Конспект урока "Храмы Епифани" 5 класс

1
Конспект урока
«Храмы Епифани».
5 класс
Предмет: краеведение
Пименов А.Н., учитель истории и обществознания
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: объяснение, работа с презентацией, с документами
Оборудование: презентация.
Средства: мультимедийная доска.
Планируемые результаты деятельности учащихся: Учащиеся знакомятся с понятиями темы, историей
православной святыни на Епифанской земле, уясняют, что история края находится в неразрывной связи
с историей и культурой православия. Получают представление о главных христианских добродетелях.
Основные понятия и термины: Монастырь, церковь, Куликовская битва, Сергий Радонежский, Николай
Чудотворец, Иоанн Креститель, острог.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Иллюстративно-репродуктивный и
исследовательский методы.
Варианты проблемных и познавательных заданий:
1. Объясните происхождение названия монастыря?
2. Что во все времена привлекало в монастырь многих людей?
Формы занятий:
1. Комбинированный урок.
2. Экскурсия.
Приемы деятельности учителя: на подготовительном этапе использование межпредметных и
межкурсовых связей, рассказ, объяснение, эвристическая беседа; на основном этапе работа с
понятиями, работа с иллюстрациями, работа с картой, работа с опережающими заданиями, организация
работы с документом.
Развитие умений учащихся: учатся самостоятельной и творческой деятельности, исследовательским
приемам, публично выступать с краткими сообщениями перед классом, анализировать содержание
иллюстраций и документов, отвечать на поставленные вопросы
Источники информации: Карта Епифани. Расширение образовательного пространства за счет
посещения храмов Епифани, просмотра видеофильма «Успенский монастырь.
Ход урока:
1. Вводная часть. После оргмомента учитель создает проблемную ситуацию, предлагая поразмышлять
над вопросом: «Можно ли понять русскую культуру и отечественную историю без знания истории его
христианской культуры?» В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что история страны и
2
одинцовского края неразрывно связана с историей русского православия, которое на протяжении
многих веков формировало духовность русских людей, определяло традиции и идеалы, способствовало
созданию произведений культуры.
2. Введение нового материала в форме творческих докладов учащихся и беседы учителя. Учитель
делит класс на три группы, обучающиеся знакомятся с храмами: Никольский собор (Приложение 1),
Успенский монастырь (Приложение 2), Всесвятская кладбищенская церковь (Церковь во имя
Усекновения Главы Иоанна Предтечи) (Приложение 3). Рассказ сопровождается показом слайдов или
небольших видеофрагментов.
3. Закрепление материала (первичное). Учащиеся обращаются к задания презентации.
Ученики размышляют над поставленным вопросами:
- Как вы понимаете слова «духовная красота»?
- Что во все времена привлекало в монастырь людей?
Домашнее задание. Предлагается задание: «Опишите виртуальное посещение церквей Епифани.
Литература
1. Епифань. 1571/72 г. - Извлечение из писцовой книги г. Епифани и Епифанского уезда кн.
И.В.Мосальского и Г.Ярцова с товарищами : г. Епифань // Города России XVI века : материалы
писцовых описаний. - М., 2002. - С. 321-336.
2. Уклеин В. От Оки до Куликова поля. Тула: Приокское книжное издательство, 1970. С. 106-
114.
3. Успенский монастырь [Электронный ресурс] / Сайт «Православные монастыри: история и
архитектура» // Электрон. дан. URL :
http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/USP_MON_EPIF/USP_MON_EPIF.htm, свободный.
Яз. рус. – (Дата обращения : 21.01.2016).
4. Церковь Иоанна Предтечи [Электронный ресурс] / Информационный портал «Моя Епифань.
РФ» // Электрон. дан. URL : http://xn----8sbomrkck0c0eza.xn--p1ai/ioanna.html, свободный. Яз. рус.
(Дата обращения : 21.01.2016).
5. Личный архив учителя истории А.Н. Пименова.
