Методика постановки голоса и речи "Словодействие"


1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24
г. Сургут ХМАО-Югра Тюменской области
«СЛОВОДЕЙСТВИЕ».
(методика постановки голоса и речи).
подготовила
педагог дополнительного образования
Жернакова Светлана Юрьевна
2
Выдающийся русский поэт и мыслитель Вячеслав Иванов в своей статье
«Духовный лик славянства», писал о посягательстве на стихию «славянского
слова»:
«Язык наш свят: его кощунственно оскверняют богомерзким бесивом
неимоверными, бессмысленными безликими словообразованиями, почти лишь
звучаниями, стоящими на границе членораздельной речи, понятными только как
перекличка сообщников.
Язык наш богат: уже давно хотят его обеднить, свести к насущному,
полезному, механически, целесообразному; уже давно его забывают и растеривают
и на добрую половину перезабыли порастеряли.
Язык наш свободен: его оскопляют и укрощают; чужеземной муштрой ломают
его природную осанку, уродуют поступь.
Величав и ширококрыл наш язык: как старательно подстригают ему крылья,
как шарахаются в сторону от каждого вольного взмаха его памятливых крыл!..
Язык наших грамотеев уже не живая дубрава народной речи, а свинцовый набор
печатников…»
Хлынувший поток иностранных слов, холодная, безинтонационная,
невыразительная, небрежная, бескультурная, неоправданно быстрая,
неблагозвучная речь убивает все накопленное богатство неповторимо прекрасного
русского звучащего слова.
Кто же должен прививать безграничную любовь к родной речи? Родители.
Школа. И, конечно же, деятели культуры и искусства. Наш театр, радио,
телевидение, комментаторы, дикторы, журналисты обязаны быть носителями
государственной культурно-языковой политики.
Слово великая сила только тогда, когда умеешь превратить простое
«словоговорение», в «словодействие», т. к. звучащее слово это всегда речевой
поступок, направленный на результат, на изменение ситуации.
Сегодня владеть искусством речевого взаимодействия чрезвычайно важно.
Ведь современный человек считает себя социально активной личностью. Но в
речевом действии все гораздо сложнее, чем в другом, конкретно овеществленной
3
деятельности человека. Чтобы добиться результата в речевой деятельности надо
владеть искусством убеждать. А это целая наука, у которой свои законы.
Для того чтобы взаимодействие оратора и аудитории было органичным,
продуктивным, доставляющим радость и удовлетворение от полезно проведенного
времени, надо знать технику речевого действия и владеть ею. Технику речевого
действия условно разделяют на внешнюю и внутреннюю (схема): если оратор
хорошо произносит, голос и речь благозвучны, то слушатели хорошо слышат его.
Если он ярко модулирует, «рисует голосом мысли», то его легко понимают. Если
же при этом он еще выразительно интонирует, использую все компоненты живой
речи, то слушатели чувствуют речь оратора. Таким образом, внешняя техника
речевого действия делает звучащее слово слышимым, понимаемым,
воздействующим. Звучащее слово это самое сложное в мастерстве, иначе все
ораторы говорили бы прекрасно, лаская своей речью сердца слушателей.
Овладение внешней и внутренней техникой речевого действия происходит
одновременно, нельзя формально отделять их друг от друга.
4
С Х Е М А
ТЕХНИКА РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
ВНЕШНЯЯ
Произносительная и
языковая культура
речи
Голос
Дикция
Владение
жестомимическим
и средствами
выразительности
Языковая и
интонационная
выразительность
Дыхательная
гимнастика
Дикционн
ые
упражнен
ия
Опора звука
Исправление голосо-речевых
недостатков
Формирование голоса
на мягкой атаке
5
Предмет «Сценическая речь» включает в себя синтез теории, методики и
практики, причем практика занимает значительное место в процессе обучения.
Только на практике проверяются, тренируются, совершенствуются навыки
ораторского искусства.
Каким же образом развивать свой голос? Мастерство владения голосом связано
с совершенством работы системы управления речевой функцией со стороны
центральной нервной системы. Огромное значение имеет так называемая система
обратных связей. Все живое потому и живет, что существует обратная связь.
Обратная связь управляет нашим поведением в обществе, регулирует наше
словесное взаимодействие, рождение интонаций речи. Мы не позволяем
«распускаться нервам», неуважительно разговаривать с окружающими нас людьми.
Регуляция нашего поведения в жизни происходит рефлекторно: определяется
воспитанностью, нормами поведения в обществе, отношением к собеседнику и т. д.
