Методическая разработка "Методика работы с прикладной обучающей программой AutoCAD"
Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Ржевский колледж»
Методическая разработка
на тему: «Методика работы с прикладной
обучающей программой AutoCAD »
2018 г.
2
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссии общеобразовательных
дисциплин
Протокол № ___ от «__» _________ 20 _ г.
Председатель цикловой комиссии
__________ Степанова Н.Г.
АВТОР: Преподаватель ГБПОУ «Ржевский колледж» - Пичужкина И.Н.
РЕЦЕНЗЕНТ: Преподаватель ГБПОУ «Ржевский колледж» - Лякина И.И.
3
Содержание
Содержание ........................................................................................................................ 3
Пояснительная записка. .................................................................................................... 4
1 Основная часть ................................................................................................................ 9
1.1 Пользовательский интерфейс AutoCAD.................................................................... 9
1.2. Ввод координат ......................................................................................................... 14
1.3. Настройка рабочей среды AutoCAD ....................................................................... 16
1.4. Создание рисунков ................................................................................................... 17
1.5. Геометрический примитив ....................................................................................... 19
1.6. Команды оформления чертежа ................................................................................ 23
1.7. Формирование трехмерных объектов ..................................................................... 27
Список литературы .......................................................................................................... 31
4
Пояснительная записка.
Данная работа является методической разработкой, которая охватывает широкий
круг вопросов, связанных с организацией и внедрением информационных технологий.
В данной методической разработке предложены возможности применения в
профессиональной деятельности создание и оформление конструкторской документации.
В основу положено освоение технических навыков, которые необходимы в
профессиональной деятельности специалиста.
У студента изучающего информационные технологии уже есть внутренняя
мотивация к изучению предмета, в первую очередь здесь выступает интерес к
компьютеру.
В своей методической разработке я ставлю для себя цель ознакомить и научить
пользоваться прикладной программой «AutoCAD».
Главная задача довести основные направления по подготовке конструкторской
документации, подробно объяснить основные пункты по построению и оформлению
чертежей с помощью геометрических примитивов.
Преподаватель должен добиться того, чтобы студенты должны уметь пользоваться
геометрическими примитивами, редактировать их, наносить штриховку, размерные
линии, а также работать в трехмерном пространстве.
Но в изучении системы AutoCAD могут возникнуть трудности. Для этого и была
создана эта разработка, которая позволяет на практических занятиях закрепить
теоретические знания студентов, умения и навыки по составлению, оформлению
конструкторской документации, геометрических примитивов.
Особое внимание в своей работе преподаватель «Информационных технологий в
профессиональной деятельности» при изучении системы AutoCAD должен уделить тому,
чтобы заинтересовать студентов в геометрическими примитивами.
Преимущество информационных технологий в современном обществе очевидно.
При изучении любой темы важны разнообразные приемы повышения мотивации
студентов. Только при удачном подборе приемов повышается интерес студентов к
изучаемой теме.
Назначение этого широкого известного программного продукта – повысить
производительность труда и сэкономить время для творческой работы.
Приобретенные студентами знания на лекциях, закрепляются на практических
занятиях в компьютерном классе.
5
В настоящее время существует множество графических редакторов и программ
геометрического моделирования. Компания Autodesk — один из ведущих производителей
систем автоматизированного проектирования и программного обеспечения для
конструкторов, дизайнеров, архитекторов.
AutoCAD характеризуется, с одной стороны, мощью и гибкостью, с другой —
предельно четкой фокусировкой на максимальной производительности. Кроме того, эту
полностью расширяемую и адаптируемую систему можно использовать в самых разных
отраслях.
AutoCAD — программа с богатой и во многом уникальной историей. Впервые она
увидела свет в 1982 году под именем MicroCAD. Первая версия AutoCAD ознаменовала
начало настоящей революции в автоматизированном проектировании.
Программа получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом и
признается как стандартное средство автоматизации проектно-конструкторских работ, в
ней появились усовершенствования, которые помогают повысить производительность
труда и сэкономить время для творческой работы.
В AutoCAD пересмотрен подход к работе с таблицами, что позволит сделать
управление данными более удобным, а создание крупноформатных таблиц — более
эффективным.
Данный пакет позволяет пользователю создавать различные виды конструкторской
документациис помощью различных видов конструкторской документации.
Таким образом, пользователи получают существенную экономию времени на
создание и редактирование таблиц, а также возможность производить обмен данных с
другими приложениями. Он может сохранять созданные документы более чем в 10
векторных графических форматах, что делает его эффективным и удобным не только в
области создания конструкторской документации.
Предложенная разработка может быть полезна не только студентам
общепрофессиональных учебных заведений, но и преподавателям по дисциплинам
«Информационных технологий в профессиональной деятельности», «Черчение».
Я считаю, что в своей методической разработке поставленные мною цели и задачи
достигнуты. Тот кто заинтересуется данным пакетом прикладной программы по данной
методической разработке сможет ознакомиться с элементарными основами построения
конструкторской документации. Я считаю, что на практических занятиях у студентов
проявляется больший интерес, нежели не теоретических уроках. И преподаватель на
практических занятиях может в полной мере проверить багаж знаний у студентов.
6
При изучении любой программы могут возникнуть трудности главное быть
уверенным в пользовании компьютером.
1 Основная часть
1.1 Пользовательский интерфейс AutoCAD
При первом запуске Рабочий стол AutoCAD настроен по умолчанию.
В Рабочий стол AutoCAD для Windows включены:
падающие меню — верхняя строка непосредственно под заголовком окна
программы;
строка состояния — строка внизу окна программы;
окно командных строк — выше строки состояния;
необязательное экранное меню — столбец справа;
графическое поле, занимающее остальную часть Рабочего стола.
Падающие меню
Строка падающих меню может быть изменена путем добавления либо удаления тех
или иных пунктов. Для этого необходимо выбрать в падающем меню пункты Tools >
Customize > Menus..., в появившемся диалоговом окне Menu Customization перейти на
вкладку Menu Bar и отметить требуемые пункты.