Дополнительный материал для преподавателя и обучающихся:
3
Приложение 1
Никольский собор
Золотой серединой Епифани, центром Красной площади является Никольский собор.
Рис. 1 Никольский собор
Никольский собор - это целый комплекс разновременных архитектурных объемов, общей
протяженностью в 80 метров, со стройным куполом, возносящимся на высоту 50 метров. Поэтому он
включен в список архитектурных памятников государственного значения. Сохранилось много легенд и
преданий о происхождении соборного храма. П.И. Малицкий в своей книге «Приходы и церкви
Тульской епархии» приводит народное предание: «...Когда вся земля Русская горела войною и поле
Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну Литва, и в рядах ея
больших обозов скрытою в повозке везена была икона св. Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва
остановилась для отдыха в Епифани, где ждал её Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне;
повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоит соборная церковь и
небольшая часовня. После отдыха литвяне хотели было поспешить на Куликово поле, но повозка с
иконою Чудотворца Николая стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною;
4
на место волов впрягли было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанные в землю.
Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец, к везшим повозку присоединились другие
литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону,
вздумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне поражены были слепотою.
Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою
дорогою, по которой пришли» [5].
Икона Чудотворца Николая первоначально хранилась в часовне, сооруженной сразу после победы
Дмитрия Донского над монголо-татарами на Куликовом поле, так как до 1470 года церкви в Епифани не
было, затем в Богоявленской церкви.
А.Ф. Савин в статье «Приходы и церкви Епифанского уезда» рассказывает историю создания этой
церкви. В период царствования Ивана III, в 1468 году, епифанцы участвовали в походе князя Симеона
Романовича в земли черемисов (так называли марийцев до 1918 года). Поход был трудным.
Возвратившись с хорошей добычей, епифанские казаки вместе с боярскими детьми Алешинской
слободы построили первую церковь в Епифани. Это была церковь Богоявления Господа и Спаса нашего
Иисуса Христа [6].
Так как упоминается Алешинская слобода, мы думаем, что эта церковь находилась севернее
современного Никольского собора, между улицами Садовая и Революции.
Затем в 345 шагах от первой церкви в Епифани определили место для постройки соборной
Николаевской церкви. Первое упоминание об этой церкви в письменных источниках относится к 1685
году. Какой она была в то время, каменной или деревянной, пока не установлено.
В 1736-1738 гг., в царствование императрицы Анны Ивановны, при рязанском архиепископе
Алексии Титове и епифанском воеводе Василии Мельгунове в Епифани строится каменная соборная
Никольская церковь.
Это была красивая церковь. Внутри и снаружи оштукатурена, украшена лепными узорами.
Церковь имела пять грановитых глав, покрытых зеленою ярью. На них были восьмиконечные,
позолоченные кресты.
Храм был обнесен кирпичной оградой «наподобие Тульского Кремля» - с зубцами, бойницами и
боевым ходом поверху стен. Высота стен составляла 4,25 метра. В.Н. Уклеин в книге «От Оки до
Куликова поля» пишет, что впервые эта ограда упоминается в документах за 1763 год [8].
По четырем углам ограды размером 70 на 115 метров стояли башни, одна из которых, юго-
западная, сохранилась до настоящего времени.
Некоторые исследователи утверждают, что по архитектурным формам и стилю сохранившаяся
башня относится к более раннему периоду. Например, В.Н. Уклеин отмечает своеобразие
5
архитектурной композиции этой башни. В основании лежит низкий четверик. По канонам
древнерусского зодчества на четверике должен быть восьмерик с гранённым шатром, а мы видим
правильный цилиндр, увенчанный высоким кирпичным конусом. С большим мастерством выполнены
декоративные детали: интересные по своей форме наличники окон четверика и карниз со сложным
кирпичным «узорочьем», что характерно скорее для русского зодчества конца XVII начала XVIII
веков. Мы считаем, что эта точка зрения имеет право на существование, так как в начале XVIII века
Петр I выбирает Епифань центром для руководства грандиозным для того времени проектом
строительством Ивановского канала, призванного соединить две великие русские реки Дон и Волгу. У
писателя Андрея Платонова есть повесть «Епифанские шлюзы», посвященная этим событиям. Работы
начались в 1701 году. И вполне возможно, что в это время была построена кирпичная ограда с башнями,
которая являлась и крепостью. По её стенам могли передвигаться воины, а из угловых башен вести
огонь вдоль стен. Старожилы Епифани рассказывают, что до начала 40-х годов прошлого века на
сохранившейся башне можно было увидеть старую пушку.
