Конспект урока "Линейные вычислительные алгоритмы" 9 класс
Конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
Линейные вычислительные алгоритмы
Предмет
Информатика
Класс
9
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Пархоменко Эльмира Ильясовна, учитель информатики
Образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №110
Октябрьского района города Ростова-на-Дону
Республика/край
Ростовская область
Город/поселение
Ростов-на-Дону
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)
Изучения нового материала
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие,
воспитательные)
Изучить оператор присваивание, свойство оператора
присваивания, описание линейного вычислительного
алгоритма
Задачи урока (мероприятия, занятия)
Образовательные:
умение четкой постановки задачи и определения
конечной цели;
умение выделять исходные данные;
умение составлять алгоритм для конкретного
исполнителя;
умение понимать алгоритм, заданный в различных
формах: словесной, табличной и форме программы;
формирование навыка составления линейного
алгоритма.
Развивающие:
развитие владения умения анализа объектов и
ситуаций, синтеза, обобщения и сравнения данных;
развитие умения подведения под понятие, выведение
следствий, установления причинно-следственных
связей и т.д.
формирование способности к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности;
овладение основными универсальными умениями
информационного характера, такими как: постановка и
формулирование проблемы;
формирование умения преобразовывать информацию в
знаково-символическую и табличную модель;
развитие познавательного интереса, логического
мышления и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической
деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у
учащихся;
Воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования
нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач,
четкости и организованности, умения оценивать свою
деятельность и деятельность своих товарищей;
воспитание духа здорового соперничества,
дружелюбного отношения друг к другу;
воспитание чувства коллективизма, умения работать в
группе, уважительного отношения к мнению другого,
достойного восприятия критики в свой адрес;
создать условия для реальной самооценки учащихся;
формирование навыков самоорганизации и
инициативы.
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
словесный, наглядный, практический, интерактивный;
индивидуальная работа – практикум, тест; групповая
работа (работа по парам); игровые технологии –
повторение
Время реализации урока (мероприятия,
занятия)
1 урок (45 минут)
Знания, умения, навыки и качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока (мероприятия,
занятия)
умение выделять исходные данные, составлять
алгоритм для конкретного исполнителя;
умение понимать алгоритм, заданный в различных
формах;
формирование навыка составления линейного
алгоритма;
Необходимое оборудование и
материалы
проектор, компьютерный класс для проведения
практической части занятий, программы Power Point,
Excel.
Программа Фирма «1С» Вычислительная математика и
информатика.
Список учебной и дополнительной
литературы
И.Г.Семакин, Л.А. Залогова и др. «Информатика и
ИКТ» учебник 9 класс, Бином 2010 г
И.Г. Семакин «Методика преподавания информатики и
ИКТ в средней школе» Бином 2005 г.
Лицензионная копия от 1С «Вычислительная
математика и программирование 10-11 класс», 2004 г,
диск.
Аствацатуров Г.О. «Создание анимированного
кроссворда»
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся
Представление какой-либо программы записанной на
языке программирования Паскаль (лучше на
использование графики или анимации – это больше
заинтересует обучающихся и повысит мотивацию к
изучению языка программирования).
Подробное описание всех этапов урока
(мероприятия, занятия).
Линейные
вычислительные
алгоритмы
Пархоменко Эльмира Ильясовна
учитель информатики МБОУ СОШ №110
Октябрьского района города Ростова-на-Дону
Учитель приветствует обучающихся. Сообщает им
тему и задачи урока:
- познакомиться с оператором присваивание;
- определить свойство оператора присваивания;
-описание линейного вычислительного алгоритма с
помощью языка программирования.
Чтобы нам было легче знакомиться с правилами
описания линейного алгоритма, вспомним, какой
алгоритм называется линейным?
Обучающиеся вспоминают определение и записывают
в тетрадь тему урока и определение.
Актуализация знаний
1
2 3
4
1. Имеет имя, тип и
значение, которое может
меняться во время работы
П
Е
Р
Е
М
Е
Н
Н
А
Я
2. Информация, хранимая
в поле памяти
компьютера
В
Л
И
Ч
И
Н
А
3. Тип переменных integer
Ц
Л
Ы
Й
4. Информация, хранимая
в поле памяти компьютера
К
О
С
Т
А
Н
Т
А
С помощью гиперссылки переходим ко второму этапу
урока Актуализации знаний, приложению
Кроссворд_pril1. Появляется интерактивный кроссворд
(вопросы и ответы кроссворда появляются
автоматически).
Обучающиеся отвечают на вопросы и разгадывают
кроссворд.
L1 M2
F1
PRINTER1
TU154
ВАСЯ
12А
4WHelp
A + В
AbXy
Д1
Второй слайд представляет собой работу с помощью
маркера (в режиме показа слайдов, можно использовать
маркер). Уместно вспомнить, что называется
идентификатором, по какому правилу они
записываются Обучающиеся выделяют, какие из
предложенных идентификаторов записаны верно, а
какие нет.
Введение нового материала с
указанием на то, что обучающиеся
должны запомнить
Операторы
простые
структуриро
ванные
-оператор присваивания;
-оператор безусловной
передачи управления;
-операторы ввода и вывода
-предназначены для
управления
выполнением других
операторов
Не содержат в себе
других операторов
Оператор является главным элементом структуры всех
алгоритмических языков, потому что он содержит
смысловую информацию о работе программы. Подобно
тому, как в естественных языках предложение
содержит законченную мысль, оператор содержит
приказ компьютеру произвести определенные
действия. Аналогично делению предложений на
простые и сложные, операторы разделяются на простые
и структурированные.
Обучающиеся зарисовывают схему в тетрадь.