Загрузка другого меню AutoCAD производится либо в том же диалоговом окне
Menu Customization, на вкладке Menu Groups, либо с помощью команды MENU,
введенной в командной строке.
Строка падающих меню по умолчанию содержит следующие пункты:
File — команды работы с файлами: создание, открытие, сохранение, печать,
экспорт файлов в другие форматы и пр.;
Edit — инструменты для редактирования частей графического поля Рабочего стола
программы, работы с буфером обмена;
View — команды управления экраном, панорамирования, установки точки зрения,
удаления невидимых линий, закраски тонирования, управления параметрами дисплея;
установка необходимых панелей инструментов;
Insert — команды вставки блоков, внешних объектов, объектов других
приложений;
7
Format — команды работы со слоями, цветом, типами линий; управления стилем
текста, размеров, видом маркера точки, стилем мультилинии; установки единиц
измерения, границ чертежа;
Tools — средства управления системой, экраном пользователя; установки
параметров черчения и привязок с помощью диалоговых окон; работы с пользовательской
системой координат;
Draw — команды рисования;
Dimension — команды простановки размеров и управления параметрами размеров;
Modify — команды редактирования элементов чертежа;
Window — многооконный режим работы с чертежами;
Help — вывод на экран системы гипертекстовых подсказок.
Панели инструментов
Команды AutoCAD на панелях инструментов представлены в виде пиктограмм.
Если задержать указатель мыши на пиктограмме, рядом с ней появляется название
соответствующей команды, помещенное в маленький прямоугольник.
Если в правом нижнем углу пиктограммы изображен маленький черный
треугольник, это значит, что она содержит подменю с набором родственных команд. Для
вызова подменю необходимо на некоторое время задержать на пиктограмме указатель
мыши, нажав ее левую кнопку.
Панели инструментов могут быть плавающими (float) или закрепленными (dock) с
фиксированным местоположением. Допускаются изменения размеров плавающих
панелей, а также их перемещение по графическому полю.
Плавающую панель можно сделать закрепленной, перетащив ее мышью за пределы
графического поля. И наоборот, как только закрепленная панель попадает в область
графического поля, она превращается в плавающую.
Вывести на рабочий стол требуемую панель инструментов можно, указав ее имя на
вкладке Toolbars диалогового окна Customize. Это диалоговое окно загружается из
падающего меню View > Toolbars..., или Tools > Customize > Toolbars..., или из пункта
Customize... контекстного меню, выводимого на экран нажатием правой кнопки мыши в
фоновой области панелей инструментов.
Удобно выбирать имя требующейся панели инструментов из списка контекстного
меню, которое появляется при нажатии правой кнопки мыши, если ее указатель находится
на любой пиктограмме панелей инструментов. Если же указатель мыши находится в
8
фоновой области панелей инструментов, то список панелей инструментов можно
получить после выбора пункта ACAD контекстного меню.
Для удаления панели инструментов необходимо сделать ее плавающей, если она
закреплена, и щелкнуть по кнопке закрытия, расположенной в правом верхнем углу
заголовка панели. Другой вариант — отключить ее отображение на вкладке Toolbars
диалогового окна Customize или в соответствующем контекстном меню.
Стандартная панель инструментов
Стандартная панель содержит следующие инструменты:
Qnew — создание нового файла рисунка;
Open (Ctrl+0) — загрузка существующего файла;
Save (Ctrl+S) — сохранение текущего файла;
Plot (Ctrl+P) — вывод рисунка на плоттер, принтер или в файл;
Print Preview — предварительный просмотр чертежа перед выводом на печать,
позволяющий увидеть размещение чертежа на листе бумаги;
Publish — публикация листов рисунка в формате .dwf;
Cut to Clipboard (Ctrl+X) — копирование объектов в буфер обмена с удалением их
из рисунка;
Copy to Clipboard (Ctrl+C) — копирование выбранных элементов чертежа в буфер
Windows без удаления их из исходного документа;
Paste from Clipboard (Ctrl+V) — вставка данных из буфера Windows;
Match Properties — копирование свойств заданного объекта другому объекту;
Undo - отмена последнего действия;
Redo — восстановление только что отмененного действия;
Pan Realtime — перемещение изображения на текущем видовом экране в режиме
реального времени;
Zoom Realtime — увеличение или уменьшение видимого размера объектов на
текущем видовом экране в режиме реального времени;
Подменю ZoomWindow — раскрывающийся набор инструментов, в котором
можно задать различные способы увеличения и уменьшения видимого размера объектов
на текущем видовом экране;
Zoom Previous — возврат к показу предыдущего вида;
Properties (Ctrl+1) — загрузка палитры управления свойствами объектов;
DesignCenter (Ctrl+2) — диалоговый интерфейс, позволяющий быстро находить,
просматривать, вызывать, переносить в текущий рисунок ранее созданные рисунки,
9
управлять вхождениями блоков, внешними ссылками и другими элементами рисунков,
такими как слои, листы и текстовые стили;
Tool Palettes (Ctrl+3) — отдельные вкладки в специальном окне, которые служат
эффективным средством хранения/вставки блоков и штриховки. Палитры могут
содержать инструменты, предоставленные сторонними разработчиками;
Sheet Set Manager (Ctrl+4) — диспетчер наборов листов, позволяющий
организовать размещение пакетов листов в зависимости от типа чертежей и с
возможностью эффективного создания, управления и совместного использования наборов
логически связанных рисунков;
Markup Set Manager (Ctrl+7) — диспетчер, позволяющий организовать работу с
рисунками формата .dwf;
Help — вызов справочной системы.