К прошению на имя архиерея Амвросия в 1806 г. соборного ктитора Петра Михайловича
Логвинова был приложен «План сочинений в городе Епифани епифанского собора и около его ограды
для торгующих в оной ограде «во время николаевской ярмарки». Из описания плана соборной площади
следует, что ограда имела семь ворот - въездов, которые вели вовнутрь крепости.
На северной стороне двое ворот: одни посредине стены под церковью Иоанна Воина (придельная
надвратная церковь, построенная в 1766 году), вторые в 12 саженях от западного угла.
На восточной стороне одни ворота в 10 саженях от южного угла. На западной стороне двое ворот:
одни - посредине стены под колокольней (это был главный въезд), вторые через 3 сажени к югу от них.
В церковной описи 1800 года говорится, что колокольня каменная, на ней девять колоколов. А.Ф.
Савин в статье «Епифанские колокола» дает их описание. Первый колокол, большой, весом в 262 пуда, с
надписью: «На призывание к славословию божественному и во славу граду сему вылит сей колокол в
Москве к Епифанской Никольской церкви старанием протопресвитера Стефана Илларионова в 1758 г.
января 9-го дня весом в 262 пуда 20 фунтов. Лит сей колокол на заводе московского купца Андрея
Туленева» [7].
В своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» Малицкий П.М. отмечает, что императрица
Анна Иоановна удостоила новую церковь (Николаевскую), построенную в 1738 г., своим вниманием,
пожертвовала «ризу и епитрахиль старинной парчи», даровала колокол в 114 пудов 14 фунтов. Он
назывался полиелейным, на нем надпись: «Повелением Ея Императорского Величества
Всемилостивейшей государыни Анны Иоановны вылит сей колокол в Москве, на подаяние от Ея
Императорского Величества Двора, к церкви Николая Чудотворца, что в Епифани, 1740 года, апреля 17-
го дня через отправления сенатского секретаря Семена Молчанова» [5].
6
Третий колокол весом 40 пудов, называемый сороковой и вседневный, имел надпись, как на
втором колоколе.
Четвертый колокол весил 30 пудов, пятый 12 пудов, шестой 6 пудов, седьмой, восьмой и
девятый колокола без обозначения веса.
На колокольне были «русские часы, действующие оными колоколами». Известно, что в 1809-1810
годах при церкви был часоводом епифанский мещанин Федор Иванов Зубарев.
Трехъярусная шатровая колокольня сохранилась до настоящего времени.
Рис. 2 Никольский собор, шатровая колокольня и башня
Это ценнейший памятник древнерусского зодчества. Сооружена она по традиционной схеме
начала XVIII века: «восьмерик на четверике». Нижний ярус колокольни квадратный, а верхний
восьмигранный с восемью пролетными окнами, имеющими богатые наличники и полукруглые ниши,
что придает колокольне парадность и уют. Шпиц устроен из кирпича с маленькими окнами. Венчает
колокольню крест, под ним серповидная луна.
После революции, уже при советской власти, после того как Никольский собор был закрыт, с
колокольни были сброшены и разбиты колокола. А на колокольне установили емкость для воды и
превратили таким образом в водонапорную башню. Так как железный бак не проходил в оконный
проем, то межоконный простенок разобрали и емкость установили.
Вот так и был превращен исторический памятник 18 века в водонапорную башню. Это было
единственное место в Епифани, где осуществлялась водораздача в 50-е годы прошлого столетия.
