Презентация "Занимательные задачи и опыты"

Подписи к слайдам:

Вообрази, что ты находишься здесь, на центральной площадке лабиринта, и хочешь выбраться наружу. Каким путем направился бы ты к выходу? Возьми карандаш и показывай им дорогу.

Существует очень простое правило, зная которое можно смело входить в любой лабиринт без опасения, что не найдешь из него обратного выхода.

.—"Правило это хорошо, чтобы не заблудиться в лабиринте, но оно не годится, чтобы обойти все его дорожки без исключения. Видно, что одна аллея осталась непосещенной. Я отмечаю ее звездочкой на этом плане

Надо идти по лабиринту, ведя по его стенке правой рукой, — или левой, безразлично, — но только одной все время.

В наши дни выработаны правила странствования по лабиринтам:

Первое правило состоит в том, что, вступив в лабиринт, идут по любому пути, пока не зайдут в тупик или к перекрестку. Если пришли в тупик, возвращаются обратно, и два камешка у выхода из него будут показывать, что этот коридор пройден дважды. Если же приходят к перекрестку, то идут далее по любому коридору, отмечая камешком всякий раз путь, по которому прибыли, и путь, по которому отправляются далее. Таково первое правило.

Второе правило гласит следующее: прибыв по новому коридору на такой перекресток, на котором уже побывали раньше (это видно по камешкам), тотчас же идут назад, положив у концакоридора два камешка.

Наконец, третье правило требует, чтобы, придя на посещенный уже перекресток по коридору, также уже раз пройденному, отметить путь вторым камешком и идти поодному из тех коридоров, по которому еще ни разу

не шли. Если такого не оказывается, выбирают коридор, у входа в который лежит всего один камешек (то есть коридор,пройденный всего один раз).

Придерживаясь этих трех правил, можно обойти дважды, то есть туда и назад, все коридоры лабиринта, не пропустив ни одного закоулка, и благополучно выбраться на свободу.

Цветная юла

Изготовить ее хлопотливо, но она вознаграждает за затраченный труд, обнаруживая удивительные свойства.

Секторы закрасьте попеременно в желтый и синий цвета. Что вы увидите, когда юла за-

вертится? Кружок будет казаться не синим и не желтым, а зеленым. Синий и желтый цвета, сливаясь в нашем глазу, дадут новый цвет — зеленый.

Вы можете продолжить ваши опыты над смешением цветов. Заготовьте кружок, секторы которого окрашены попеременно в голубой и оранжевый цвета. На этот раз кружок при вращении будет уже не желтый, а белый (вернее — светлосерый, тем более светлый, чем чище ваши краски). В физике такие два цвета, которые при смещении дают белый, называются «дополнительные». Наша вертушка показала нам, следовательно, что голубой и оранжевый цвета — дополнительные.

Если у вас имеется хороший набор красок, вы можете отважиться повторить опыт, впервые проделанный 200 лет назад знаменитым английским ученым Ньютоном. А именно: раскрасьте секторы кружка семью цветами радуги: в фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. При вращении все семь цветов должны слиться в сероватобелый цвет. Этот опыт поможет вам понять, что каждый луч белого солнечного цвета слагается из многих цветных лучей.

Клоуны в цирках изумляют иногда публику тем, что сдергивают скатерть с накрытого стола, но вся столовая посуда — тарелки, стаканы, бутылки невредимо остается на своих местах. Здесь нет ни чуда, ни обмана — это дело ловкости, которая изощряется продолжительным упражнением. Такого проворства рук вам, конечно, не достичь. Но проделать подобный же опыт в маленьком виде будет совсем не трудно. Приготовьте на столе стакан, до половины налитый

водой, и почтовую карточку (еще лучше — половину ее); далее, попросите у старших ссудить вам для опыта широкое(мужское) кольцо и запасите яйцо, сваренное вкрутую. Располагаете вы эти четыре предмета так : стакан с водой покрывается карточкой; на нее кладете кольцо, на которое стоймя опирается яйцо. Карточка щелчком вышибается и летит на другой конец комнаты, а яйцо...

яйцо вместе с кольцом оказываются невредимыми в стакане с водой. Вода смягчает удар

и охраняет скорлупу от поломки

Описываемый далее опыт — один из самых легких для исполнения. Это первый физический опыт, который я проделал в дни моей юности. Наполните стакан водой, покройте его почтовой карточкой или бумажкой и, слегка придерживая карточку пальцами, переверните стакан вверх дном. Теперь

можете руку убрать: бумажка не отпадет, вода не выльется, если только бумажка совершенно горизонтальна. В таком виде вы можете смело переносить стакан с места на место — даже, пожалуй, с большим удобством, чем при обычных условиях: вода не расплескивается. При случае вам

нетрудно будет изумить ваших знакомых, принеся — в ответ на просьбу дать напиться — воду в опрокинутом стакане...

