Конспект урока "Оператор с заранее известным числом повторений" 10 класс

Тема урока: Оператор с заранее известным числом повторений
Тип (назначение) в системе уроков: урок изучения нового материала.
Задачи по достижению результатов:
1. предметные раскрыть понятие цикла (на примере цикла «для»);
показать возможности цикла «для» при решении графических задач;
2. метапредметные:
Регулятивные – опыт сотрудничества
Коммуникативные – проявление инициативы внутри группы
Познавательные – оформление результатов деятельности
3. личностные формирование ценностного отношения к
одноклассникам.
Ход урока
Достижения
результатов
До начала урока учащиеся разбиваются на группы (4 группы по 3-4 человека в
группе).
1. Введение в тему
Учащимся напоминается о том, как при изучении
темы «Окружность и эллипс», они рисовали рисунок
мишени:
Задается вопрос: а как бы вы поступали, если бы в
задаче требовалось нарисовать не пять
концентрических окружностей, а скажем 100? Или
даже 1000? Очевидно, существует еще один оператор, о
существовании которого мы пока не догадываемся
(формулируется тема урока)
предметные
определение темы
занятия;
способствование
развитию
мыслительной
деятельности
учащихся
2. Изучение нового материала.
Каждая группа получает листок с пустой таблицей,
которую необходимо заполнить, используя
предложенные учителем файлы (см. таблицу в
приложении 1, текст в приложении 2).
Учитель проходит по классу и каждому в тетрадь
расставляет знаки для последующей рефлексии.
После заполнения таблицы первой группой,
учащиеся оценивают то, сколько каждый из них успел
сделать (обводится нужный символ в тетради)
предметные помочь
учащимся
познакомиться с
новым материалом;
метапредметные:
регулятивные – опыт
сотрудничества;
коммуникативные -
проявление
инициативы внутри
группы;
познавательные
оформление
результатов
деятельности
личностные
формирование
ценностного
отношения к
одноклассникам.
3. Закрепление изученного материала
Учащимся предлагается лабораторная работа по
использовании цикла «для» в графике. Каждая группа
выполняет задание на компьютере. После выполнения
задания в тетради оформляется результат (схематично
зарисовывается экран с полученным изображением,
рядом записывается программа). Задания см. в
приложении 3
После завершения решения задач, учащиеся
оценивают то, сколько каждый из них успел сделать
(обводится нужный символ в тетради)
предметные
проверить, как
учащиеся
разбираются в новом
материале;
метапредметные:
регулятивные – опыт
сотрудничества;
коммуникативные -
проявление
инициативы внутри
группы;
познавательные
оформление
результатов
деятельности
личностные
формирование
ценностного
отношения к
одноклассникам.
4. Рефлексия
Учащимся предлагается в тетради записать фамилию
одноклассника из своей группы, который проявил
наибольшую инициативу при совместной работе
личностные
уважительное
отношение к
партнерам, внимание
к личности другого.
5. Постановка домашнего задания.
Дома: придумать по одному графическому
примеру на использование оператора с заранее
известным числом повторений (на карточке зарисовать
рисунок с повторяющимися элементами - точками,
отрезками, прямоугольниками, окружностями,
эллипсами, дугами)
предметные
проверить, насколько
учащиеся разобрались
в новом материале
Приложение 1
Зарисуйте в тетрадь таблицу. Заполните её пустые строки, используя
полученный текст
Определение цикла
Правила пользования
оператором цикла
Пример (программа,
описание её
выполнения)
Приложение 2
Оператор с заранее известным числом повторений
(цикл «для»)
Лучшее качества компьютеров проявляются не тогда, когда они
рассчитывают значения сложных выражений, а когда многократно, с
незначительными изменениями, повторяют сравнительно простые операции.
Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо
повторить тысячи раз, а повторять операции миллионы раз человек совершенно
не способен.
С необходимостью повторяющихся вычислений программисты
сталкиваются постоянно. Например, если надо подсчитать, сколько раз буква
"о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте
этой программы исполнить ее человеку очень трудно, а для компьютера это
задача на несколько секунд.
Циклом называется последовательность команд, многократно
повторяющаяся в данном месте алгоритма.
Существует возможность организовать цикл внутри тела другого цикла.
Такой цикл будет называться вложенным циклом. Вложенный цикл по
отношению к циклу в тело которого он вложен будет именоваться внутренним
циклом, и наоборот цикл в теле которого существует вложенный цикл будет
именоваться внешним по отношению к вложенному. Внутри вложенного цикла
в свою очередь может быть вложен еще один цикл, образуя следующий уровень
вложенности и так далее. Количество уровней вложенности, как правило, не
ограничивается.
Правила пользования оператором цикла «для»:
1) Рассмотреть повторяющиеся действия и выделить в них
равномерно изменяющуюся величину (параметр).
2) Дать параметру имя.
3) Написать оператор цикла, состоящий из трех частей:
Заголовок цикла:
FOR параметр = нач. значение TO кон. значение [STEP
шаг изменения]
«Тело» цикла один или несколько операторов,
предназначенных для повторяющихся действий, причем,
вместо конкретных значений изменяющейся величины
указывают имя параметра
NEXT параметр
Параметр, указанный в квадратных скобках является не обязательным (его
можно не записывать). По умолчанию шаг цикла равен одному, т.е. каждый раз
после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.