За оградой Никольской церкви сосредоточена была не только религиозная жизнь, но и
административная, просветительская, торговая. Внутри ограды было множество торговых лавок и
7
помещений, в них торговали как в обычные дни, так и во время Николаевской ярмарки - с 1(14) мая по
10(23) мая. Епифанские купцы Бердоносов, Крашенинников, Байбаков, Мазурин, Брежнев платили
церкви от полутора до трех рублей в год в зависимости от количества лавок. Лавки были построены по
всей южной стене, почти по всей восточной стене и плотно примыкали к стенам. С каждой лавки по 20
копеек церковь отсылала в Епифанскую воеводческую канцелярию, а остальные деньги оставались в
соборной Николаевской церкви. Кроме лавок, стояли три больших торговых корпуса посреди самой
ограды, прилегая концами к церкви и находясь от алтаря всего в четырех саженях.
Рис. 3 Базар на Красной площади Епифани
В начале 19 века стены пятиглавого собора стали давать трещины. Его разобрали и в 1810 году
начали строительство нового здания храма. Первые пожертвования на сооружение храма сделал
церковный староста купец Петр Михайлович Логвинов (1756-1816). Его поддержали другие жители
города.
В 1814 году была завершена трапезная церковь с двумя приделами - во имя Божьей Матери
Троеручицы и во имя пророка Божия Илии.
Архитектурное оформление здания довольно скромное. Оно ограничено плоскими колонными
портиками посреди боковых стен и нарядными спаренными колоннами; на фасадах соединительных
галерей с колокольней и высоким собором. Автором проекта был «отставной архитектор» Тимофей
Тимофеевич Тимофеев.
8
В галерее, соединяющей трапезную церковь с колокольней, после революции была размещена
местная электростанция, взорванная фашистами в декабре 1941 года при отступлении из Епифани. При
взрыве здание церкви сильно пострадало.
В 1815 году приступили к постройке главной части композиции -величественного купольного
летнего храма. Сооружался он в модном тогда стиле позднего классицизма - ампир. Здание построено
по принципу строгой центрической композиции. Основной объем храма с мягко закругленными углами,
украшен по четырем сторонам одинаковыми колонными портиками. Высокий и стройный световой
барабан увенчан полусферическим куполом с ажурным фонариком в замке свода.
Особенно красивы группы тройных окон светового барабана. Обращенные на четыре стороны, как
и портики основного объема, они подчеркивают центричность общей композиции и главные оси здания.
Легкие ионические колонки между оконными проемами являются контрастом мощным коринфским
колоннам нижележащих портиков. Полукруглые окна в верхней части оконных групп вторят
треугольным фронтоном основного объема. Широкие рустованные простенки между группами окон
барабана отвечают закруглениям основного четверика. Тот же мотив прослеживается и в убранстве
фонарика, который венчает композицию. До сих пор поражает скульптурное убранство храма, которое,
к сожалению, плохо сохранилось: на фризах колонных портиков многофигурный барельеф на
библейские сюжеты переплетается с богатой пластикой коринфских капителей. Внутри собора
сохранились фрески.
Архитектор даже отказался от обязательной апсиды с восточной стороны, где находится алтарь.
Очевидно, он не хотел нарушать единообразие фасадов.
Мастера-умельцы, инженеры, архитекторы вложили свои талант и изобретательность в
строительство храма. Сотни каменотесов, плотников, позолотчиков выполняли сложнейшие работы. С
любого направления, за несколько километров был виден золоченый крест, вершивший соборную
церковь святого Николая Чудотворца [4].
Строительство завершилось летом 1850 года, 20 июля храм был освящен. Новая соборная церковь
была невиданной роскошью для небольшого уездного городка. Общая длина этого разновременного, с
учетом угловой башни ограды и колокольни, архитектурного комплекса 80 метров, ширина - 50 метров.
К сожалению, до сих пор остается неизвестным имя зодчего, создавшего этот уникальный памятник.
