Конспект урока "Культура России начала ХХ века. Творчество М.И. Цветаевой" 11 класс

1
Бурыкина Надежда Бояновна
Учитель истории и обществознания
МАОУ Гуманитарная гимназия им. А.С. Пушкина
Класс: 11
Тема урока: Культура России начала ХХ века.
Творчество М.И. Цветаевой
Эпиграф: А. Блок: «Удел поэта борьба и гибель,
ценой которой покупается бессмертие поэзии.
Мы умираем, а искусство остается».
Слайд 2.
Форма проведения урока урок-лекция с элементами беседы.
Цель: На уровне историко-культурного стандарта научить
школьников через вопросы культуры видеть особенности изучаемого
времени; понимать умонастроения людей эпохи; научиться анализировать
исторические события, их причины.
Задачи:
личностные увидеть возможность сопричастности чужой судьбе через
творчество М.И. Цветаевой. Научиться у великих людей слову «Мы»,
возможности единения, соборности;
метапредметные понимать особенности исторического периода через
творчество великих людей;
предметные изучение истории и вопросов культуры России в начале
ХХ века.
Оборудование:
Презентация по творчеству М.И. Цветаевой, портреты представителей
эпохи.
План урока:
Вводное слово учителя:
I этап. Постановка проблемы, задания на урок.
II этап. Характеристика культуры начала ХХ века. Литература.
Живопись. Театр. Музыка. Наука.
Ход урока.
I этап
Постановка проблемы: Можем мы представить время через
творчество великих людей этого исторического периода?
Вводное слово учителя:
Рассматривая творчество Марины Ивановны Цветаевой, выпишите
основные вехи и черты эпохи, в которой она жила. Выпишите в тетрадь то
слово, которое проходит через всю её поэзию и характеризует ее творчество и
2
её время. Из рассказа, цитат, стихов, которые прозвучат на уроке, выпишите
характеристику времени.
II этап. Характеристика культуры начала ХХ века.
Литература: Первые десятилетия ХХ века связаны с поразительным
расцветом русского искусства. Сергей Маковский назвал тот период
«Парнасом серебряного века», имея в виду, прежде всего, поэзию.
Слайд 3
Но ведь и прозаикам не составило труда предъявить список
великолепных мастеров. Еще творил Лев Толстой и Чехов, а уже заслужили
европейскую славу Максим Горький, Короленко, Мережковский, Бунин,
Куприн.
Живопись: На художественных выставках полотна Репина, Сурикова,
Васнецова, Левитана соседствовали с работами Бенуа, Лансере, Бакста,
Нестерова. Яростные споры вызывали Кандинский, Шагал, Малевич,
Ларионов.
Театр и музыка: Восторженная публика неистово аплодировала на
спектаклях МХАТа и Мейерхольда, на бенефисах Ермоловой и
Комиссаржевской, на концертах Шаляпина и Собинова, на музыкальных
вечерах Скрябина и Рахманинова. Прекрасны были и русские сезоны в Париже
с Нижинским и Павловой.
Наметился прогресс и в русской науке. Достаточно назвать имена
Менделеева, Павлова, Вернадского, Жуковского.
Наши таланты росли как грибы. Похоже, в этом случае народная
примета оправдалась дело шло к войне. Сначала мировой, потом
гражданской, а затем и более страшной – необъявленной, тоталитарной.
И уже тут-то все, что поднималось над средним уровнем, косили
безжалостной косой – тюрьмы, лагеря, эмиграция.
То, что чудом уцелело, показывает, как много потеряла нация. Еще
больший урон был нанесен талантам, которые не проявились и не родились.
Вопрос:
Процесс деградации культуры более менее ясен, а вот почему начался
его расцвет? Выписать в тетрадь противоречия
Всеобщий конфликт, инициированный затянувшимся феодализмом,
неспособностью дворянства усвоить новую роль просветителя, жадностью
новоипеченной буржуазии, глупостью вцепившегося во власть двора,
спрессованной веками ненавистью крестьянства, мечтающего о землице эта
борьба породила у творческой интеллигенции тревогу, предчувствие
неизбежных катаклизмов, ощущение скорого конца уже обжитого мира.
Противоречие времени: Но раз «есть упоение в бою и бездны мрачной
на краю», то это состояние неизбежно рождало ту странную и пряную поэзию,
которая так характерна для этих лет.
Слайд 4.
3
Н. Бердяев: «Поэты того времени были мистиками, апокалиптиками,
они не верили в Христа. Души их были не бронированы, беззащитны, но,
может быть, поэтому они были открыты к веяниям будущего, восприимчивы
к внутренней революции». Противоречие Поэты ненавидели свой век:
А. Блок: «20 век – уничтожение влюбленных».
