Конспект урока "Линейные алгоритмические конструкции"

1
Министерство образования Пензенской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
Дисциплина: «Информатика»
Тема: «Линейные алгоритмические конструкции»
Подготовила преподаватель математики
высшей категории
Тетеркина-Чамина Л.М.
Каменка, 2014 г.
2
Цель:
освоить приемы составления алгоритмов и программ линейной структуры;
научить записывать математические выражения на языке программирования;
сформировать навыки получения результатов работы программы с использованием ПЭВМ;
развивать навыки самостоятельной работы;
развивать навыки использования ПЭВМ при решении поставленных задач;
воспитывать аккуратность и бережное отношение к вычислительной технике;
бдительность в соблюдении требований безопасности труда.
Требования к знаниям и умениям:
Студенты должны знать:
принципы работы со средой программирования;
основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере;
операторы языка программирования, используемые при составлении линейных программ;
Студенты должны уметь:
составлять программы решения задач линейной структуры;
получать результаты работы программы с использованием ПЭВМ.
Тип урока: Формирование умений и навыков
Материально-техническое обеспечение:
Информационное обеспечение: Информатика. Е.В. Михеева, О.И. Титова, учебно-методический
комплекс преподавателя и студента;
Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, маркерная доска, схемы
Ход урока
I. Постановка целей урока 5 мин.
1. Какие процедуры служат в Паскале для выполнения операций ввода-вывода?
3. Для каких целей служит оператор присваивания.
4. Чем отличаются операторы ввода Read и Readln?
5. Для каких целей служит оператор Write.
6. Чем отличаются операторы вывода Write и Writeln?
7. Для чего в процедурах вывода определяется ширина поля вывода?
8. Какие обозначения используются в форматах вывода?
II. Изложение нового материала 80 мин.
1. Операторы ввода и вывода информации
Для того, чтобы ввести какие-либо данные в память машины, используют операторы ввода
Read или Readln.
При использовании Read после ввода информации курсор останется мигать на той же строке,
что и вводимый параметр. При использовании Readln курсор перейдет на новую строку.
Read (x);
Readln (x);
В некоторых случаях с помощью первого оператора вводят несколько переменных: Read (x, y, z)
Чтобы вывести на экран дисплея результат расчета или какую-либо другую информацию
(комментарий, текст…), используют операторы вывода Write или Writeln:
Write (x);
Writeln (y);
Writeln (`при х = `, x, `_ _ y = `, y);
3
Удобно сочетать как текстовую информацию, так и подсчитанную цифровую. При этом
текстовая информация заключается в апострофы, а выводимые элементы разделяются запятыми.
Если с помощь Write или Writeln на экран выводятся дробные числа, то машина представляет
их в неудобном для восприятия экспоненциальном виде:
16,23 => 1.6230000000Е + 01
Чтобы выводить на экран числа в привычном виде, в операторе вывода у выводимых дробных
параметров записывают их формат, т.е. количество позиций, отводимых под дробную часть
выводимого числа. Эти параметры отделяются друг от друга двоеточием:
Y = 16,23
Writeln (y: 5: 2) (5 общее количество позиций под число, 2 количество знаков после
запятой)
Формат можно указывать и при выводе на экран целых чисел:
Writeln (x : 4)
Если выводимое целое число занимает меньшее количество позиций, чем под него отведено,
то машина сдвинет это число от левой части экрана до количества незаполненных позиций.
При написании программы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Заголовок программы не обязателен и игнорируется компилятором. Однако его присутствие
помогает разобраться в сути программы.
2. Все используемые в программе переменные, постоянные, метки, процедуры и функции
должны быть объявлены до начала исполнительной части программы.
3. Допускается объявлять в программе несколько одинаковых разделов.
4. Все операторы в программе отделяются друг от друга точкой с запятой.
5. Для облегчения отладки программы не следует размещать в одной строке несколько
операторов.
6. Для облегчения восприятия программы рекомендуется выделять ее составные части друг
относительно друга системой отступов.
7. В ТР.7 безразлично, какими буквами будут написаны операторы, слова или параметры. Pascal
не различает заглавных и строчных букв.
8. Для того, чтобы облегчить понимание программы, рекомендуется также широко использовать
комментарии, располагая рядом с соответствующими строками программы пояснения в { }: Writeln
(x); {вывод на экран Х}
9. Чтобы при каждом запуске программы экран был очищен от предыдущих расчетов,
необходимо подключить модуль Crt, из которого использовать в программе процедуру очистки
экрана Clrscr. Кроме того, в этом модуле находится функция задержки результатов на экране
Readkey.
Если в программе не использовать Readkey (задержка расчетов), то они после выполнения
программы сразу же закрываются исходных текстом. Чтобы посмотреть результаты расчетов,
приходится нажимать Alt + F5. чтобы результаты задерживались на экране, можно в конце
программы перед End. добавлять пустой оператор Readln или вместо него применять функцию
Readkey, подключив предварительно модуль Crt.
Пример 1: Составить формулу для вычисления суммы Х и Y. Написать программу
вычисления по формуле, составить блок-схему.
Программа:
Program Summa;
Uses Crt;
Var X, Y, S: Integer
Begin
Clrscr;
Write (`Введите число Х=`);
Readln (x);
Write (`Введите число Y=`);
Readln (y);
4
S: = x + y;
Writeln (`Сумма равна S = `, S)
Readkey;
End.