Строка состояния
Строка состояния расположена в нижней части Рабочего стола. Она содержит
текущие координаты курсора, а также кнопки включения/выключения режимов черчения:
SNAP — Snap Mode, включение и выключение шаговой привязки курсора;
GRID — Grid Display, включение и выключение отображения сетки;
ORTHO — Ortho Mode, включение и выключение ортогонального режима;
POLAR — Polar Tracking, включение и выключение режима полярного
отслеживания;
OSNAP — Object Snap, включение и выключение режимов объектной привязки;
OTRACK — Object Snap Tracking, включение и выключение режима отслеживания
при объектной привязке;
LWT — Show/Hide Lineweight, включение и выключение режима отображения
линий в соответствии с весами (толщинами);
MODEL/PAPER — Model or Paper space, переключение из пространства модели в
пространство листа.
Окно командных строк
Окно командных строк обычно расположено над строкой состояния; оно служит
для ввода команд и вывода подсказок и сообщений AutoCAD. Размеры окна, а
следовательно, количество выводимых строк протокола можно изменять. При наличии в
окне команд более одной строки перемещение по строкам осуществляется с помощью
полосы прокрутки.
10
По умолчанию окно команд закреплено и равно по ширине окну AutoCAD. Если
текстовая строка не помещается в окне, ее полное содержимое выводится в рамке вблизи
командной строки.
Изменить высоту окна можно с помощью разделительной полосы, находящейся в
его верхней части (если оно закреплено внизу) или в нижней (если оно закреплено
вверху). Чтобы изменить размер, следует захватить разделительную полосу мышью и
отбуксировать ее до требуемой высоты.
Окно может быть как закрепленным, так и плавающим. Закрепление отменяется
путем выбора рамки окна в любом месте и последующей буксировки за пределы зоны
закрепления до тех пор, пока граница окна не примет вид широкой контурной линии. Если
отпустить окно в этот момент, оно станет плавающим и приобретет размер, который
имело до закрепления. Плавающее окно может быть перемещено в любую позицию
экрана; при этом пользователю разрешено изменять его ширину и высоту.
Контекстное меню
Для выбора пунктов меню и команд на панели инструментов часто используется
устройство указания — мышь. При работе с мышью нажатие левой кнопки обычно
обеспечивает выбор и указание точки на экране; щелчок правой кнопкой мыши вызывает
контекстное меню. Форма и содержание меню зависят от положения указателя мыши и
состояния задачи: например, обеспечивается быстрый доступ к опциям, необходимым для
текущей команды.
При щелчке правой кнопкой мыши в области рисования вызывается одно из шести
контекстных меню:
стандартное — содержит набор стандартных функций, предназначенных, в
частности, для работы с буфером обмена, зумирования, панорамирования. Чтобы вызвать
это меню, необходимо отменить выбор объектов, завершить текущую активную команду
и щелкнуть правой кнопкой мыши;
редактирование — объединяет функции, предназначенные для редактирования
объектов. Набор функций может изменяться в зависимости от типа выбранного объекта.
Чтобы вызвать меню, необходимо выбрать один или несколько объектов, завершить
текущую активную команду и щелкнуть правой кнопкой мыши;
команда — содержит набор функций, облегчающих выполнение команд с
помощью мыши. Сюда также включаются опции текущей команды, отображаемые в
командной строке. Для вызова данного меню необходимо при выполнении какой-либо
команды щелкнуть правой кнопкой мыши;
11
объектная привязка — позволяет выбрать или настроить режимы объектной
привязки, включить координатный фильтр. Для вызова меню следует щелкнуть правой
кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу -Shift;
ручки — содержит функции, позволяющие проводить редактирование с помощью
ручек. Для вызова меню необходимо выделить на объекте ручки и щелкнуть правой
кнопкой мыши;
OLE — объединяет функции, позволяющие редактировать OLE-объекты. Для
вызова меню необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по вставленному в рисунок
OLE-объекту.
Контекстные меню объектная привязка, ручки и OLE всегда включены, а потому
их можно вызывать в любой момент. Контекстные же меню стандартное, редактирование
и команда можно отключить.
В этом случае щелчок правой кнопкой мыши будет соответствовать нажатию
клавиши Enter. По умолчанию вызов этих трех контекстных меню включен.
Для других элементов окна AutoCAD, кроме области рисования, можно вызывать
следующие контекстные меню:
- панель инструментов. Для включения/отключения какой-либо панели или для
настройки панелей необходимо щелкнуть по любой из них правой кнопкой мыши. Для
отображения списка групп панелей следует щелкнуть правой кнопкой мыши по свободной
области правее стандартной панели инструментов;
- командная строка. Для выбора одной из шести команд, выполнявшихся
последними, или для вызова некоторых функций, используемых при работе с командной
строкой, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по командной строке или в окне
команд;
- диалоговое окно (это меню доступно не для всех диалоговых окон). Как правило,
контекстные меню связаны либо с раскрывающимися списками, либо с полями для ввода
значений и позволяют удалять, переименовывать отдельные пункты списка или работать с
буфером обмена. Контекстные меню могут быть связаны и с некоторыми другими
элементами окон. Для вызова меню следует щелкнуть правой кнопкой мыши по элементу
диалогового окна;
- строка состояния. Для переключения режима рисования или изменения настроек
необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по области строки, где выводятся текущие
координаты, либо по любой кнопке переключения режима рисования или изменения
настроек.
12
1.2. Ввод координат
Когда программа AutoCAD запрашивает точку, команда ожидает ввода координат
какой-либо точки текущего рисунка.
В представлении рисунка во внутренней графической базе данных координаты
каждой точки задаются с точностью не менее 14 значащих цифр.
Ввод координат в AutoCAD может осуществляться двумя способами:
непосредственно с клавиатуры, путем указания численных значений; с использованием
графического маркера (курсора), который движется по экрану с помощью устройства
указания. Ввод координат осуществляется щелчком левой кнопки мыши.
Как следствие, в строке состояния, расположенной внизу Рабочего стола,
происходит отображение текущих значений координат. Существует три режима
отображения координат:
- динамический, при котором обновление координат происходит постоянно по мере
перемещения указателя мыши;
- статический, при котором координаты обновляются только после указания точки;
- режим относительных координат, формат расстояние угол, при котором
обновление значений происходит по мере перемещения указателя мыши во время
рисования объекта, содержащего более одной точки.