О. Мандельштам «Век-волводав».
М. Цветаева: «Время не мое. Век мой – ад мой».
А мы говорим: «серебряный век».
Может, из-за сложности времени, поэты верны своему содружеству. Это
время слова «нас», это время высоких отношений, поддержки, дружбы, любви.
М. Цветаева. «И с тайным восторгом смотрю в глаза врагу».
В. Брюсов. «Но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным
гимном».
Слайд 5.
Вопрос и обсуждение содержания отрывка Кому протягивает руки
поэт?
М. Цветаева:
«Руки даны мне
– протягивать каждому обе–
Не удержать ни одной,
– губы – давать имена,
Очи – не видеть, высокие брови над ними –
Нежно дивиться любви и
–нежней
– нелюбви».
Как жаль, что мы сегодня утратили возможность таких отношений,
возможность прощать. Утратили «закон протянутой руки», большого сердца.
Вопрос О ком говорит Марина Ивановна?
Слайд 6.
Кто — мы? Потонул в медведях
Тот край, потонул в полозьях.
Всю Русь в наведенных дулах
Несли на плечах сутулых.
Не вывезли! Пешим дралом —
В ночь, выхаркнуты народом!
Кто мы? да по всем вокзалам!
Кто мы? да по всем заводам!
По всем гнойникам гаремным —
Мы, вставшие за деревню,
За — дерево...
С шестерней, как с бабой, сладившие
Это мы — белоподкладочники?
С Моховой князья да с Бронной-то —
4
Мы-то — золотопогонники?
Гробокопы, клополовы —
Подошло! подошло!
Это мы пустили слово:
Хорошо! хорошо!
Судомои, крысотравы,
Дом — верша, гром — глуша,
Это мы пустили славу:
Хороша! хороша —
Русь!
Маляры-то в поднебесьице —
Это мы-то с жиру бесимся?
Баррикады в Пятом строили —
Мы, ребятами.
История.
Баррикады, а нынче — троны.
Но всё тот же мозольный лоск.
И сейчас уже Шарантоны
Не вмещают российских тоск.
Мрем от них. Под шинелью драной —
Мрем, наган наставляя в бред...
Перестраивайте Бедламы:
Все — малы для российских бед!
Бредит шпорой костыль — острите! —
Пулеметом — пустой обшлаг.
В сердце, явственном после вскрытья -
Ледяного похода знак.
Всеми пытками не исторгли!
И да будет известно — там:
Доктора узнают нас в морге
По не в меру большим сердцам.
Противоречие Поэты любили свое время:
О. Мандельштам: «Попробуйте меня от века оторвать».
А. Блок любил свой век.
М. Цветаева восхищалась челюскинцами.
Н. Бердяев назвал это время Русским Ренессансом.
М. Цветаева.
«О боже ты мой, как объяснить, что поэт это, прежде всего, строй
души».
Все это почва, на которой рос талант Цветаевой, мужала ее поэзия, жили
ее стихи.
5
III этап.
Слайд 7.
Творчество М. Цветаевой
«Мне не надо блаженства ценой унижений,
Мне не надо любви.
Я грущу не о ней.
Дай мне душу, спаситель,
отдать.
Только тени
В тихом царстве любимых
Теней».
Душу отдать – это визитная карточка поэта. Она, живущая в столь
сложное время, в мире непонимания, отдавала всем свою душу и свое большое
сердце.
Задание:
Объясните слова М. Цветаевой:
«Человек – это не бить челом веку,
А быть челом века».
О Пушкине:
Марина Цветаева писала: «Художник часто хочет запечатлеть свое
время время, которое вылепило творца, людей, которые помогли ему стать
тем, чем он стал. Заглянуть в свои истоки. Я хочу воскресить весь тот мир,
чтобы они не даром жили – и чтобы я не даром жила!»
М. Цветаеве было 6 лет, когда она познакомилась с творчеством
Пушкина. Была потрясена, влюбилась в Онегина и Татьяну.
«Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, Татьяну немножко
больше), в них обоих вместе, и в любовь. Я с той минуты не захотела быть
счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла».
Она любила Пушкина, размышляла о нем в дневнике. Цикл о Пушкине
обращение к обывателю.
«Если бы я тогда жила, он бы не умер».
О Блоке:
М. Цветаева любила А. Блока, писала о нем, была потрясена его
смертью.
«Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик «пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
6
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
Мячик «пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим сон глубок «.
