Конспект урока "Компьютерные модели исполнителей" 6 класс
1
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №71»
Компьютерные модели исполнителей
конспект урока информатики для обучающихся 6 класса
по программе Босовой Л.Л.
Составитель:
Лихачева И.О.
Новокузнецк
2009
2
Урок по теме «Компьютерные модели исполнителей»
Цель урока: научиться создавать алгоритмы в виртуальной лаборатории для
виртуальных исполнителей.
Задачи урока:
Обучающие:
• Повторить понятия алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя.
• Повторить свойства алгоритма.
• Познакомиться (методом исследования) с компьютерной моделью
исполнителя Переливашка (определить исходные данные, составить систему
команд исполнителей.
• Построить алгоритм решения задачи «Подарок от коровки Мурки».
Развивающие:
• Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
• Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к
предмету;
• Способствовать развитию умения планировать последовательность действий
для достижения поставленной цели;
• Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при
изучении нового материала.
Воспитательные:
• Способствовать формированию познавательного интереса к цифровым
образовательным ресурсам;
• Способствовать развитию навыков сознательного и рационального
использования ЭВМ в своей учебной деятельности.
Оборудование:
• 4 ноутбука, проектор, интерактивная доска, компьютер для учителя.
• презентация к уроку.
• демонстрационная версия виртуальной лаборатории Переливашка.
3
План урока:
№
Наименование этапа
Время
1)
Организационный этап.
1 минута.
2)
Задание на повторение создания словесного
описания алгоритма.
4 минуты
3)
Повторение правил техники безопасности.
3 минуты
4)
Повторение свойств алгоритма (выполнение
практического задания).
5 минут
5)
Исследовательская работа на составление
решения задачи в виртуальной лаборатории
«Переливания»
14 минут
6)
Рефлексия урока.
2 минуты
7)
Домашнее задание
1 минута
№
Наименование этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1)
Задание на повторение
создания словесного описания
алгоритма.
Дает задание, следит за
ходом его выполнения,
проверяет результат
Выполнение
практического задания,
демонстрация результата
выполнения
2)
Повторение правил техники
безопасности.
Задает вопросы
(проверяет правильность
ответов)
Отвечают на вопросы
(поднимают карточки)
3)
Повторение свойств алгоритма
(выполнение практического
задания).
Дает задание, проверка
правильности
выполнения задания
Включают компьютеры,
открывают презентацию,
расставляют действия в
правильном порядке
4)
Исследовательская работа на
составления решения задачи в
виртуальной лаборатории
«Переливания»
Дает задание, наблюдает
за ходом исследования,
отвечает на вопросы,
проверяет результаты
Знакомятся с программой,
составляют решение,
команда выбирает
эксперта, эксперт
проверяет решение другой
команды
5)
Рефлексия урока.
Обучающиеся оценивают
результаты их работы на
уроке
6)
Домашнее задание
Дает варианты
домашнего задания
Обучающиеся выбираю
домашнее задание
4
Ход урока:
1. Рассадка обучающихся на 4 группы (по 3 человека)
2. Приветствие. Тема и цель урока. (на доске слайд №1) 1 минута.
«Добрый день. Я рада вас видеть на нашем открытом уроке. Сегодня на
уроке нам предстоит сложная, но увлекательная работа по теме «Компьютерные
модели исполнителей». Цель нашего урока – научиться создавать алгоритмы в
виртуальной лаборатории для виртуальных исполнителей»
3. Учитель предлагает команде распределить обязанности - капитан,
оформитель, и хранитель времени (тот кто будет следить за временем).
«На уроке нам предстоит работа в группах. Для успешного выполнения
заданий вам необходимо определить роли: капитан – принимает решение о том,
кто будет представлять решение, руководит работой команды, оформитель –
фиксирует решение, оформляет решение на компьютере, хранитель времени –
следит за временем для выполнения задания. Выполнение заданий выполняется всей
группой, от слаженности вашей работы будет зависеть справитесь ли вы с
заданиями. Я называю функции, а вы представляете кто их будет выполнять
(вставанием)».