Для определения координат точек существующих объектов можно воспользоваться
командой ID. При этом следует применять объектную привязку, иначе полученные
координаты могут оказаться неточными.
Для определения координат сразу всех характерных точек объекта пригодится
команда LIST.
Значения координат независимо от способа ввода всегда связаны с некоторой
системой координат. По умолчанию в AutoCAD используется так называемая мировая
система координат. Она определена так, что ось Х направлена слева направо, ось Y—
снизу вверх, ось Z— перпендикулярно экрану, вовне. Как правило, для выполнения
конкретного проекта удобнее определить пользовательскую систему координат, которую
можно сместить относительно мировой и/или повернуть под любым углом. Допускается
существование нескольких пользовательских систем координат, и в любой момент
возможен переход от одной к другой.
Декартовы и полярные координаты
13
В двумерном пространстве точка определяется в плоскости XY, которая называется
также плоскостью построений. Ввод координат с клавиатуры возможен в виде
абсолютных и относительных координат.
Относительные координаты задают смещение от последней введенной точки. При
вводе точек в относительных координатах можно использовать любой формат записи в
абсолютных координатах.
Относительные декартовы координаты удобно, применять в том случае, если
известно смещение точки относительно предыдущей.
Вместо ввода координат допускается использование прямой записи расстояния, что
особенно удобно для быстрого ввода длины линии. Такой ввод может производиться во
всех командах, кроме тех, которые предполагают указание просто действительного
значения, например, в командах построения массива ARRAY, разметки MEASURE и
деления объекта DIVIDE. При использовании прямой записи расстояния в ответ на запрос
точки достаточно переместить мышь в нужном направлении и ввести числовое значение в
командной строке. Например, если таким способом задается отрезок, то он строится путем
указания числового значения длины и направления под определенным углом. При
включенном орторежиме этим способом очень удобно рисовать перпендикулярные
отрезки.
Определение трехмерных координат
Трехмерные координаты задаются аналогично двумерным, но к двум
составляющим по осям X и Y добавляется третья величина — по оси Z. В трехмерном
пространстве аналогично двумерному моделированию можно использовать абсолютные и
относительные координаты, а также цилиндрические и сферические, которые схожи с
полярными в двумерном пространстве. Значения координат независимо от способа ввода
всегда связаны с некоторой системой координат.
Трехмерные декартовы координаты (x,y,z) вводятся аналогично двумерным (х,у).
Дополнительно к координатам по осям X и Y необходимо ввести еще и значение по
оси Z.
На самом деле в AutoCAD не существует двумерных координат, и если введены
значения только х и у, это означает, что отсутствующая координата z берется по
умолчанию равной нулю.
При указании декартовых трехмерных координат с клавиатуры вводятся три числа
через запятую, например: 3,5,2
14
В трехмерном пространстве, так же как и в двумерном, широко используются и
абсолютные координаты (отсчитываемые от начала координат), и относительные
(отсчитываемые от последней указанной точки).
1.3. Настройка рабочей среды AutoCAD
Пользователь имеет возможность изменять различные параметры рабочей среды
AutoCAD, влияющие на конфигурацию интерфейса и условия рисования. Такие настройки
называются профилем.
Различные пользователи, входящие в систему под одним именем, могут загружать
свои настройки из различных профилей. Целесообразно использование профилей для
сохранения настроек, присущих различным проектам.
Процедура настройки рабочей среды AutoCAD осуществляется в диалоговом окне
Options, которое вызывается из падающего меню Tools > Options... или из контекстного
меню при условии, что нет выполняющихся команд или выбранных объектов. Диалоговое
окно Options содержит 9 вкладок
1.4. Создание рисунков
При создании рисунка могут использоваться различные стандарты. Иногда они
диктуются государственными и отраслевыми стандартами или нормами предприятия,
иногда — требованиями заказчика. Ключевой момент как для непосредственных
исполнителей, так и для руководителей групп, контролирующих ход выполнения проекта,
— грамотная подготовка начальных параметров рисунка.
Следует ответственно подходить к выбору рабочего масштаба. Только четкое
представление о том, как соотносятся единицы рисунка на экране и единицы чертежа,
выводимого на плоттер, позволяет правильно выбрать высоту текста для пояснительных
надписей и размеров.
Хотя компоновка чертежа обычно производится на последних стадиях
проектирования, грамотное планирование на предварительных этапах позволяет избежать
многих ошибок и избавить персонал от излишних операций редактирования. При
создании проекта работа, как правило, ведется в пространстве модели (здесь объекты
представляются в натуральную величину), а для компоновки чертежа выполняется
переход в пространство листа, где ко всем графическим объектам, текстам, типам линий и
размерам применяется необходимый масштабный коэффициент.
Все начальные установки рисунка могут быть сохранены в шаблоне для
последующего использования в других документах. В качестве шаблона могут
15
применяться как рисунки, поставляемые с AutoCAD, так и любые другие, в том числе
созданные пользователем. Новый рисунок наследует всю информацию из используемого
шаблона. Имеется также возможность запускать AutoCAD без шаблона.
Создать рисунок позволяет команда NEW, вызываемая из падающего меню File >
New..., или щелчком по пиктограмме QNew на стандартной панели инструментов.
Эти переменные управляют текстом, размерами, сеткой, режимами привязки, а
также устанавливают действующие по умолчанию тип линий и файл образцов штриховки:
В AutoCAD имеется так называемый Мастер подготовки, Wizard — служебное
средство для создания нового рисунка. С помощью Мастера можно, взяв за основу
текущий шаблон, модифицировать некоторые базовые установки, Например, пользователь
может автоматически настраивать масштабные коэффициенты для текста в зависимости
от общих размеров рисунка.
Если рисунки крупные, выбирается большая высота символов, если мелкие —
меньшая; таким образом обеспечивается разборчивость текстовых надписей, когда
рисунок отображается на экране целиком.
Любая из установок, произведенных в начале рисования, в дальнейшем может быть
изменена.