Об А. Ахматовой:
Если А. Блок в устах Цветаевой олицетворяет солнце светоносное, то
Ахматова разъярительница бурь, крепостница, чернокнижница, она несет в
себе черты демонизма.
«О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О, ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас , как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох!–
Стотысячное– тебе присягает, – Анна Ахматова!–
Это имя– огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами–то же!
И тот , кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
–И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова– и сердце свое в придачу!»
О Шекспире:
Марина Ивановна в дневниках беседовала с гениями. Была недовольна
Шекспиром. Она не согласна была с судьбой Офелии. У нее было чувство
солидарности с женщинами. Цветаева вызывала дух Шекспира и объясняла
7
ему, что Гамлет не может быть главным героем. Он эгоист, он допустил гибель
Офелии. Значит, не любил.
« На дне она, где ил
И водоросли...
Спать в них
Ушла,– но сна и там нет!
Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
Гамлет!
На дне она , где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах... –
Но я ее любил,
Как сорок тысяч...
Меньше
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил. –
Но я ее любил??
Слайд 8.
О Пастернаке:
М. Цветаева: «Пастернак– большой поэт. Он сейчас больше всех:
большинство из сущих были,
некоторые есть,
он один будет.
Один ты равно сущь мне».
Но их разлучили.
«Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не расс'орили рассор'или,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас , как орлов –
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили растеряли.
По трущобам земных широт
8
Рассовали нас, как сирот.
Который уж – ну, который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!»
О революции и гражданской войне:
Октябрь 1917 года. Гражданская война. Как много бед, крови, хаоса.
Отчаяние за судьбу мужа, находившегося с армией Врангеля в Крыму. Смерть
матерей, вопль калек, сиротство. Поэт не хочет, чтобы гибла жизнь, не хочет
ничьей смерти, ничьих мук.
«Смерть – это нет.
Я это да.
Да – навсегда.
Да – вопреки.
Да – через все».
Слайд 9.
Вопрос: На чьей стороне Марина Ивановна? «Поверх барьеров», на
стороне человека.
Твои знамена – не мои!
Врозь наши головы.
Не изменить в тисках
Змеи Мне Духу – Голубю
Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древка майского.
Превыше всех земных ворот–
Врата мне –
райские.
Твои победы – не мои!
Иные грезились!
Мы не на двух концах земли –
На двух созвездиях!
Ревнители двух разных звезд –
Так что же делаю -
Я, перекидывая мост
Рукою смелую?!
Есть у меня моих икон
Ценней – сокровища.
Послушай: есть другой закон,
Законы –
кроющий!
Пред ним – все клонятся
клинки,
Все меркнут – яхонты:
Закон протянутой руки,
Души распахнутой.
9
И будем мы судимы – знай
Одною мерою.
И будет нам обоим –
Рай,
В который верую!
О дочках:
М. Цветаева: «У меня большое горе: умерла в приюте Ирина.
Умерла без болезни, от слабости. Живу с сжатым горлом».
«Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими –
зажатыми–
Яростными –
как могла!
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать
разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая –
на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле».
О жизни и отъезде из России:
Как воспринимает мир и свою жизнь Марина Ивановна?
«Я с рождения вытолкнута из круга людей, общества. За мной нет живой
стены – есть скала: Судьба. Живу, созерцая жизнь – всю жизнь – жизнь.
У меня нет возраста и нет лица. Может быть я сама жизнь. Я не боюсь
старости, не боюсь вражды, злословия.
Я, под моей веселой, огненной оболочкой – неуязвима.
Вот только Аля, Сережа... Я буду жить - жизнью других. Меня все равно
так мало любили».
Вопрос М.И. Цветаева уезжает из страны. Как она воспринимает
отъезд?
1922 год. Марина Ивановна прощается с Москвой, с Россией. Она
уезжает. Уезжает к мужу. Он в Праге. К Москве она обращает речь от имени
10
простой русской женщины. Оплакивает Москву, всю Россию, умытую кровью
ее сыновей. Оплакивает всех, кто убит: все братья.
«Вот за тех за всех за братьев
Не спекаюсь.
Прости Иверская Мати,
Отрекаюсь».
И стоит она олицетворение Матери-России над могилами солдат,
потрясенная, и глядит на землю, которая чудится ей «исполосованный в кровь
снегом» и не может отвести взгляда:
«Не оторвусь, отрубите руки.
Пуще чем женщине в час
разлуки
Час бьет».
Вопрос
Как воспринимает М. Цветаева расставание с Родиной?
«Тоска по родине!
Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий что –
мой,
Как госпиталь или казарма.