На экране появляется слайд:
2 из 18
Задачи бывают разные
• Пришить пуговицу
• Купить хлеб
• Собраться в школу
• Закрыть дверь на ключ
• Написать контрольную работу на 5
• Выполнить фонетический разбор слова
• Найти наименьшее общее кратное нескольких
натуральных чисел
«В жизни мы решаем разные задачи. Для успешной реализации задач,
необходимо правильно составить алгоритм решения. А что такое алгоритм?»
(ответы детей).
Алгоритм – последовательность действий, которые требуется выполнить,
чтобы получить нужный результат.
Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи,
приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Алгоритм – это предписание исполнителю выполнить последовательность
команд, приводящую к результату.
5
4. Задание 1. Составление словесного описания алгоритма «Закрывание двери на
ключ». Обучающиеся оформляют алгоритм на листах А4 (записывают
алгоритм маркером). 4-5 минут
Сейчас мы будем составлять линейный алгоритм «Закрывание двери на
ключ». Для решения задачи необходимо определить исходные данные: (записывает
их на доске – дверь открывается внутрь, замок открывается по часовой стрелке,
исполнитель стоит перед дверью, ключ находится в кармане). Группы открывают
задание на ноутбуке и начинают его выполнять. Через 3 минуты учитель
останавливает процесс выполнения.
Оформители вывешивают результаты работ на доске. Одна из команд
представляет свое решение (зачитывает его). Просматриваем ошибки, сделанные
другими командами.
5. Игра «Светофор» на повторение правил техники безопасности.
3 минуты
(на столах лежат красные и зеленые карточки). Капитан поднимает красную
карточку, если правило не верное и зеленую, если правило верное).
«У вас на столах находятся карточки зеленого и красного цвета. Я
зачитываю и показываю на доске правила безопасной работы на компьютере, а вы
показываете зеленый цвет карточки, если всё верно, и напротив – красный. Кто
будет показывать карточку – выбирает капитан. Участники команды ему
помогают».
Игра «Светофор»
• Необходимо, самостоятельно без разрешения
учителя включать и выключать компьютеры.
• Нельзя трогать провода, вилки, розетки.
• Нельзя работать на компьютере мокрыми руками и
во влажной одежде.
• Можно нажимать на клавиши клавиатуры ручкой
или карандашом, если устали пальчики.
• В случае неисправности компьютера или при
обнаружении запаха гари необходимо сказать об
этом учителю.
• Разрешается на уроке информатики бегать по
классу, если устали сидеть за компьютером.
Учитель: Молодцы!
Ребята, вы хорошо знаете правила безопасной работы при работе на
компьютере и можете включать компьютеры для дальнейшей работы. У вас на
экране находится презентация «Обозначь себя в темноте», откройте ее.
6
6. Задание 2. Расставление действий алгоритма в правильном порядке (алгоритм
на доске) «Обозначь себя в темноте». 3 минуты
Учитель на доске показывает алгоритм «Обозначь себя в темноте» и задает
вопросы:
Вопрос учителя «Какое свойство нарушено в этом алгоритме?»
Ответ «Дискретность, пошаговость»
Вопрос учителя Какие еще свойства алгоритма вы знаете?
Ответ «Понятность, точность, результативность».
Свойства показываются на слайде.
Свойства алгоритма:
• Дискретность (пошаговость)
• Понятность
• Точность
• Результативность
Вам необходимо расставить действия алгоритма в правильном порядке (по
желанию одна команда работает на компьютере, подключенном к доске, при этом
проектор отключается, чтобы другие группы спокойно работали, не отвлекаясь на
доску).
Остальные команды включают ноутбуки, открывают презентацию
«обозначь себя в темноте» и расставляют действия в порядок, находят лишние
команды. По окончанию работы остальные команды сверяют результат с доской.