Определение границ рисунка
Команда LIMITS позволяет установить границы текущего рисунка в пространстве
модели и в пространстве листа. Она вызывается из падающего меню Format > Drawing
Limits.
В AutoCAD границы рисунка выполняют три функции:
- определяют диапазон изменения координат точек;
- контролируют фрагмент рисунка, покрытый видимой координатной сеткой;
- определяют, какая часть рисунка отображается на экране по команде ZOOM
ALL.
Границы рисунка — это пара двумерных точек в мировой системе координат:
координаты левого нижнего и правого верхнего углов, определяющие прямоугольную
область. По оси Z границы не устанавливаются.
Если текущее значение границ рисунка вас устраивает, достаточно нажать
клавишу Enter.
Лимиты должны полностью охватывать полномасштабную модель. Например, если
ее размеры 100x200 мм, значения лимитов должны слегка превышать эти цифры.
16
В пространстве листа лимиты обычно задают равными формату листа бумаги.
Следовательно, сетка (если она включена) покрывает при этом весь скомпонованный
чертеж, включая графические объекты, размерные элементы, основную надпись и т. п.
Например, если формат листа равен 210x297 мм, следует установить десятичный формат
единиц и определить лимиты указанием точек (0,0) для левого нижнего угла
прямоугольника и (210,297) — для правого верхнего угла.
Если в пространстве листа отображаются поля листа или подложен заданный
формат, нельзя задать границы рисунка с помощью команды LIMITS. В этом случае
лимиты вычисляются и устанавливаются в зависимости от
размеров выбранного листа. Включение и отключение
отображения полей и разметки листа производятся на вкладке
Display диалогового окна Options. В пространстве модели
лимиты могут быть заданы при создании нового рисунка с
помощью Мастера быстрой подготовки или Мастера
детальной подготовки.
1.5. Геометрический примитив
Рисунки в AutoCAD строятся из набора
геометрических примитивов, под которым понимается элемент чертежа, обрабатываемый
системой как целое, а не как совокупность точек или объектов. Графические примитивы
создаются командами вычерчивания или рисования, которые вызываются из падающего
меню Draw или одноименной панели инструментов. Необходимо отметить, что одни и те
же элементы чертежа могут быть получены по-разному, с помощью различных команд
вычерчивания.
Точка
Команда POINT формирует точку и вызывается из падающего меню Draw > Point
или щелчком мыши по пиктограмме Point на панели инструментов Draw.
Точки могут пригодиться, например, в качестве узлов или ссылок для объектной
привязки и отсчета расстояний. Форма символа точки и его размер устанавливаются либо
относительно размера экрана, либо в абсолютных единицах. Задать форму точки можно с
помощью системной переменной PDMODE, а ее размер — с помощью переменной
PDSIZE.
Построение линий
17
Линия в AutoCAD является базовым примитивом. Линии бывают различного
рода.— одиночные отрезки, ломаные (с сопряжениями дугами или без них), пучки
параллельных линий (мультилинии), а также эскизные. Линии рисуют, задавая
координаты точек, свойства (тип, цвет и др.), значения углов.
Отрезок
Команда LINE формирует отрезок и вызывается из падающего меню Draw > Line
или щелчком мыши по пиктограмме Line на панели инструментов Draw.
Отрезки могут быть одиночными или объединенными в ломаную линию. Несмотря
на то что сегменты соприкасаются в конечных точках, каждый из них представляет собой
отдельный объект. Отрезки используются, если требуется работа с каждым сегментом в
отдельности; если же необходимо, чтобы набор линейных сегментов представлял единый
объект, лучше применять полилинии.
Последовательность отрезков может быть замкнутой — в этом случае конец
последнего сегмента совпадает с началом первого.
Прямая и луч
В AutoCAD допускается построение линий, не имеющих конца в одном или в
обоих направлениях. Такие линии называются соответственно лучами и прямыми. Их
можно использовать в качестве вспомогательных при построении других объектов.
Наличие бесконечных линий не изменяет границ рисунка. Следовательно,
бесконечные линии не влияют на процесс зумирования и на видовые экраны. Прямые и
лучи разрешается перемещать, поворачивать и копировать таким же образом, как и любые
другие объекты. Бесконечные линии обычно строятся на отдельном слое, который перед
выводом на плоттер можно заморозить или отключить.
Прямые могут располагаться в любом месте трехмерного пространства.
Существуют различные способы установки ориентации прямой.
По умолчанию прямая строится путем указания двух точек, задающих ее
ориентацию.
Первая точка называется корневой — это условная середина прямой.
Полилиния
Команда PLINE, формирующая полилинию, вызывается из падающего меню Draw
> Polyline или щелчком мыши по пиктограмме Polyline на панели инструментов Draw.
Полилиния представляет собой связанную последовательность линейных и
дуговых сегментов и обрабатывается системой как графический примитив. Полилинии
используют, если требуется работа с набором сегментов как целым, хотя допускается их
18
редактирование по отдельности. Можно задавать ширину или полуширину отдельных
сегментов, сужать полилинию или замыкать ее.
При построении дуговых сегментов первой точкой дуги является конечная точка
предыдущего сегмента. Дуги описываются путем указания угла, центра, направления или
радиуса. Кроме того, дугу можно построить, указав вторую и конечную точки.
Мультилиния
Команда MLINE, формирующая мультилинию, вызывается из падающего меню
Draw > Multiline или щелчком мыши по пиктограмме Multiline на панели инструментов.
Мультилиния состоит из пучка параллельных линий, называемых ее элементами.
Чтобы расставить элементы, необходимо указать смещение каждого из них относительно
исходной точки. Можно создавать и сохранять стили мультилиний или же пользоваться
стилем по умолчанию (мультилиния из двух элементов). Для каждого элемента задаются
цвет и тип линии; соответствующие вершины элементов соединяются отрезками.
Мультилинии могут иметь торцевые ограничители различного вида, например
отрезки или дуги.
