терпсихора (танец и хоровая поэзия), Талия (комедия, легкая поэзия) и Урания (астрономия).
Зевс и Гера: Арес (бог войны), Гефест (бог огня и кузнецов), Геба (богиню юности), Илифия (богиня – покровительница рожениц).
Афина (богиня справедливой войны и мудрости) родилась из головы Зевса и океаниды Метиды.
Зевс и Деметра: Персефона (супруга Аида).
Зевс и Лето: близнецы Артемида (богиня охоты, целомудрия, покровительница животных и растений) и Аполлон (бог света, наук и искусств,
предсказатель будущего, врачеватель).
Зевс и плеяда Майя: Гермес (бог торговли, плутовства, красноречия).
Зевс и Семела (смертная женщина): Дионис (бог виноградной лозы, вина и виноделия).
Зевс породил нимф – женских божеств природы, живущих дольше человека, но не бессмертных. Дриады обитали в лесах, наяды – в реках, ореады – в
пещерах. Нимфой была Эвредика, жена Орфея.
Морской старец Нерей, сын Геи, породил 50 нереид – нимф, живущих в Эгейском море. Богиня Фетида, мать Ахилла, тоже дочь Нерея.
Сыновья и дочери Зевса от земных женщин: Геракл, Персей, Кастор и Поллукс (братья Диоскуры), Елена Троянская.
Приложение 3. Что означает выражение «сизифов труд»? [Сизифов труд – бесцельная, нескончаемая работа]
Группа 1. Сизиф, царь Коринфа, был великим мошенником. Благодаря своей хитрости он собрал несметные сокровища. Когда за ним пришел бог
смерти Танатос, то он, единственный из смертных, смог обмануть бога и заковал его в цепи. Люди на земле перестали умирать, что нарушило
установленный Зевсом порядок. После того как Танатос был освобожден и отвел Сизифа в подземное царство умерших, Сизиф сумел обмануть и
повелителя Аида, упросив отпустить его обратно на землю. За совершенные преступления Сизиф был страшно наказан богами: в царстве Аида он
вкатывает на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катится обратно. Так вечно катит камень Сизиф и не может достигнуть
цели – вершины горы.
Приложение 4. Что означает выражение «танталовы муки»? [Танталовы муки страдания, причиняемые близостью чего-либо крайне
необходимого, желанного, что находится рядом и все же недоступно]
Группа 2. Тантал, сын Зевса, был любимцем богов и самым богатым и счастливым царем на земле. Возгордившись, он стал считать себя равным
богам. Среди людей он прославился не подвигами, а воровством у богов амброзии и разглашением их тайн. Последней каплей, переполнившей чашу
терпения Зевса, стало злодеяние Тантала. Царь решил узнать, действительно ли боги всеведущи. Пригласив их к себе на пир, он подал на стол под видом
прекрасного блюда мясо убитого им самим своего сына. Боги, которые все-таки оказались всеведущи, оживили мальчика, прокляв весь род Тантала и
низвергнув его самого в царство Аида. В аду Тантал несет тяжелейшее наказание: находясь по горло в воде, он не может утолить жажду, так как вода
исчезает, стоит лишь наклониться к ней; над ним висят ветви с плодами, он они отодвигаются, когда он протягивает к ним руки. Терзают Тантала не
только вечный голод и вечная жажда, он и вечный страх, так как над его головой нависает скала, готовая в любую минуту упасть и раздавить его.
Приложение 5. Что означает выражение «нить Ариадны»? [нить Ариадны путеводная нить; то, что помогает выйти из затруднительного
положения]
Группа 3. Афинский герой царевич Тесей прибыл на Крит, чтобы освободить Афины от ужасной дани, наложенной на город критским царем
Миносом. В построенном на Крите Лабиринте был заключен ужасный Минотавр, человек с головою быка, который пожирал живых людей. Афинские
юноши и девушки и были предназначены Минотавру. Тесей решил убить чудовище. Но никто не мог отыскать выход из Лабиринта. Дочь царя Миноса
Ариадна, влюбившись в Тесея, дала ему клубок нити, который он разматывал, войдя в Лабиринт. Одолев Минотавра, Тесей вместе с пленниками по нити
вернулся к входу в Лабиринт.
Приложение 6. Что означает выражение «вещая Кассандра» и слово «кассандра»? [вещей Кассандрой называют прорицателя зловещих событий,
несчастий, в которые трудно поверить]
Группа 4. Бог Аполлон влюбился в троянскую царевну Кассандру и наделил ее даром пророчества. Кассандра отвергла бога. И он сделал так, что
ее пророчествам никто не верил. Кассандра предсказывала гибель Трои, опасность, таящуюся в оставленном греками деревянном коне. Ей никто не
поверил. И Троя пала.
Приложение 7. Что означает выражение «яблоко раздора»? [яблоко раздора – причина ссоры, распрей, вражды]
Группа 5. На свадьбе царя Пелея и морской нимфы Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили на торжество, бросила
среди гостей яблоко с надписью «Прекраснейший». По совету Зевса богини Гера, Афина и Афродита призвали юного пастуха Париса, который еще сам
не знал, что он был троянским царевичем, выбрать из них прекраснейшую. Гера пообещала ему власть над миром, Афина военную славу, Афродита
самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите, которая помогла ему увезти из Спарты жену царя Менелая прекрасную Елену в
Трою, что послужило поводом к Троянской войне. Отвергнутые Гера и Афина выступили на стороне греков.