На сцене артист также должен уметь регулировать свое поведение, управлять
интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с партнерами по
спектаклю. С помощью чего же он осуществляет этот акт управления?
Произвольным регулятором поведения артиста на сцене является образ. Через
действия в образе артист осуществляет произвольное управление «произвольно
неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями… И чем
правдивее живет артист в предлагаемых обстоятельствах пьесы, чем конкретнее
условия его существования «в коже действующего лица», тем конкретнее его
управление своим поведение, интонациями, тем точнее регулируется вся жизнь
тела.
Таким образом, в воспитании техники владения голосом, необходимо
учитывать не только работу всего фонационного аппарата в целом, но и очень
многое в человеческом поведении, общении, психики, настроении (если в процессе
работы над голосом, речью, пытаются произвольно, непосредственно
воздействовать на те или иные отдельные части голосо-речевого аппарата,
6
чтобы добиться желаемого результата звучания голоса, то допускают
непростительную методическую ошибку).
Верным, эффективным методом развития голоса является предлагаемый метод
опосреданного, косвенного воздействия на согласованную работу
голосообразующего органа с помощью «образа действия».
Итак: любое техническое задание по голосу подчинять действию таков
основной принцип воспитания речевого голоса. Этот принцип и позволяет
сохранять рефлекторную деятельность голосо-речевого аппарата,
совершенствовать тем самым «систему управления» речевой функцией человека в
любых усложненных условиях публичного выступления.
Предлагаемые приемы и упражнения голосо-речевого тренинга рассчитаны на
то, чтобы сосредоточить внимание обучающихся на выполнение воображаемого
или реального элементарного действия. При этом занимающийся тренингом
должен знать, какой из навыков воспитывается в том или ином упражнении, каков
должен быть результат звучания, и контролировать качество звучания слухом.
Речь, как известно, конечный продукт, получаемый в результате работы
сложного механизма, который носит название речевого аппарата. Четкость
произношения зависит от подвижности всех органов речевого аппарата, т. е.
органов артикуляции, а также от нормального физиологического устройства.
Косвенно подготовить аппарат к правильному использованию дыхания,
артикуляции резонирования помогает массаж.
Программа предусматривает использование двух видов массажа:
гигиенический и вибрационный; в результате усиленной работы возможно
применение элементов и точечного массажа. Множество нервных окончаний,
участвующих в процессе голосообразования, находятся непосредственно в области
лица; множество нервных окончаний, связанных со сложнейшим
речедвигательным аппаратом, расположено близко к зоне лица, шеи, живота,
грудной клетки и т. д., поэтому при гигиеническом массаже (поглаживание)
активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже, при
вибрационном (постукивание) и точечном «разогреваются» и подготавливаются
7
к действию нервные окончания, расположенные глубже. По мере овладевания
различными типами массажа предлагается включение всех элементов всех типов
массажа в комплексы по настройке и подготовке голосо-речевого аппарата к
репетиционной работе и публичному выступлению.
Следующий важный момент это артикуляционная гимнастика: гимнастика
для губ, языка, нижней челюсти. Подробные упражнения можно найти в учебнике
Е. Ф. Сарычевой «Сценическая речь», З. В. Савковой «Техника звучащего слова» и
в книге М. Е. Хватуева «Логопедия». По мере овладения упражнениями возрастает
их сложность, меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому. В
этой работе полезно пользоваться маленьким зеркалом для фиксирования
контролирования точности движений артикуляционного аппарата; неточность и
недостаток в работе артикуляционного аппарата также можно увидеть у партнера
на групповом занятии. С самого начала важно следить за тем, чтобы работали
только речевые органы: челюсти, губы, язык, все остальные должны находиться в
спокойствии.
Очень важный раздел дисциплины «Сценическая речь» - воспитание навыков
правильного дыхания и воспитание детского речевого голоса. Этот раздел
самый сложный для освоения детьми, так как требует осознанности в работе,
воспитание и развитие представлений, как это надо делать, «постоянного
слухового анализа и мышечного контроля к своему телу, своему голосу». Прежде
всего, нужно научить детей правильно использовать аппарат внешнего дыхания,
т.е. помочь им овладеть азбукой дыхания. Уроки всегда надо начинать с массажа и
гимнастики носового дыхания. (Книга Э. М. Чарелли «Учитесь говорить», где
дыхательные упражнения, тщательно подобраны и адаптированы к детскому
восприятию); далее упражнения по воспитанию навыков правильного вдоха и
выдоха в положении лежа, сидя, стоя, во время движения.
Далее переходим к развитию речевого