Многоугольник
Команда POLYGON, обеспечивающая
формирование правильного многоугольника,
вызывается из падающего меню Draw >
Polygon или щелчком мыши по пиктограмме
Polygon на панели инструментов Draw.
Многоугольники представляют собой
замкнутые полилинии; они могут иметь от 3 до 1024 сторон равной длины.
Многоугольник можно построить, либо вписав его в воображаемую окружность, либо
описав вокруг нее, либо задав начало и конец одной из его сторон. Так как длины сторон
многоугольников всегда равны, с их помощью легко строить квадраты и равносторонние
треугольники.
Запросы команды POLYGON:
Enter number of sides < default >:— указать число сторон
Specify center of polygon or [Edge] : —указать центр многоугольника
Ключи команды POLYGON:
Edge — указание одной стороны. При использовании этого ключа команда
POLYGON выдает следующие запросы:
19
Specify first endpoint of edge: — указать первую конечную точку стороны
Specify second endpoint of edge:— указать вторую конечную точку стороны
Вписанные многоугольники строятся, когда известно расстояние между центром
многоугольника и его вершинами. Описанные многоугольники — когда известно
расстояние между центром многоугольника и серединами его сторон. В обоих случаях это
расстояние совпадает с радиусом окружности.
Запустите команду POLYGON, вызвав ее из
падающего меню Draw > Polygon или щелкнув мышью
по пиктограмме Polygon на панели инструментов Draw.
Ответьте на запросы: _POLYGON
Enter number of sides <10>: 5 — количество
сторон
Specify center of polygon or [Edge]: E — переход
в режим указания квадрата стороной
Specify first endpoint of edge: 60,80 — точка 1
Specify second endpoint of edge: 60,20 — точка 2
Эскиз
Команда SKETCH, обеспечивающая рисование эскиза, вызывается из командной
строки.
Эскизы состоят из множества прямолинейных сегментов. Каждый сегмент
представляет собой либо отдельный объект, либо отрезок полилинии. Имеется
возможность задавать минимальную длину, или приращение сегментов.
Эскизное рисование используется при формировании линий неправильной формы
и при снятии копий с помощью дигитайзера. Состоящие из множества маленьких
линейных сегментов эскизы позволяют рисовать с достаточно высокой точностью, но при
этом резко возрастает объем файла рисунка. Поэтому данное средство следует применять
только в крайнем случае.
При эскизном рисовании устройство указания используется как перо. После
щелчка перо «опускается» и рисует на экране; следующий щелчок приводит к «подъему»
пера и прекращению рисования.
Построение криволинейных объектов
Сплайн
20
Команда SPLINE — формирующая сплайн, вызывается из падающего меню Draw
> Spline или щелчком мыши по пиктограмме Spline на панели инструментов Draw.
Сплайн представляет собой гладкую кривую, проходящую через заданный набор
точек.
AutoCAD работает с одной из разновидностей сплайнов — неоднородными
рациональными
Сплайны применяются для рисования кривых произвольной формы, например
горизонталей в географических информационных системах или при проектировании
автомобилей.
Сплайн можно строить путем интерполяции по набору точек, через которые он
должен проходить. Таким способом при построении кривых для двумерного и
трехмерного моделирования достигается намного большая точность, чем при
использовании полилиний.
Окружность
Команда CIRCLE, формирующая окружность, вызывается из падающего меню
Draw > Circle или щелчком мыши по пиктограмме Circle на панели инструментов Draw.
Окружности можно строить различными способами. По умолчанию построение
производится путем указания центра и радиуса.
Можно задавать центр и диаметр или только диаметр, указывая его начальную и
конечную точки. Окружность также может строиться по трем точкам.
Кроме того, имеется возможность определять окружность, касающуюся либо трех
объектов рисунка, либо двух (в последнем случае задается еще и радиус).
Дуга
Команда ARC, формирующая дугу»
вызывается из падающего меню Draw > Arc или
щелчком мыши по пиктограмме Arc на панели
инструментов Draw.
Дуги можно строить различными способами.
По умолчанию построение производится путем
указания трех точек: начальной, промежуточной и
конечной. Дугу можно также определить, задав центральный угол, радиус, направление
или длину хорды. Хордой называется отрезок, соединяющий начало и конец дуги. По
умолчанию дуга рисуется против часовой стрелки.
21
Эллипс
Команда ELLIPSE, обеспечивающая формирование эллипса, вызывается из
падающего меню Draw > Ellipse или щелчком мыши по пиктограмме Ellipse на панели
инструментов Draw.
Имеется возможность строить эллипсы и эллиптические дуги, причем с
математической точки зрения эти объекты — действительно эллипсы, а не какие-либо
аппроксимирующие их кривые. По умолчанию построение эллипсов производится путем
указания начальной и конечной точек первой оси, а также половины длины второй оси.
Самая длинная ось эллипса называется его большой осью, самая короткая — малой. Оси
могут определяться в любом порядке.
1.6. Команды оформления чертежа
Штриховка
Штрихование — это заполнение указанной области по определенному образцу.
Команда ВНАТСН, формирующая ассоциативную штриховку, вызывается из падающего
меню Draw > Hatch... или щелчком мыши по пиктограмме Hatch на панели инструментов
Draw.
Все объекты, полностью или частично попадающие в область штриховки и не
являющиеся ее контуром, игнорируются и не влияют на процесс штриховки.
В некоторых случаях контур содержит выступающие края и островки, которые
можно либо штриховать, либо пропускать. Островками называются замкнутые области,
расположенные внутри области штрихования.
Команда ВНАТСН позволяет штриховать область, ограниченную замкнутой
кривой, как путем простого указания внутри контура, так и путем выбора объектов.
При этом контур определяется автоматически, а любые целые примитивы и их
составляющие, которые не являются частью контура, игнорируются.
В поставку AutoCAD входит более 50 образцов штриховки, удовлетворяющих
промышленным стандартам и служащих для обозначения различных компонентов
объектов или графического представления различных материалов. В программе имеется
14 образцов штриховки, удовлетворяющих стандартам ISO (Международной организации
по стандартизации).
