Презентация "Основы языка Pascal"

Подписи к слайдам:
  • Основы языка Pascal.
Оглавление
  • Алфавит языка
  • Основные определения языка
  • Составные части программы
  • Стандартные типы данных
  • Выражения
  • Алфавит языка
  • Алфавит стандартного языка Паскаль содержит следующие символы:
  • - 26 букв латинского алфавита
  • - арабские цифры
  • - 32 буквы русского алфавита
  • - специальные символы + - * / : , < > = . ‘ ; () [] {}
  • Русскими буквами поясняется текст в какой-либо конструкции языка Паскаль.
  • Основные определения языка
  • Основные определения языка - это слова, элементы данных, комментарии.
  • Слова. В зависимости от назначения различают служебные слова и имена.
  • Служебное слово - это слово, которое в языке Паскаль имеет определенное смысловое значение. В нашей программе служебными словами являются Program, Var, Begin, End. Их используют только в том значении, которое зарание установлено в языке.
  • Имя (идентификатор) служит для обозначения каких-либо объектов. В языке Паскаль различают два вида имен: стандартные и даваемые пользователем.
  • Стандартные имена заложены в языке для обозначения стандартных объектов (например, стандартных программ, функций). Так, у нас в программе используются стандартные программы ввода-вывода, которые имеют стандартные имена Read, Writeln.
  • В качестве имени пользователя нельзя давать служебные слова и стандартные имена.Имя состоит из букв и цифр и обязательно начинается с буквы. В нашей программе периметр обозначен именем P. Вместо него можно было бы указать имя P1, Perim.
  • Основные определения языка.
  • Элементы данных. К ним относятся константы и переменные.
  • Переменные могут изменять свое значение в ходе выполнения
  • программы. Так, в нашей программе переменными являются
  • стороны прямоугольника и периметр. Значение переменных A и B
  • могут изменяться в программе и в зависимости от них изменяется
  • значение периметра.
  • Константа не изменяет своего значения в процессе выполнения
  • программы, она м.б. задана явно своим значением или обозначена
  • именем. В нашей программе явно задана константа 2.
  • Комментарий. Комментарий служит для пояснения программы
  • или отдельных ее частей.Наличие комментариев делает программу
  • более понятной и удобной для чтения. Комментарии заключаются
  • в {}
  • Составные части программы.
  • Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов:
  • PROGRAM имя;
  • BEGIN
  • END.
  • Заголовок содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое программистом. Заканчивается заголовок символом « ; ».
  • Раздел описаний предназначен для объявления всех встречающихся в программе данных и их характеристик (имена данных, их тип, возможные значения и др.). Этот раздел в свою очередь содержит: объявление меток, констант, типов, переменных, объявление процедур и функций. Они должны располагаться строго в названном порядке. Следует заметить, что не все перечисленные разделы обязательны в каждой программе. В простых программах могут потребоваться, например, только разделы:объявления констант и переменных.После каждого описания ставится символ « ; ».
  • Раздел операторов заключается в операторные скобки вида: BEGIN (начать) и END (окончить), при этом после END ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов. Операторы отделяются друг от друга символом « ; ».
  • раздел описаний
  • раздел операторов
  • Составные части программы
  • Структура программы на языке Паскаль в общем виде:
  • PROGRAM имя;
  • LABEL - раздел меток;
  • CONST - раздел констант;
  • TYPE - раздел типов;
  • VAR - раздел переменных;
  • PROCEDURE - раздел процедур;
  • FANCTION - раздел функций;
  • BEGIN
  • оператор 1;
  • оператор 2;
  • ... …
  • оператор n-1;
  • оператор n;
  • END.
  • Составные части программы.
  • Рассмотрим в качестве примера программу вычисления объма шара по формуле , где R=0,2 -радиус шара
  • {Вычисление объема шара}
  • PROGRAM PR1;
  • CONST PI=3.14;
  • VAR R:REAL; {радиус шара}
  • V: REAL; {объем шара}
  • BEGIN
  • R:=0.2;
  • V:=4*PI*R*R*R/3;
  • WRITELN(‘объем шара=‘,V:8:3)
  • END.
  • Программа состоит из трех частей: заголовка; раздела описаний; раздела операторов, заключенного в операторные скобки BEGIN - END. Перед началом программы и внутри нее имеются комментарии.
  • В разделе описания констант задано значение π=3.14, где в изображении числа ставится точка вместо запятой.
  • В разделе описания переменных объявлено, что имеются две переменные R и V, относящиеся к действительному типу (REAL), т.е. Они могут содержать любую дробную часть. Здесь же используются комментарии для пояснения физического смысла переменных R и V.