И в настоящее время храм поражает воображение грандиозностью размеров, изысканностью и
обилием декоративного убранства. По этим параметрам его часто сравнивают с Исаакиевским и
Казанским соборами Санкт-Петербурга.
После закрытия собора в начале 30-х годов прошлого века была предпринята попытка снять
золоченый крест, но трос, привязанный к трактору, лопнул.
9
Здание было отдано местному потребительскому обществу под склады, затем его просто закрыли
и оно пустовало, подвергаясь разрушениям под действием дождей, снега, мороза и корней деревьев,
выросших на стенах. Более 50 лет храм оставался в запустении, лишь в конце 80-х годов по инициативе
директора спиртового завода «Донской» Крылова В.И. было проведено несколько субботников по
уборке храма, концерты камерной музыки и пения, проводились благотворительные мероприятия,
собирались средства на реставрацию собора.
В 1995 году, на собранные деньги, были покрыты купола большого барабана и фонарика, а с
августа 2000 года начались работы по консервации и реставрации Никольского собора, которые
находятся под контролем губернатора области.
В 2004 году в соборной части Никольского храма был восстановлен и освящен алтарь. Иконостас
написали в память троих офицеров ФСБ, которые в 2003 году погибли в Чечне при исполнении
служебного долга: подполковника Сергея Ишеева, майоров Олега Морозова и Владислава Шрамко.
Высота иконостаса Никольского собора 6 метров, ширина примерно 7 метров. Он содержит 40
икон и 3 креста. Писали иконы несколько месяцев знаменитые мастера-монахи из города Софрино
Московской области.
Передавая этот дар, начальник УФСБ по Тульской области генерал-майор Владимир Петрович
Лебедев сказал: «Мы выбрали этот собор, потому что он напоминает Россию: такой же великий,
могучий, разрушенный, но восстанавливаемый. А ведь наши парни погибли, защищая именно такую
великую и неделимую Россию»
Летом 2004 года была построена и освящена звонница с шестью колоколами (весом 200, 100, 75,
50, 25,17 кг), отлитых специально для Никольского собора в Воронеже.
И алтарь, и звонница возведены благодаря управлению ФСБ Тульской области, под руководством
генерал-майора Владимира Петровича Лебедева.
В настоящее время служба в соборе возобновлена и проходит по субботам и воскресеньям, а так
же в праздничные дни.
С декабря 2013 года ведутся ремонтно-реставрационные работы в рамках реализации Федеральной
целевой программы «Культура России» проекта, приуроченного к 700-летия Сергия Радонежского. Из
федерального бюджета на реставрацию выделено 186,9 млн. рублей. На сегодня реставрированы фасад
собора, колокольня. Запланировано восстановление башни, фресок собора и внешнего убранства.
10
Рис. 4 Реставрация Никольского собора. 2013 год
11
Приложение 2
Успенский монастырь
Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых
книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена
крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в
нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией.
В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к
Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, монастырь на
Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был
упразднен, а церковь – обращена в приходскую.
В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма
возвели каменную ограду.
Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой
Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. В 1958 году он был
закрыт. Храм запустел. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в
развалины.
Рис. 5 Успенский монастырь и Никольский собор на карте
В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма
Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно
живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая
холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя
12
равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято
сразу: «Храм будет восстановлен!»
27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Наум освятил престол малым чином, а
на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой
Богородицы. Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на
Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви
шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли
золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким
позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой массой 1200 килограммов и шесть малых для
звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались
заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества
Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского
придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных
столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.
13
Рис. 6 План Успенского монастыря [9]
14
Приложение 3
Всесвятская кладбищенская церковь
(Церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
Практически все исторические кладбища в губернских и уездных городах центральной России
возникли в последней четверти XVII века, по причине эпидемии чумы, охватившей Москву и некоторые
регионы империи в 1770-1772 гг. В связи с угрозой распространения «моровой язвы», правительство
Екатерины II приняло ряд карантинных мер. В соответствии с указом Екатерининского правительства
под кладбище в Епифани было отведено место «за городом расстоянием от жилья как указано» у дороги
на Данков. Первоначально для отпевания усопших была построена небольшая деревянная «церковь
Радонежского Чудотворца» Сергия.