Для штриховки по стандарту ISO можно задать ширину пера, которая определяет
вес линии образца. Помимо образцов, поставляемых с AutoCAD, можно использовать
образцы из внешних библиотек.
22
Простановка размеров
Размеры показывают геометрические величины объектов, расстояния и углы между
ними, координаты отдельных точек. В AutoCAD используется 11 видов размеров, которые
можно разделить на три основных типа: линейные , радиальные и угловые . Линейные
размеры делятся на горизонтальные, вертикальные и параллельные, повернутые,
ординатные, базовые и размерные цепи. Ниже будут приведены простые примеры их
нанесения.
В изображения размеров входят следующие
составные элементы: размерная линия — линия со
стрелками на концах, выполненная параллельно
соответствующему измерению. Как правило, размерные
линии помещаются между выносными. Если на короткой
размерной линии не хватает места, размерные стрелки
или текст размещаются снаружи в зависимости от
настроек размерного стиля. Для угловых размеров
размерной линией является дуга; размерные стрелки —
стрелки, засечки или произвольный маркер, определяемый как блок, для обозначения
концов размерной линии; выносные линии проводятся от объекта к размерной линии.
Могут быть построены перпендикулярно ей или быть наклонными. Формируются только
для линейных и угловых размеров (используются, если размерная линия находится вне
образмериваемого объекта); размерный текст — текстовая строка, содержащая величину
размера и другую информацию (например, обозначения диаметра, радиуса, допуска). Это
необязательный элемент, то есть его вывод на рисунок можно подавить. Есть возможность
принять размер, автоматически вычисленный AutoCAD, или заменить его другим текстом.
Если принимается текст по умолчанию, к нему можно автоматически добавить допуски и
ввести префикс и суффикс; выноски используются, если размерный текст невозможно
расположить рядом с объектом; маркер центра — небольшой крестик, отмечающий центр
окружности или дуги; осевые линии — линии с разрывом (штрихпунктирные),
пересекающиеся в центре окружности или дуги и делящие ее на квадранты.
Все линии, стрелки, дуги и элементы текста, составляющие размер, будут
рассматриваться как один размерный примитив, если установлен режим ассоциативного
образмеривания.
Ассоциативные размеры изменяются в соответствии с изменением элементов,
которые образмериваются.
23
Линейные размеры
AutoCAD обеспечивает несколько видов простановки линейных размеров,
отличающихся углом, под которым проводится размерная линия.
Команда DIMLINEAR позволяет создавать горизонтальный, вертикальный или
повернутый размеры. Команда вызывается из падающего меню Dimension > Linear или
щелчком мыши по пиктограмме Linear Dimension на панели инструментов Dimension.
Радиальные размеры
Команда DIMDIAMETER строит диаметр окружности или дуги. Команда
вызывается из падающего меню Dimension > Diameter или щелчком мыши по
пиктограмме Diameter Dimension на панели инструментов Dimension.
Запросы команды DIMDIAMETER:
Select arc or circle: — выбрать дугу ил и круг
Dimension text = измеренное значение
Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle] : —указать положение
размерной линии
При простановке размера диаметра текст по умолчанию начинается со знака 0.
Ключи команды позволяют изменять размерный текст и угол наклона размерного текста.
Маркеры центра и осевые линии автоматически появляются в центре дуги или круга, если
размер проставляется снаружи, и не наносятся, если размер проставляется внутри круга
или дуги, а также в случае, когда маркеры центра отключены. Имеется возможность
произвести принудительное размещение размерного текста и линии-выноски внутри круга
или дуги.
Простановка диаметра
Запустите команду DIMDIAMETER, вызвав ее из падающего меню Dimension >
Diameter или щелчком мыши по пиктограмме Diameter Dimension на панели инструментов
Dimension. Ответьте на запросы:
_DIMDIAMETER
Select arc or circle: — указать точку 1, лежащую на окружности
Dimension text = 180
Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle]: —указать местоположение
размерной линии
24
Команда DIMRADIUS, позволяющая построить радиус окружности или дуги,
вызывается из падающего меню Dimension > Radius или щелчком мыши по пиктограмме
Radius Dimension на панели инструментов Dimension.
Запросы DIMRADIUS аналогичны запросам команды DIMDIAMETER. По
умолчанию при простановке радиуса текст начинается с символа R.
Простановка радиуса
Проставьте два варианта радиального размера на дугу (рис. 6.21). Запустите
команду DIMRADIUS, вызвав ее из падающего меню Dimension > Radius или щелчком
мыши по пиктограмме Radius Dimension на панели инструментов Dimension. Ответьте на
запросы:
_DIMRADIUS
Select arc or circle: — указать точку 1, лежащую на дуге
Dimension text = 90
Specify dimension line location or
[Mtext/Text/Angle] : —указать местоположение
размерной линии
1.7. Формирование трехмерных объектов
Создание трехмерных моделей — более
трудоемкий процесс, чем построение их проекций на плоскости, но при этом трехмерное
моделирование обладает рядом преимуществ, среди которых:
- возможность рассмотрения модели из любой точки;
- автоматическая генерация основных и дополнительных видов на плоскости;
- построение сечений на плоскости;
- подавление скрытых линий и реалистичное тонирование;
- проверка взаимодействий;
- экспорт модели в анимационные приложения;
- инженерный анализ;
- извлечение характеристик, необходимых для производства.
AutoCAD поддерживает три типа трехмерных моделей: каркасные, поверхностные
и твердотельные. Каждый из них обладает определенными достоинствами и
недостатками.
25
Для моделей каждого типа существует своя технология создания и редактирования.
Поскольку перечисленным типам моделирования присущи собственные методы
создания пространственных моделей и способы редактирования, не рекомендуется
смешивать несколько типов в одном рисунке. AutoCAD предоставляет ограниченные
возможности преобразования тел в поверхности и поверхностей в каркасные модели,
однако обратные преобразования недопустимы.
