Конспект урока "Оператор выбора" 8 класс

Учитель информатики МОУ «СОШ» пгт.Кожва г.Печора Республики Коми
Канева Ольга Владимировна
Урок информатики в 8 классе.
Пояснение от автора: В нашей школе традиционно каждый год
проводятся предметные недели. В том числе и недели математики-
информатики. В рамках этих предметных недель проводятся внеурочные
мероприятия по предметам, а сами уроки проходят в необычных,
занимательных формах. Предлагаю один из таких уроков информатики в 8
классе.
Тема: Оператор выбора.
Форма урока: комбинированный, метапредметный, занимательно-
познавательный.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение использовать оператор выбора на языке
программирования Pascal;
Метапредметные: знакомство с культурой и историей Японии,
воспитание толерантного и заинтересованного отношения к
культурным и историческим особенностям других стран и народов;
Личностные: тренировка логического и алгоритмического
мышления, интерес к изучению предмета.
Решаемые учебные задачи:
1. Познакомить учащихся с оператором выбора;
2. Тренировка логического мышления при решении математических
головоломок;
3. Выполнение практического задания на использование оператора
выбора;
Ход урока:
1) На 1 слайде перечислены следующие слова: караоке, тамагочи, судоку,
оригами, Фудзияма, самурай, ниндзя, камикадзе, кимоно, джакузи,
рикша, икебана, нэцке, дан, дзюдо, каратэ, катана, татами;цунами,
банзай, соя, кимоно.
Ребята, а что означают эти слова? ети высказывают свои предположения)
А с какой страной эти слова у вас ассоциируются? (Дети Япония). Верно, с
Японией. На сегодняшний день японское общество является одним из самых
информационных. После окончания Второй мировой войны казалось, что эта
страна очень долго ещё не оправится в экономическом и социальном плане.
Но благодаря трудолюбию, умению и желанию учиться японского народа
сегодня эта страна имеет одну из самых развитых экономик. А по
инновациям в области компьютерной техники, робототехники и прочей
электроники, ей, пожалуй, нет равных. Слайды 2-4.
Предлагаю этот урок начать с решения одной японской задачи (слайд 5).
2) В старояпонском календаре был принят 12-летний цикл. Годы внутри
цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца,
дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи.
Написать программу, которая вводит номер некоторого года и
печатает его название по старояпонскому календарю. (Справка: 1996
г. — год Крысы — начало очередного цикла.)
Давайте сначала решим, как определить, к какому животному относится тот
или иной год по его номеру. Понятно, что названия будут повторяться
каждые 12 лет. То есть, например, год Крысы будет и через 12 лет после
1996, и через 24, и за 12 до него. (Учащиеся вместе с учителем обсуждают
способы решения и приходят к выводу, что при делении на 12 в остатке все
года Крысы дадут 4, года Коровы – 5, Тигра – 6 и т.д.) Но писать 12
последовательных неполных ветвлений или 12 вложенных полных – очень
трудоёмко. Для решения задач с таким большим количеством выборов и
существует новый для вас оператор, который так и называется «оператор
множественного выбора» (слайд 6).
Как же тогда будет выглядеть решение этой задачи на языке Pascal? (слайд 7)
3) Предлагаю вам самостоятельно закончить эту программу и определить,
в год какого животного родились вы и ваши близкие. (Учащиеся
самостоятельно заканчивают на компьютерах работу с задачей в среде
программирования TurboPascal в течении 10-15 минут).
4) Проверяем работу программы. Сразу в качестве домашнего задания
предлагаю усложнённый вариант задачи: В старояпонском календаре
был принят 60-летний цикл, состоящий из пяти 12-летних подциклов
Подциклы обозначались названиями цвета: зеленый, красный, желтый,
белый и черный Внутри каждого подцикла года носили названия
животных: крыса, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца,
обезьяна, курица, собака и свинья. Например, 1984 год год начала
очередного цикла— назывался годом зеченой крысы. Составить
программу, которая по заданному номеру года нашей эры п печатает
его название по старояпонскому календарю.
5) Вообще, в Японии очень распространены и пользуются большой
популярностью занятия, связанные с развитием умственной
деятельности. Например, ежегодно проводятся общеяпонские
чемпионаты по скорости счёта на традиционных японских счётах –
соробан (при том, что Япония очень компьютеризированная страна!)
Проводятся соревнования по стихосложению. А ещё японцы очень
любят разные головоломки. И у нас сейчас многие решают такие
головоломки, и вы их, наверное встречали. Познакомьтесь с судоку.
(слайд 8, объясняю правила решения). Ребятам раздаю судоку
каждому свой, или на двоих (взяла из журналов), предлагаю решить до
конца урока на оценку.
6) Со звонком: По-японски 1 - хитоцу,2 футацу, 3 - мицу, 4 - ёцу, 5 -
ицуцу. Оцените себя по-японски хором по моей команде вслух: раз,
два, три! (дети вслух называют себе оценку).
Литература: Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Л.А.Залогова,
М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, У.Л.Хеннера: том
1.-М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005