К лю че вы е сло ва – по луж ирны м ш риф том
Обы чны м ш риф том – у сло вны е о бо зн ачен и я и нф орм аци и
В кв адр атны х с ко бках -н ео бязате л ьны е эл ем ен ты о пер ато р а
условиеIF THEN ELSEоператор 1 [ оператор 2]
Для описания оператора в литературе существуют
правила расположения ключевых и произвольных слов.
Полужирным шрифтом записываются ключевые слова.
Обычным шрифтом записываются условные
обозначения информации.
Необязательность наличия элементов оператора
обозначается квадратными скобками.
Обучающиеся помечают основные определения в
тетрадь.
Variable:=expression
Синтаксис оператора
Y:=3
R:=K1+T
G:=6
Примеры:
Оператор присваивания не имеет ничего общего с
алгебраическим уравнением.
Рассмотрим примеры
A B C
процессор
память
Складывает значения
Проверяет тип на
соответствие
При выполнении данного оператора процессор
осуществляет следующие операции: извлекает число из
ячейки B, затем – число из ячейки C, складывает
значения, проверяет тип результата на соответствие
типу ячейки A. Если типы соответствуют друг другу, то
в ячейку A отправляется результат. Если нет – выдается
сообщение об ошибке.
Анимация. Процесс сложения чисел из ячеек памяти В
и С, и запись полученного значения в ячейку памяти А,
происходит автоматически
A
процессор
память
+ 1
При выполнении данного оператора процессор
извлекает число из ячейки А, прибавляет к нему
единицу и записывает результат в ту же самую ячейку
памяти. Обратите внимание: запись результата
происходит в ту же ячейку, откуда брались данные.
Анимация. Процесс прибавления к значению ячейки 1,
происходит автоматически
Тип переменной и тип выражения
в операторе присваивания
должны быть согласованы
Значение выражения входит в
подмножество возможных
значений переменных
Особое внимание следует уделять соответствию типов
в операторе присваивания. Тип переменной и тип
выражения должны быть согласованы. Учитель
предлагает выполнить задания, переходит по
гиперссылке к приложению Ошибки_pril2.
Первичное закрепление
Найдите ошибки в программе
Program A1;
Var R1:real;
I1, I2: integer;
Begin
R1:=3;
I1:=4.63;
I1:=3000;
I2:=3000;
I1:=I1+I2;
I1:=I1/I2;
End.
С помощью маркера обучающиеся выделяют
ошибочные записи в тексте программы.
Присвоить переменной А значение 5
Присвоить переменной В значение 2
Присвоить переменной С разность значений А и В
Присвоить переменной D произведение значений
переменных С И D
Запишите на языке программирования
А:=5
B:=2
C:=A+B
D:=C*D
Учитель предлагает обучающимся записать
предложенные команды с помощью команд
присваивания. Учащиеся записывают в тетрадь, а
потом проверяют (щелчок по фигуре, открывает ответ).
Контроль результатов первичного
запоминания. Компьютерный
практикум.
Program P1;
var a, b, c, d : integer;
begin
a: = 5;
b: =2;
c: = a-b;
d: = c*b;
writeln (c, d);
end.
А теперь в качестве практики попробуйте написать и
выполнить программу с операторами присваивания.
Запустите на выполнение программу Турбо-Паскаль.
Введите в нее текст своей программы.
Запустите программу на выполнение и получите
результат
Линейный алгоритм
1.Ввод исходных данных
2.Получение промежуточных
данных, искомых
результатов
3.Вывод искомого результата
Перейдите на предыдущий слайд и выделите основные
компоненты линейного алгоритма.
Практикум
Выполнение практикума «Калькулятор»
Использование диска «1С» : Школа. Вычислительная
математика и информатика, 10 -11 класс
ТЕСТ
Обучающиеся с помощью учетной записи входят в
локальную версию программы «Вычислительная
математика и программирование» и выполняют
Практикум 2. Учитель координирует работу.
Обучающиеся выполняют практическую работу
самостоятельно. Если обучающиеся испытывают
затруднение, можно посмотреть подсказки программы.
Внутренне повторение и постоянное
применение полученных знаний и
навыков.
Обучающиеся приступают к выполнению теста в
приложении Тест.xls (тест либо заранее загружен в ПК
обучающихся, либо даем путь к заданному файлу)
Рефлексия деятельности на уроке
(мероприятии, занятии)
Спасибо за работу. Наша цель выполнена - мы
повторили типы переменных, правила записи
идентификаторов, познакомились с оператором
присваивания и успешно применили свои знания по
решению линейных задач в практических ситуациях.
А теперь оцените свою работу на уроке, используя
смайлики. Ребята, мне приятно было работать с вами на
уроке, надеюсь, что это взаимно.
Домашнее задание (если это
необходимо на уроке)
Задание на дом:
§ 34, задача 7.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за
работу в классе, практическую работу за компьютером
(автоматически в электронный журнал), тест
Ссылки на использованные интернет-
ресурсы
http://www.alleng.ru/d/comp/com_gia-tr.htm -
диагностические работы ГИА 2012 г
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=272220109-58-72&n=21
-рисунок
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему
оптимально изучать с использованием
медиа-, мультимедиа, каким образом
осуществить
Изучение этой темы с помощью мультимедиа,
позволяет наглядно показать не только как строятся
линейные вычислительные алгоритмы, но и процесс
выполнения вычислений и обработки данных
процессором, так же использование готового продукта
«Вычислительная математика и информатика» -диск
фирмы 1С, позволяет увидеть результат работы, при
необходимости повторить материал.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Интерактивная энциклопедия" 5 класс
- Презентация "Трехмерное моделирование" 11 класс
- Конспект урока "Трехмерное моделирование" 11 класс
- Презентация "Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах" 9 класс
- План открытого урока "Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах" 9 класс
- Конспект урока "Основы объектно-ориентированного программирования" 9 класс