Построение каркасных моделей
Каркасная модель представляет собой скелетное описание трехмерного объекта.
Она не имеет граней и состоит только из точек, отрезков и кривых, описывающих ребра
объекта.
AutoCAD дает возможность создавать каркасные модели путем размещения
плоских объектов в любом месте трехмерного пространства. Имеется несколько способов
такого размещения:
- ввод значений трехмерных точек (с координатами х, у и z) в ходе построения
объекта;
- указание плоскости построений (то есть плоскости XY) для рисования
двумерного объекта путем установки пользовательской системы координат;
- перемещение и определение пространственной ориентации созданного ранее
плоского объекта.
Кроме того, AutoCAD позволяет непосредственно строить некоторые виды
трехмерных объектов типа каркасных моделей, например трехмерные полилинии и
сплайны.
Поскольку каждый объект, составляющий такую модель, должен рисоваться и
размещаться независимо от других, моделирование часто занимает очень много времени.
Ниже описаны трехмерные примитивы, используемые в каркасных моделях.
Построение поверхностей
Моделирование с помощью поверхностей — более сложный процесс, так как в нем
описываются не только ребра трехмерного объекта, но и его грани. AutoCAD строит
поверхности на базе многоугольных сетей. Поскольку грани сети плоские, представление
криволинейных поверхностей производится путем их аппроксимации. Чтобы было проще
различать два упомянутых типа поверхностей, под термином «сети» будем понимать те из
них, которые составлены из плоских участков.
Сеть представляет собой модель поверхности объекта, состоящую из плоских
граней.
26
Плотность сети (то есть число ее граней) задается матрицей M x N подобно сетке,
состоящей из М рядов и W столбцов. Для сети значения М и N определяют,
соответственно, ряд и столбец каждой вершины. Сети можно создавать как на плоскости,
так и в пространстве, однако на практике последнее встречается чаще.
Моделирование объектов с помощью сетей применяют в случаях, когда можно
игнорировать их физические свойства, такие как масса, вес, центр масс и т. п. (они
сохраняются только в твердотельных моделях). Но желательно иметь возможность
подавления скрытых линий, раскрашивания и тонирования (эти средства неприменимы к
каркасным моделям). Сети имеет смысл использовать также при создании нестандартных
сетеобразных моделей, к примеру трехмерной топографической модели холмистой
местности.
Сфера
Команда AI_SPHERE, формирующая поверхность сферы, вызывается из
падающего меню Draw > Surface> 3D Surfaces... > Sphere или щелчком мыши по
пиктограмме Sphere на панели инструментов Surfaces.
Запросы команды AI_SPHERE:
Specify center point of sphere: — указать центральную точку сферы
Specify radius of sphere or [Diameter] :— указать радиус сферы
Enter number of longitudinal segments for surface of sphere <16>: — указать число
сегментов поверхности по долготе для сферы
Enter number of latitudinal segments for surface of sphere <16>: — указать число
сегментов поверхности по широте для сферы
Запустите команду AI_SPHERE, вызвав ее из падающего меню Draw > Surfaces >
3D Surfaces... > Sphere или щелчком мыши по пиктограмме Sphere на панели
инструментов Surfaces.
27
Ответьте на запросы:
_AI_SPHERE
Specify center point of sphere: 2,0,2 — точка центра сферы
Specify radius of sphere or [Diameter]: 1.5 —радиус сферы
Enter number of longitudinal segments for surface of sphere <16>: 20 — число
сегментов по долготе
Enter number of latitudinal segments for surface of sphere <16>: 20 — число сегментов
по широте
Тор
Команда AI_TORUS, формирующая поверхность тора, вызывается из падающего
меню Draw > Surfaces > 3D Surfaces... > Torus или щелчком мыши по пиктограмме Torus
на панели инструментов Surfaces.
Запросы команды AI_TORUS:
Specify center point of torus :—указать центр тора
Specify radius of torus or [Diameter] :— указать радиус тора
Specify radius of tube or [Diameter] :— указать радиус полости
Enter number of segments around tube circumference <1б>:—указать число сегментов
по окружности полости
Enter number of segments around torus circumference <16>: —указать число
сегментов по окружности тора
Запустите команду AI_TORUS, вызвав ее из падающего меню Draw > Surfaces > 3D
Surfaces... > Torus или щелчком мыши по пиктограмме Torus на панели инструментов
Surfaces.
Ответьте на запросы:
_AI_TORUS
Specify center point of torus: 2,0,2 — точку центра тора
28
Specify radius of torus or [Diameter]: 2 —радиустора
Specify radius of tube or [Diameter]: 0.7 —радиус трубы
Enter number of segments around tube circumference <16>: 20 — число сегментов по
окружности трубы
Enter number of segments around torus circumference <16>: 20 — число сегментов по
окружности тора.
29
Список литературы
Основная:
1. Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А.Короткин, Информационные технологии:
учебник для сред. Проф. образования – 2 –е изд., - М.: Издательский центр «Академия»,
2016 - 208 с.
2. Е.В.Филимонова Информационные технологии в профессиональной
деятельности, Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие/В.С.
Микшина, Г.А.Еремеева и др.
3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной деятельности: Учебн. пособие для сред, проф.образования -М.:
Издательский центр “Академия”, 2015
4. Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной
деятельности: учебное пособие для спец. проф. образования. – 4 – е изд, М.:
Издательский центр «Академия», 2016 - 384 с.
Дополнительная:
5. Информационные системы: практикум/ под. Ред. П.В. Акинина. – М.: КНОРУС,
2014. – 256 с.
6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное
пособие – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2013. – 480 с.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Внеклассное мероприятие "Что такое Интернет?"
- Итоговая контрольная работа по информатике 7 класс в форме ГИА
- Методическая разработка занятия "Основы работы в пакете SolidWorks. Создание и редактирование чертежей"
- Разноуровневые тестовые задания "Электронные таблицы"
- Практическая работа "Построение диаграмм различных типов"
- Методическая разработка "Понятие языка SQL, его виды. Основы языка SQL"