Рассмотрим пример построения мишени. Действуем по правилам.
Мишень представляет собой несколько концентрических окружностей.
Оператор рисования окружности - CIRCLE (x, y), r, c. Цвета у всех
окружностей одинаковы. Центры у концентрических окружностей находятся в
одной точке, следовательно, x и y неизменные величины. Таким образом,
делается вывод, что единственный параметр, который будет изменяться это
радиус.
Пусть начальное значение радиуса будет 20 амая маленькая окружность),
Конечное значение 60 (самая большая окружность). Расстояние между
окружностями пусть будет 10 (чтобы линии окружностей не сливались между
собой).
Система координат в Бейсике имеет вид:
640x
350y
Найдем центр экрана. Поместим в него центр концентрических
окружностей.
X = 640 : 2 = 320
y = 350 : 2 = 175
Программа будет выглядеть следующим образом:
CLS
SCREEN 9
COLOR 2, 8
FOR r = 20 TO 60 STEP 10
CIRCLE (320, 175), r, 4
NEXT r
Обратите внимание, что цикл закрывается той же буквой, что и
открывается. В операторе рисования окружности уже указывается параметр, а
не его числовое значение.
Как же будет выполняться данная программа?
1) Очищается экран, задается его номер и цвет изображения.
2) Берется первое значение радиуса (20) и строится первая окружность.
3) Радиус увеличивается на шаг изменения (20 + 10 = 30)
4) Полученное значение сравнивается с последним значением радиуса
(60). 30<60 строится окружность с радиусом 30
5) Радиус снова увеличивается на шаг изменения и т. д. Так
происходит до тех пор, пока на каком-то шаге радиус не станет
больше последнего значения (>60). Тогда происходит выход из
оператора цикла. Программа завершает свою работу.
Основные команды языка:
CLS команда очищает экран от графики и текста
SCREEN 9 команда устанавливает номер экрана. Существуют 15 экранов.
Некоторые из них черно-белые, в некоторых нет графики, в некоторых нельзя
записывать текст. 9 экран считается оптимальным наличие графики, текста,
большие размеры (640х350)
COLOR c, f команда устанавливает цвет фона и изображения.
0<с, f<=15
PSET (X,Y),C оператор для рисования точки. X,Y координаты точки, С её
цвет.
LINE (X1,Y1) (X2, Y2), C оператор для рисования отрезков прямых. X1,Y1
координаты начала отрезка, X2, Y2 координаты конца отрезка, С – его цвет.
LINE (X1,Y1) (X2, Y2), C, B оператор для рисования прямоугольников.
X1,Y1, X2, Y2 координаты диагонали прямоугольника, С – его цвет. В
оператор, показывающий, что нужно изображать именно прямоугольник (от
английского слова box коробка)
LINE (X1,Y1) (X2, Y2), C, BF оператор для рисования закрашенных
прямоугольников. X1,Y1, X2, Y2 координаты диагонали прямоугольника, С
его цвет. ВF оператор, показывающий, что нужно изображать именно
закрашенный прямоугольник (от английских слов box full полная коробка)
CIRCLE (X,Y), R, C оператор для рисования окружности. X,Y координаты
середины окружности, R её радиус, С её цвет.
Приложение 3
1. В центре экрана нарисовать круги на воде (на синем фоне изобразить
концентрические окружности (охватить весь экран), радиус которых
отличается на 10 экранных точек)
2. Напишите программу, рисующую на экране горизонтальную линию,
состоящую из точек, расстояние между которыми 8
нач
= 0, х
кон
= 640, y
= 175, изменяющаяся величина – х, шаг изменения 8).
3. Заполните экран горизонтальными линиями (через 10), а затем, с
помощью ещё одного оператора цикла, вертикальными линиями другого
цвета (тоже через 10). Должна получиться решётка, как на рисунке.
4. Нарисуйте фантастический глаз как на рисунке
5. Постройте пешеходный переход – "зебру", как на рисунке.
Список использованной литературы
1. Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС
второго поколения: Учебное пособие для СРС / Сост. Т.А. Стефановская.
- Иркутск, 2012
2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к
самообразованию. / А.К. Громцева М.: 1983 г.
3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.
Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011
4. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по
программированию / Авт.-сост. А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2005
5. Паламарчук Н.И. Школа учит мыслить. / Н.И. Паламарчук. И.: 1979
г.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение,
2011. (Стандарты второго поколения).
7. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9
классы. – М.: Просвещение, 2011
8. Программирование. 7-11 классы: информационно-познавательная
деятельность учащихся / авт.-сост. М.Н. Капранова. Волгоград:
Учитель, 2012
9. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах / И.К. Сафронов. СПб.:
БВХ-Петербург, 2001
10. Системно-деятельностный подход в образовании (материалы к курсам
повышения квалификации) / Автор-сост. Т.А. Стефановская. Иркутск,
2012
11. Тимофеевская М. Изучаем программирование / М. Тимофеевская. - СПб.:
Питер, 2002
12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
13. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. / Г.И.
Хозяинов. – М.: 1998