7
«Обозначь себя в темноте»
1. Закрепи его на одежде
2. Вернись домой
3. Выйди на улицу
4. Соверши прогулку
5. Возьми спасательный круг
6. Положи в портфель
7. Возьми фонарик
8. Сними его с одежды
9. Возьми фликер (светящийся значок)
Правильность расположения команд: 9, 1, 3, 4, 2, 8, 6
7. Исследовательская работа в группах «Исполнитель Переливашка»,
«Исполнитель Переправа». 10-12 минут
Вопросы для повторения:
Кто такой исполнитель? (это объект, для которого составляются
алгоритмы)
Приведите пример, кто может являться исполнителем? (технические
устройства,
Что такое система команд исполнителя?
В предыдущих заданиях вы работали с алгоритмами, исполнителем которых
является человек. В следующем задании вы попробуете составить алгоритм в
виртуальной лаборатории Переливания. Вам предстоит исследовать исполнителя
с помощью виртуальной лаборатории. Результатом исследования станет запись
составленного вами алгоритма.
Учитель на доске демонстрирует как открыть программу с моделями
исполнителей. Показывает листы, куда нужно оформить решение.
Обучающиеся включают программу, загружают задачу. Знакомятся с задачей,
решают ее.
Представляют результаты исследования в форме:
1. Название исполнителя.
2. Среда исполнителя (где обитает, с какими объектами действует).
3. Система команд исполнителя.
4. Исходные данные для решения задачи.
8
5. Алгоритм решения задачи.
Лаборатория Переливания. Задача «Как хозяйки делили молоко»:
Две хозяйки купили 8 литров молока. У одной 5 литров в
шестилитровом бидоне, у другой – 3 литра в пятилитровом бидоне. Они
решили разлить молоко поровну, по 4 литра, пользуясь еще одним двух
литровым бидоном. Как это сделать?
Решение:
Исходное состояние: Решение:
Через 10 минут учитель останавливает процесс выполнения задания (за 7
минут до конца урока.)
Для проверки результатов выполнения задания каждой команде необходимо
выбрать эксперта. Команды обменяются по часовой стрелке меняются
9
экспертами. Экспертам необходимо проверить работу алгоритма на
компьютере и ее описание на листах команд. Результаты работ
вывешиваются экспертами на доске с пометкой верно или не верно.
Я анализирую полученный результат.
8. Учитель: «Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Я предлагаю вам
выбрать домашнее задание: вы можете выбрать исполнителя для
представления на следующем уроке или составить задачу для лаборатории
Переливания. На интерактивной доске появляется таблица:
Имена
Составлю
задачу
Лаборатория
Переправа
Лаборатория
Перекладывания
Лаборатория
Разъезды
Лаборатория
Черный ящик
Капитан команды выясняют выбор членов команды и отмечают их и свой
выбор на доске.
9. Рефлексия урока. 1 минута
Учитель: «А сейчас нам необходимо подвести итог нашей работы. На экране
появляется слайд:
Как мы оцениваем себя?
!
Я работал очень хорошо
и доволен собой
!?
Я могу работать лучше
?
Я не доволен собой,
работал плохо
Вы выберете свою оценку, а капитан вашей команды отметит ее на доске. В
зависимости от времени до звонка, учитель опрашивает обучающихся о том,
почему он так себя оценил.
10
Обучающиеся получают стикеры (каждый ставит один из знаков и клеит их на
доске, поясняя свой выбор).
Большое спасибо за работу. Завтра вы можете подойти с флешкой или
диском, чтобы записать программу «виртуальные лаборатории».
11
ПРИЛОЖЕНИЯ
К УРОКУ
12
Задание 1: составить словесный алгоритм «Закрывание
двери на ключ»
13
Задание 4.
Алгоритм решения задачи.
№
п.п
Команда
Откуда
Куда
Сколько
литров
Результат команды
Бидон А
6 литров
Бидон Б
5 литров
Бидон В
2 литра
Информатика - еще материалы к урокам:
- Разработка урока "Операторы цикла в языке программирования Си++"
- Методическая разработка итогового занятия "За страницами учебника информатики" 8 класс
- Конспект урока "Информационное моделирование и системология" 10 класс
- Презентация "Информационное моделирование и системология" 10 класс
- Сценарий занятия "Знакомство с клавиатурой" 1-3 класс
- Презентация "Создание графических объектов в среде MS Word" 7 класс