Презентация "Переменные величины. Оператор присваивания" 7 класс
Подписи к слайдам:
- Переменные величины. Оператор присваивания.
- Учитель информатики
- МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский район
- Сафонова Ольга Викторовна
- Переменные величины.
- Понятие переменной величины известно из школьной математики.
- Пусть несколько лет назад ваш рост равнялся 130 см. Обозначим это так: r=130. Теперь он равен 140 см, т.е. r=140. Получается, что величина r изменилась. Поэтому она называется переменной величиной. Числа 130 и 140 называются значениями переменной величины r.
- Что же мы можем делать с переменными величинами, программируя на Паскале?
- Прежде всего мы можем задавать компьютеру значение той или иной переменной величины. Это можно сделать при помощи нового оператора, который называется оператором присваивания.
- Оператор присваивания.
- Если мы хотим сказать, что а имеет значение 6, то должны записать:
- а:=6. Вместо значка = употребляется значок := . Он называется знаком присваивания, а сама запись а:=6 называется оператором присваивания. Говорят, что величине а присваивается значение 6. С момента выполнения оператора а:=6 компьютер будет помнить, что а равно шести.
- Справа от значка := в операторе присваивания можно писать не только числа, но и переменные величины и выражения.
- После выполнения следующего фрагмента программы:
- … a:=2*3+4; b:=a; y:=a+b+1 …
- компьютер будет знать, что а равно 10, b равно 10, y равно 21.
- Примеры.
- Фрагменты программ
- Что запомнит компьютер
- v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h
- v=8 h=80 s=88
- t := 0; n := 2*t+40; z := -n
- t=0 n=40 z= -40
- Необходимо помнить, что компьютер выполняет оператор присваивания «в уме» , то есть результат его выполнения не отображается на экране. Если мы хотим видеть результат выполнения оператора присваивания, используйте WriteLn.
- Примеры.
- Фрагменты программ
- На экране
- v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h; WriteLn(s)
- s
- v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h; WriteLn(‘s’)
- v := - 2 +10; h := 10*v; WriteLn(v+h)
- v := - 2 +10; WriteLn(v+10*v)
- 88
- 88
- 88
- v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h;
- WriteLn(v+1000, ‘ ‘ ,10*h, ‘ ‘ ,s)
- 1008 800 88
- Фрагменты программ
- На экране
- v := - 2 +10; h := 10*v; s := v+h;
- WriteLn(v, ’ ‘ ,h, ‘ ‘ ,s)
- 8 80 88
- Нужно иметь в виду, что слева от знака := может стоять только переменная величина, но не число и не выражение. Можно писать с:=34 , но нельзя писать 34:=с Можно писать z := f – v+990 ,
- но нельзя писать f – v+990 := z.
- Оператор присваивания устроен так, что сначала он смотрит или вычисляет, какое значение имеет правая часть, а затем присваивает это значение переменной , стоящей в левой части. Нет смысла присваивать значение числу или выражению.
- Обратите внимание.
- Когда ученик видит выражение (например, d+2d ), он не обязательно его вычисляет. Он может его преобразовать или упростить (получив 3d ). Компьютер же, видя выражение, сначала его, может быть, и упростит, но затем обязательно вычислит. А для этого он должен знать численные значения входящих в него величин (в данном случае это величина d ).
- Итак, вычисляя правую часть оператора присваивания (например, y:=a+b+1 ), компьютер должен обязательно заранее знать, чему равны переменные, из которых эта правая часть состоит (в нашем случае это a и b). Ответственность за это знание лежит полностью на программисте.
- Пусть забывчивый программист записал такой фрагмент:
- . . . а:=10; y:=a+b+1 . . ., нигде в программе не придав b никакого значения.
- При вычислении выражения a+b+1 компьютер не будет знать, чему равно b . В такой ситуации разные языки программирования поступают по-разному. Некоторые просто отказываются вычислять выражения, другие подставляют вместо b нуль, Паскаль же иногда может поступить довольно вредно: вместо b он подставит случайное значение и получит, например, результат равным -8904.
- Подведём итог.
- Оператор присваивания состоит из знака присваивания := , слева от которого пишется переменная, а справа – число, переменная или выражение.
- При выполнении оператора присваивания компьютер «в уме» (т.е. ничего не показывая на мониторе) вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей в левой части.
- Задание.
- Какое значение будет присвоено переменной t после выполнения фрагмента k:=1+2; s:=2*k; t:=6 – s ?
- Используемая литература
- Лукин Н.С.
- Турбо-Паскаль 7.0 . Самоучитель для начинающих – 2-е изд., испр. И допол. – М.: «Диалог-МИФИ», 2005. – 400 с.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Подробности Write. Процедура вывода WriteLn. Курсор" 7 класс
- Презентация "Создание многоуровневого списка" 7 класс
- Презентация "Базы данных" 9 класс
- Презентация "Основные этапы сборки компьютера" 8-11 класс
- Презентация "Алгоритм построения модели ролика в системе компьютерного черчения КОМПАС" 9 класс
- Презентация "Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний" 8 класс