Что же удерживает карточку от падения, преодолевая вес

стоящей над ней воды?

Приблизить дуновением

Положите на стол пустой спичечный коробок и предложите кому-нибудь отодвинуть его от себя дуновением. Это, конечно, будет исполнено без труда. Тогда предложите сделать обратное: дуновением же заставить коробок

приблизиться к дующему. При этом выставлять вперед голову, чтобы дунуть на коробок сзади, не разрешается.

Секрет все же довольно прост.

Попросите кого-либо поставить руку ребром позади коробки. Начните дуть на руку.

Струя воздуха, отразившись от руки, ударит в коробок и увлечет его по направлению к вам. Угол падения равен углу отражения!

Казалось бы, простое дело — задуть свечу, но не

всегда это удается. Попробуйте задуть свечу не прямо, а через воронку, и вы убедитесь, что это требует особой сноровки.

Поместите воронку против пламени свечи и дуйте в воронку, держа во рту тонкий ее конец.

Решив, что воронка помещена чересчур далеко от пламени, вы приближаете

ее к свече и снова начинаете дуть..

Результат получается неожиданный: пламя наклоняется не от вас, а к вам, навстречу струе воздуха, исходящей из воронки.

Что же вы должны сделать, желая задуть свечу?

Нужно поместить воронку так, чтобы пламя находилось не на линии оси воронки, а на продолжении ее раструба. Дуя тогда в воронку, вы без труда загасите свечу.

Объясняется это тем; что воздушная струя, вытекая из узкой части воронки, не идет далее по ее оси, а растекается вдоль стенок раструба, образуя здесь своеобразный воздушный вихрь. Вдоль же оси воронки воздух разрежается, и оттого близ ее середины устанавливается обратное течение воздуха.

Теперь понятно, почему пламя, помещенное против середины воронки, наклоняется к ней навстречу, а находясь против края — отклоняется вперед и гаснет.

Из бумаги вырежьте небольшойпрямоугольник.

Перегните его по средним линиям и снова расправьте: вы будете знать, где центр тяжести прямоугольничка. Положите теперь бумажку на острие торчащей иглы так, чтобы игла подпирала ее как раз в этой точке.

Пока приборчик не обнаруживает ничего таинственного. Но

приблизьте к нему руку, осторожно, чтобы бумажка не была сметена током воздуха. Вы увидите странную вещь: бумажка начнет вращаться, сначала медленно, потом все быстрее. Отодвиньте руку — вращение прекратится.

Любители мистического показывали этим явлением, что они экстрасенсы.

Воздух, нагретый снизу вашей рукой, поднимается вверх и, напирая на бумажку, заставляет ее вращаться, подобно всем известной спиральной «змейке» над лампой, потому что, перегибая бумажку, вы

придали ее частям легкий уклон.

Веревочка может разорваться и выше книги и ниже ее, смотря по тому, как

тянуть. От вас самих зависит устроить либо то, либо другое. Если потянуть осторожно, оборвется верхняя часть веревочки; если же рвануть резко, разорвется

нижняя часть.

Где разорвется веревочка?

Устройте сооружение, которое вы видите на

рисунке. Положите на раскрытые двери палку; к ней прикрепите веревочку с подвязанной

посередине тяжелой книгой. Если теперь веревочку дернуть за подвязанную на конце линейку, то где веревочка разорвется: выше книги или ниже ее?

Какая дуга выпуклее? Короче? Верхняя? Нижняя?

Треугольник с кривыми отрезками сторон.

Нижняя дуга кажется

выпуклее и короче верхней.

Между тем обе дуги

одинаковы.

Стороны треугольника кажутся

вогнутыми; в действительности

они прямолинейны.

Буквы этой надписи поставлены прямо.

Кривые линии

этой фигуры образуют спираль.

Кривые линии этой фигуры только кажутся спиралью, между тем это окружности, в чем легко убедиться,

водя вдоль ним заостренной палочкой.

Иллюзия автотипий

Рассматривая эту сетку издали, легко различить на ней

глаз и часть носа женского лица.

Фигура представляет собой часть автотипии (обыкновенной

иллюстрации в книге), увеличенную в 10 раз.