Сценарий "В мире профессий" 11 класс

Деловая игра «В мире профессий». 11 класс
Цели:
1.Систематизировать знания по разделам: программирование, электронные таблицы,
тестовые редакторы, программное обеспечение
2.Стимулировать познавательный интерес к профессиям, связанным с компьютером.
3.Активизировать взаимодействие учащихся.
4.Воспитать у учащихся ответственности за свой выбор, самостоятельности,
информационной культуры.
5.Развить умственную деятельность, память, умение логически мыслить при решении
нестандартных задач.
Форма проведения урока.
На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики выступают в роли претендентов
на одну из вакантных должностей в компьютерной фирме:
Программист
Техник
Бухгалтер
Клипмейкер
Секретарь
Вступительная часть.
Сегодня мы проводим необычный урок. Он пройдет в форме деловой игры, в ходе
которой вы продемонстрируете знания по информатике и сможете выгодно продать свои
знания.
Ваша цель:
1. Оценить адекватно уровень своих знаний
2. Все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо
3. Интеллектуальная собственность – это товар
4. Знание и творчество – залог успеха
Смоделируем следующую ситуацию деловой игры:
Я - директор компании, пригласила на выгодных условиях к сотрудничеству следующих
работников, которые будут являться администрацией моей компании:
Ведущий программист
Главный бухгалтер
Главный экономист
Менеджер
Условия игры:
Вы можете быть приняты в компанию по одной из специальностей. Для того чтобы
определить по какой из специальностей вы более компетентны нужно пройти три теста.
На выполнение тестов дается 15 минут. Затем по количеству набранных баллов вы будете
приняты на работу с базовым окладом, соответствующим полученной специальности.
Далее вам необходимо получить квалификационный разряд в зависимости, от которого вы
будете получать зарплату. Чем выше разряд, тем выше оплата. Задания на повышение
квалификации вы получите у руководителя своего отдела. Руководители будут
консультировать своих работников, помогать, контролировать.
Повышение квалификации будет происходить так: 1 задание – 2 категория
2 задания – 1 категория
3 задания – высшая категория
Тем, кто не доволен своими окладами, могут повысить квалификацию или поменять
специальность. Для этого у вас есть 30 минут. По истечении этого времени прием на
работу закончен. Обратите внимание, что количество каждой должности ограничено. Мы
не можем иметь 10 программистов и не одного бухгалтера.
Наш девиз:
Интеллектуальная собственность – это товар! По окончании урока ваш товар будет оценен
отметкой. 4000 – 5000 долларов – 5, 5
3000 4000 долларов – 5
2000 3000 долларов – 4
< 2000 долларов – 3
Я желаю вам удачи в достижении профессионального мастерства.
Приложения:
1. Пейджи для ведущих специалистов
2. Тест по специальности бухгалтер и клипмейкер
3. Тест по специальности программист
4. Тест по специальности техник
5. Ключи для проверки тестов
6. Тарифная сетка по специальностям
7. Ведомость результаты тестирования по тестам
8. Ведомость кадровый состав компании
9. Задания №1, №2, №3 для клипмейкеров
10. Задания №1, №2, №3 для бухгалтеров
11. Задания №1, №2, №3 для программистов
12. Задания №1, №2, №3 для техников
13. Задания №1, №2, №3 для секретарей
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Открытый урок - деловая игра
«Компьютерная фирма»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Устройство
компьютера»
«Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel»
Вид урока: деловая игра
Технология: игровая технология
Цели урока:
Повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»
Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel
и применить их для решения реальной задачи.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых –
набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное
выполнение задания и тактичное поведение во время игры.
Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики
и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за
определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает
положительную оценку.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий 5 баллов. За
нарушение дисциплины взимаются штрафы.
Выполнение задания оценивается по следующим критериям:
Правильность выполнения расчетов;
Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в
задании - карточке;
умение уложиться по времени при решении задачи
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
взаимопомощь в группе;
умение общаться с коллегами;
умение организовать работу в группе;
умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов
могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;
несоблюдение правил игры – 2 балла;
грубое нарушение – до 5 баллов.
План урока
1. Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, заполнение бланка заказа
приглашенными гостями 5 мин.
2. Выполнение заказа и расчет кредита (работа с электронными таблицами) 20 мин
3. разговоры с заказчиками 10 мин.
4. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
1. Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за
урок.
Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название.
Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку
компьютера в 2-х экземплярах.
Вычислить кредит на покупку компьютера
Начислить з/плату своим работникам
2. Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.
Учащиеся разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами.
Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы), он координирует работу всей
команды и помогает всем участникам, 1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета
зарплаты сотрудникам фирмы, исполнителей заказов - 4 чел. ( директор тоже может быть
исполнителем заказов). Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из
числа участников игры.
Вопросы для блиц - опроса:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?
Во время блиц - опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем
суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок
гости (или незадействованные в игре ученики) заполняют бланки заказа.
3. Выполнение заказов.
Ведущий. В вашу фирму поступили 2 заказа.
Заказы для 1-ой команды:
1-ый заказ:
Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных
устройств, но с колонками.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
2-ой заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или
Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
Заказы для 2-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без
периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 17
дюймов.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
2-ой заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или
Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их в 2-х экземплярах один
заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип,
адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы
(взятые в компьютерных фирмах).
Пример оформления заказа:
Оформить заказ в электронных таблицах Excel
следующим образом:
Логотип
и название
фирмы
Адрес:
Телефон
Счет от ________
(дата)
Наименование товара
Кол-во
Цена
Итого:
Счет выписал_______________________( Фамилия И.О.)
Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители
банков. По окончании расчетов он должны сообщить сколько заказчик будет платить
каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка
садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных
таблицах Excel.
Для одной команды:
Условия предоставления кредита. Срок кредита -12
мес.
Процентная ставка 18 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту (без
учета процентной ставки).
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных
отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Для другой команды:
Условия предоставления кредита.
Срок кредита – 6 месяцев.
Процентная ставка 14 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы кредита в месяц.
Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных
отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы.
Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где заранее заготовлена таблица в
электронном варианте, в которой он должен быстро сделать расчеты.
п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Оклад
Премия, 25%
от оклада
Подоходный
налог, 13% от
оклада
Налог в
пенсионный
фонд, 2%
Итого к
выдаче
Далее команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков
(используя реальные прайс-листы).
Разговоры представителей фирм- команд с заказчиками происходят по очереди, друг за
другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по
предоставленным счетам.
4. Подведение итогов урока
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая
общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность
мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали своё мнение об игре – о её
содержании, организации, а также внесли предложения по её усовершенствованию.