Описание программы:
1. Program служебное слово начала программы
2. Summa имя программы (набирать на латинском регистре)
3. Uses подключение дополнительных модулей или библиотек к программе
4. Crt очистка экрана от предыдущих расчетов
5. Var начало раздела описания переменных
6. X, Y, S: integer; - выделение в оперативной памяти места для размещения переменных X, Y,
S - целого типа
7. Begin начало операторной части программы
8. Clrscr;
процедура очистки экрана
9. Write (‘введи число Х= ’); - вывод на экран комментария
10. Readln (x); - ввод значения переменной x с клавиатуры в оперативную память
11. Write (‘введи число Y=’); - вывод на экран комментария
12. Readln (y); - ввод значения переменной y с клавиатуры в оперативную память
13. S: = x + y; - вычисление значения S и занесения его в оперативную память
14. Writeln (`Сумма равна S = `, S); - вывод на экран комментария S = и значение S
15. Readkey; задержка расчетов
16. End. конец программы
Блок-схема:
Примерный результат выполнения программы:
Пример 2: Найти площадь круга, при известном радиусе. Написать программу вычисления по
формуле, составить блок-схему.
Программа:
Program krug;
Uses Crt;
Const Pi=3.14;
Var
R:integer;
S:real;
Begin
начало
конец
Ввод X, Y
S: = x + y
5
Clrscr;
Write (‘Введите радиус r= ’);
Readln (r);
S := Pi * r * r;
Writeln (‘Площадь круга равна S = ‘, S : 5 : 5);
Readkey;
End.
Описание программы:
1. Program служебное слово начала программы
2. Krug имя программы (набирать на латинском регистре)
3. Uses подключение дополнительных модулей или библиотек к программе
4. Crt очистка экрана от предыдущих расчетов
5. Const начало раздела описания констант
6. Pi=3.14; запись в оперативную память значение константы Pi
7. Var начало раздела описания переменных
8. R:integer; выделение в оперативной памяти места для размещения переменной R - целого
типа
9. S:real; выделение в оперативной памяти места для размещения переменной S -
вещественного типа
10. Begin начало операторной части программы
11. Clrscr;
процедура очистки экрана
12. Write (‘Введите радиус r= ’); вывод на экран комментария
13. Readln (r); ввод значения переменной R с клавиатуры в оперативную память
14. S := pi * r * r; вычисление значения S и занесения его в оперативную память
15. Writeln (‘Площадь круга равна S = ‘, S : 5 : 5); вывод на экран S = и значение S, причем
максимальное количество знаков целой части 5, знаков после запятой 5.
16. Readkey; задержка расчетов
17. End. конец программы
Блок-схема:
Примерный результат выполнения программы:
начало
конец
Ввод r
Вывод S
S := Pi * r * r
Pi: = 3.14
6
Пример 3: Составьте программу, которая выводит на экран компьютера заставку, аналогичную
следующей:
*****************************
Программа
вычисления суммы чисел
Автор: Петров В. И
******************************
Program text;
Uses crt;
Begin
Clrscr;
Writeln ('*****************************');
Writeln (' Программа ');
Writeln (' вычисления суммы чисел ');
Writeln (' Автор: Петров В. ');
Writeln ('*****************************');
Readkey;
End.
Описание программы:
1. Program служебное слово начала программы
2. text имя программы (набирать на латинском регистре)
3. Uses подключение дополнительных модулей или библиотек к программе
4. Crt очистка экрана от предыдущих расчетов
5. Begin начало операторной части программы
6. Clrscr;
процедура очистки экрана
7. Writeln ('*****************************'); вывод на экран комментария
8. Writeln (' Программа '); вывод на экран комментария
9. Writeln (' вычисления суммы чисел '); вывод на экран комментария
10. Writeln (' Автор: Петров В.И. '); вывод на экран комментария
11. Writeln ('*****************************'); вывод на экран комментария
12. Readkey; задержка расчетов
13. End. конец программы
Примерный результат выполнения программы:
Тренировочные упражнения:
1. Составить программу на языке Turbo Pascal и блок-схему вычисления периметра прямоугольника со
сторонами А и В, используя формулу: P=(A+B)
2.
2. Составить программу и блок-схему вычисления длины окружности по известному радиусу,
используя формулу нахождения длины окружности: L=2
r
3. Составить программу и блок-схему вычисления значения функции: y=15x
2
+8x
9
IV. Подведение итогов урока 2 мин.
выявление и разбор возникших вопросов;
анализ работы группы.
7
V. Домашнее задание 3 мин.
1. Составьте программы для нахождения:
a. Объема шара
3
3
4
rV
b. Площади треугольника по формуле Герона
))()(( cpbpappS
2. Машина спрашивает: «Как тебя зовут?». После получения ответа говорит: «Привет, (ваше
имя)!».
Примечание: в качестве типа данных использовать строковый тип string, после указания типа
нужно ввести в квадратных скобках максимальное количество символов в строке.
Например, name: string[10]
3. Найти сумму двух вводимых с клавиатуры чисел. Написать программу так, чтобы результат
выводился полным ответом (например, 2+7=9, если были введены числа 2 и 7).
Литература, использованная для подготовки занятия:
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.
Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 512 с.: ил.
2. Зубок Д.А., Маятин А.В., Краснов С. Основы программирования в среде TURBO
PASCAL. Учебное пособие. СПб: СПбГУ ИТМО; 2009. - 69 с.
3. Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы программирования: Учебник. М.: Мастерство, 2002.
- 432 с.