  • В разделе операторов прежде всего задается значение радиуса с помощью оператора R:=0.2; Далее непосредственно вычисляется значение объема шара
  • с помощью оператора V:=4*PI*R*R*R/3;
  • Вычесленное значение V хранится в памяти ЭВМ. Для вывода этого значения на экран дисплея используется оператор WRITELN(‘объем шара=‘,V:8:3)
  • который выводит на экран поясняющий текст объем шара=
  • и вычесленное значение V по формату 8:3 ( где 8 - число позиций на изображение всего числа; 3 - число позиций на изображение дробной части). Таким образом, после выполнения программы на экране появится результат объем шара= 0.033
Стандартные типы данных.
  • Данные целого типа
  • Данные действительного типа
  • Данные логического типа
  • Данные символьного типа
  • Описание констант и переменных стандартного типа
  • Описание констант и переменных стандартного типа.
  • Константы в программе могут быть заданы явно своим значением или обозначены именем. Если константа обозначена именем, она должна быть описана в разделе констант. Описание начинается со служебного CONST и имеет следующую форму записи: CONST имя константы = значение ;
  • Например, CONST N = 18;
  • В одном разделе допускается описание нескольких констант. Каждое описание заканчивается символом точка с запятой, например:
  • CONST
  • NUM = 23; { константа целого типа }
  • B = 1.8E-3; { действительного типа }
  • PI = 3.14; { действительного типа }
  • SIM = ’R’; { символьного типа }
  • L = TRUE; { логического типа }
Выражения
  • Стандартные функции
  • Арифметические выражения
  • Стандартные функции
  • Элементарные функции, такие, как синус, косинус,квадратный корень, логарифм и другие, часто используются в различных задачах и вычислениях. Поэтому язык ПАСКАЛЬ имеет простые средства записи элементарных или, как их называют, стандартных функций. При этом не обязательно знать, как вычисляется стандартная функция, достаточно правильно записать ее вид.
  • Правила записи стандартных функций:
  • 1. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции.
  • 2. Аргументом функции может быть константа, переменная или арифметическое выражение.
  • Следует заметить, что в тригонометрических функциях синуса и косинуса аргумент может быть задан только в радианной мере. Если аргумент X дан в градусах, то для перевода его в радианы используется формула Xπ/180.
  • Рассмотрим некоторые стандартные функции:
  • SQRT(X) - вычисляет корень квадратный из аргумента X, что соответствует математической записи ;
  • SQR(X) - вычисление квадрата аргумента X, что соответствует математической записи
  • SIN(X) - вычисляет синус аргумента X, что соответствует арифметической записи sin x.
  • ABS(X) - вычисляет абсолютное значение (модуль) аргумента X, что соответствует математической записи ;
  • ORD(X) - определяет порядковый номер символа X, например, результатом выполнения операции ORD(’R’) будет число 82 (под этим номером в кодовой таблице находится символ R).
  • CHR(X) - определяет символ, стоящий по порядковому номеру X, например, результатом выполнения операции CHR(68) будет символ D (символ D находится в кодовой таблице под 68 номером).
  • PRED(X) - определяет предыдущий символ по отношению к X, например, результатом выполнения операции PRED(’N’) будет символ M.
  • SUCC(X) - определяет последующий символ по отношению к X, например, результатом выполнения операции SUCC(’S’) будет символ T.
  • При использовании функции PRED(X) и SUCC(X) необходимо помнить, что если в конкретной реализации языка нет для X предыдущего или последующего символа, то значение функции не определено. Аргументами этих функций не могут быть действительные данные, так как для них не существует понятий предыдущего и последующего элементов.
  • Стандартные функции
  • Арифметические выражения.
  • Арифметический выражения строятся из арифметических констант, переменных, функций и операций над ними. Пример арифметического выражения:
  • A+B*T1/T2 - 2.3*SQRT(X).
  • Частным случаем выражения является константа, переменная или функция.
  • Все данные, входящие в арифметическое выражение должны быть одного типа. Однако во многих версиях языка допускается использование в одной операции данных целого и действительного типов. Результат операции при этом будет действительного типа. Например, разрешены операции A+N или A*2, где A - переменная действительного типа, а N - целого типа.
  • При составлении выражений следует выполнять следующие правила:
  • 1. Записывать все составные части выражений в одну строку. В выражениях двухэтажных и более верхние и нижние индексы не допускаются. Например, формула
  • должна быть записана в виде следующего выражения:
  • (A1*X1+B2*X2+5*A3*X3)/(25*D-14*F).