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все'– равны,
мне всё – равно,
И, может быть, всего равнее –
Роднее бывшее –
всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты –
как рукой сняло:
Душа, родившаяся
где–то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий
сыщик
Вдоль всей души, всей
поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм
11
мне пуст,
И все – равно,
и все – едино.
Но если на дороге – куст
Встает , особенно – рябина»...
Е. Евтушенко:
«И все. Только три точки, но в этих точках – мощное, бесконечно
продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на
какую не способны те, кто много пишет о любви к родине. Может быть, самый
высокий патриотизм именно всегда таков: точками, а не пустыми словами
Вопрос И все-таки любовь к дому, но через подвиг бездомности.
Наверное, поэтому она посылает сына в свою страну, говоря, что он не ее сын,
а России.
Слайд 10.
Как вы понимаете это стихотворение М. Цветаевой?
«Ни к городу и ни к селу
Езжай, мой сын, в свою
страну,–
В край – всем краям наоборот!–
Куда назад идти –
вперед
Идти, особенно – тебе, Руси не
видывавшее
Дитя мое...
Мое? Ее – Дитя!
То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль,–
Ужель ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
«Русь–этот прах,
чти – этот прах!»
От неиспытанных утрат ––
Иди – куда глаза глядят!
Всех стран – глаза, со всей земли
Глаза, и синие твои
Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.
Да не поклонимся словам!
Русь – прадедам, Россия – нам,
Вам – просветителям пещер –
Призывное: СССР,–
12
Не менее во тьме небес
Призывное, чем: SOS.
НАС родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой –
Вперед –
В СВОЙ край, в СВОЙ век,
в СВОЙ час,
- от нас–
В Россию– вас, в Россию– масс,
В НАШ-час– страну!
в СЕЙ–час–страну!
В на-Марс–страну!
в БЕЗ-нас-страну!»
Россия-вас, которая не позовет её, Без-нас страна, в которой нет уже
места тому братству, из которого вышла Марина Ивановна, где главными
словами были слова: мы, нас, душа, сердце, друг.
Слайд 11.
И все-таки она едет домой.
Слайд 12.
Б. Пастернак:
«Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет М. Цветаева.
Ее впустили в СССР за то , что ее близкие искупили свои грехи в Испании,
сражаясь с Франко, во Франции, работая в народном фронте. Ее подобрали,
исходя из принципа: в дороге и веревочка пригодится. А Куприна встречали
цветами».
Слайд 13.
М. Цветаева:
«Никто не видит, не знает, что вот уже год я ищу глазами крюк. Я свое
уже написала, вполне могу еще. Но вполне могу НЕ».
Как всегда она чувствовала себя на этой земле лишней, так и заканчивает
ее на этой земле.
Слайд 14.
Как-то А. Тарковский, которого она очень любила, написал
стихотворение:
Стол накрыт на шестерых–
Розы да хрусталь....
А среди гостей моих –
Горе да печаль...
Присутствовала Марина Ивановна, и 6-м марта 1941 года помечены её
стихи:
«Я стол накрыл на шестерых...»
Все повторяю первый стих
И все переправляю слово:
13
«Я стол накрыл на шестерых...»
Ты одного забыл – седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах – дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть – седьмую...
Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
–Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро ( два брата, третий –
Ты сам – с женой, отец и мать)
Есть семеро – раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых –
Быть призраком хочу – с твоими,
( Своими)...
Робкая как вор,
О– НИ ДУШИ не задевая!–
За непоставленный прибор
Сажусь незванная, седьмая.
И опрокинула стакан!
И все, что жаждало пролиться,–
Вся соль из глаз, вся кров из ран –
Со скатерти – на половицы.
И гроба нет!
Разлуки–нет!
Стол расколдован, дом
разбужен.
Как смерть – на свадебный обед,
Я жизнь, пришедшая на ужин.
...Никто: не брат, не сын, не
муж,
Не друг – и все же укоряю:
Ты, стол, накрывший на
Шесть – ДУШ,
Меня не посадивший – с краю.
Это последние стихи Марины Ивановны. Как начинала она стихами о
любви – так и закончила.
Рефлексия
14
1. Выпишите основные черты и события эпохи.
2. Как отражается эпоха в творчестве М. Цветаевой?
3. Какие основные слова в поэзии М. Цветаевой вы выписали, которые
характеризуют её творчество и отношение к людям, событиям, стране?
4. Слова, которые поэт часто употребляет…
5. Отношение к людям разных слоёв общества….
6. Отношение к России М. Цветаевой в тяжёлый исторический
период….