В 1797-1802 гг. на месте деревянной построили каменную летнюю церковь во имя Всех Святых с
двумя приделами: Преподобного Сергия Радонежского, в память о бывшем храме и Усекновения Главы
Иоанна Предтечи. Каменная колокольня была возведена отдельно, примерно в 50 метрах к северу от
настоящего храма. С восточной и западной стороны к ней были пристроены одноэтажные здания;
первое предназначалось для сторожки, второе – пустовало.
В 1812 г. Придельный тёплый храм был полностью отделан и освящён во имя святых апостолов
Петра и Павла. На территории кладбища во второй половине XIX в. были построены несколько домов,
где проживали женщины, принявшие монашество. В 1937 г., по распоряжению местных органов
советской власти, разобрали колокольню. В следующем году закрыли оба кладбищенских храма. Тогда
же разобрали летнюю Всесвятскую церковь. Очищенный кирпич использовался на строительство
новых цехов расширяющегося спиртового завода. Фотографии, сделанные в начале XX в. дают
возможность представить живописный кладбищенский ландшафт и облик утраченных церковных
сооружений.
Служба в кладбищенском храме возобновилась в 1943 г. Для возобновления богослужения в
Епифани, областное руководство решило открыть сохранившуюся на Петропавловскую церковь. Она
была заново освящена специально прибывшим из Тулы священником по одному из придельных алтарей
уничтоженной Всесвятской церкви во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. С тех пор эта
церковь никогда не закрывалась [10].
15
Рис. 7 Церковь Иоанна Предтечи
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Епифань. 1571/72 г. - Извлечение из писцовой книги г. Епифани и Епифанского
уезда кн. И.В.Мосальского и Г.Ярцова с товарищами : г. Епифань // Города России XVI
века : материалы писцовых описаний. - М., 2002. - С. 321-336.
2. Епифань [Электронный ресурс] / Сайт Тульской областной универсальной
научной библиотеки // Электрон. дан. URL :
http://www.tounb.ru/tula_region/historyregion/town/Epifan.aspx, свободный. Яз. рус.
(Дата обращения : 14.01.2016).
3. Государственный архив Тульской области. Путеводитель. Часть первая. 2001
[Электронный ресурс] // Электрон. дан. URL :
http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=310&sid=110 6249, свободный. Яз.
рус. – (Дата обращения : 14.01.2016).
4. Кусакин С.В. Несохранившиеся и измененные архитектурные произведения
Епифани / С.В. Кусакин // Н.И. Троицкий и современные исследования историко-
культурного наследия Центральной России. Тула, 2002. - Т.2 : История, этнография,
искусствоведение. – С. 279-291.
5. Малицкий П.М. Приходы и церкви тульской епархии. – Тула, 1895. С.279-282.
6. Савин А.Ф. Приходы и церкви Епифанского уезда // Районные будни. 51
от 08.07.1999.
7. Савин А.Ф. Епифанские колокола // Районные будни. №9 от 04.02.1999.
8. Уклеин В. От Оки до Куликова поля. Тула: Приокское книжное издательство,
1970. С. 106-114.
9. Успенский монастырь [Электронный ресурс] / Сайт «Православные монастыри:
история и архитектура» // Электрон. дан. URL :
http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/USP_MON_EPIF/USP_MON_EPIF.htm,
свободный. – Яз. рус. – (Дата обращения : 21.01.2016).
10. Церковь Иоанна Предтечи [Электронный ресурс] / Информационный портал
«Моя Епифань. РФ» // Электрон. дан. URL : http://xn----8sbomrkck0c0eza.xn--
p1ai/ioanna.html, свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 21.01.2016).