Конспект урока "То было раненое сердце"


УРОК-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ «ТО БЫЛО РАНЕНОЕ СЕРДЦЕ»
ЦЕЛИ: повторить основные этапы жизненного и творческого пути Н.А. Некрасова;
развивать умения строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал
для составления летописи жизни и творчества поэта, развёрнуто обосновывать суждения, строить
письменное высказывание по заданной теме, выразительно читать и анализировать стихи
Некрасова;
воспитывать интерес у учащихся к личности поэта и его произведениям.
(К уроку уч-ся получили задание прочитать дополнительную литературу о жизни и творчестве
великого русского поэта Н.А. Некрасова и отобрать нужный материал о нём, подготовить
выразительное чтение понравившихся стихов поэта. Роли были распределены заранее, чтобы
каждый уч-йся внимательно читал то, что касается его героя, и смог обстоятельно ответить на
предложенные ему вопросы.)
На доске портрет поэта и другой наглядный материал, отражающий жизненный и творческий путь
Н.А. Некрасова.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок-пресс-конференцию «То было раненое сердце». На
этом уроке постараемся обобщить и осмыслить материал первых уроков, посвящённых
Некрасову. Эпиграфом к нашему уроку будут слова самого поэта:
Я лиру посвятил
народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил и
Сердцем я спокоен.
Такими словами Николай Алексеевич подводил итог своему жизненному и творческому пути. А
это был путь тяжёлого труда, непримиримой борьбы, стойкости, мужества перед лицом невзгод и
гонений. Но это был и славный путь, принёсший Н.А. Некрасову любовь русского народа.
Представляю участников конференции: Н.А. Некрасов, А.А. Буткевич, сестра поэта; И.И. Панаев,
соредактор Некрасова по «Современнику»; Торчин Е.М., крестьянин деревни Грешнёва; В.А.
Панаев; К.И. Чуковский. Литературовед; современники поэта; молодёжь 21 века.
А теперь, пожалуйста,, вопросы нашим гостям.
ВОПРОС. Мой первый вопрос, конечно, к вам, Николай Алексеевич. Сохранилось очень мало
свидетельств о Вашем детстве, о семье. Расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце о себе,
о днях Вашей юности.
Н.А. Некрасов. Если вкратце, то позвольте стихами:
В неведомой глуши, в деревне полудикой
Я рос средь буйных дикарей.
И мне дала судьба, по милости великой,
В руководители псарей.
Вокруг меня кипел разврат волною грязной,
Боролись страсти нищеты,
И на душу мою той жизни безотрадной
Ложились грубые черты.
…Нет. В юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моём родимом!
Простите, но мне тягостны эти воспоминания.
ВОПРОС. У меня вопрос к современникам Н.А.: Панаеву Валериану Александровичу и
крестьянину деревни Грешнёва Торчину Ерасту Максимовичу. Поделитесь, пожалуйста,
своими воспоминаниями о жизни поэта в семье.
Панаев В.А. Отец Некрасова был ярославский помещик средней руки, т.е. не богатый и не
бедный. Он был человек малообразованный и грубоватый, подобный всем средним помещикам
того времени.
Торчин Е.М. Алексей Сергеевич (отец поэта) держал своих крестьян строго. Он хорошо знал
хозяйственные дела своих крепостных, и мужики не смели копейки лишней издержать на
«баловство». При крепостном-то праве мы каждый грош тремя узлами завязывали, чаю в помине
не было, разве что по праздникам пил.
В домашней жизни А.С. был очень скуп. Вёл дом, как зажиточный крестьянин, никаких
удовольствий жене не делал и только в свои именины иногда устраивал обед и музыку.
ВОПРОС. Анна Алексеевна, расскажите, пожалуйста, и Вы о своём брате, о его детских и
юношеских увлечениях.
Буткевич А.А. Брат мой всю жизнь любил охоту с ружьём и лягавой собакой. Десяти лет он убил
утку на Печельском озере, был октябрь, окраины озера уже заволокло льдом, собака не шла в
воду. Он поплыл сам за уткой и достал её. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило. Отец
брал его на свою псовую охоту, но он её не любил. Приучили его к верховой езде очень
оригинально. Он сам рассказывал, что однажды 18 раз в день упал с лошади. Дело было зимой –
мягко. Зато после он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца.
Но ездить любил шагом и хорошо стрелял с лошади.
…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство
было постоянным огорчениемдля нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для
своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата –
никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном
случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались
общей дракой.
ВОПРОС. И опять вопрос Николаю Алексеевичу. Н. А., что Вас заставило в 16 лет оставить
родительский дом и уехать в Петербург?
Некрасов Н.А. Ещё в гимназии я ударился во фразёрство, начал почитывать журналы, в то же
время писал сатиры на товарищей… А главное, что ни прочту, тому и подражаю. Так к 15ти годам
составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала ехать в Петербург. Надув отца притворным
согласием поступить в Дворянский полк (отец всегда желал, чтобы я, его сын, наследовал его
звание и поступил в военную службу), я туда поехал. Это было в 1938 году. Отказавшись поступить
в Дворянский полк, как того хотел отец, и начав готовиться в университет, я был лишён отцом
денежных средств. Да я и сам никогда не обращался к нему за деньгами, порешив раз и навсегда
полагаться только на себя. Во время приготовлений в университет приходилось перебиваться кое-
как работой: уроками, первыми литературными попытками в прозе. Да судьбе было угодно,
чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел
крепостными, но и будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни
одного дня владельцем и клочка родовой земли.
ВОПРОС. Н.А., мы знаем, насколько тяжёлыми были для Вас эти годы: отец лишил Вас
материальной поддержки, узнав, что Вы пошли против его воли, Вам приходилось не только
впроголодь, но и не каждый день есть. Вы испытали и холод, и голод, и жестокость
людскую. Как же Вам удалось сохранить в себе человека, сохранить доброе, щедрое,
любящее сердце?
Некрасов Н.А.: …И опять я отвечаю стихами:
Если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты, -
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
КРИТИК. Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чьё воспитание протекало в столь
неприглядной обстановке. Вполне возможно, что ему была бы уготовлена судьба многих
дворянских детей, выросших в условиях крепостничества и ставших в конце концов людьми
чёрствыми, эгоистичными, душевно опустошёнными. Но Некрасова спасло то, что рядом с ним
была его мать – Елена Андреевна. Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления,
что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты»…
ВОПРОС Чуковскому К.И. К.И., среди Ваших работ есть исследования и творчества Н.А. Некрасова.
Скажите, пожалуйста, каковы были первые шаги Некрасова в литературе?
Чуковский К.И. Сам поэт очень сурово судил своё раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много
дряни», - признавался поэт.
Работал Н.А. очень много, но ни повести, ни драмы, ни куплеты, ни сцены – ни одно из его
тогдашних писаний ещё не возвысилось над уровнем литературной посредственности. Правда,
обывательской публике всё больше по вкусу приходилась их наигранная, бойкая весёлость, но он
сам, в тайниках души, был мучительно недоволен собой. Он чувствовал, что идёт по неверной
дороге и горько упрекал себя за это, признаваясь себе: «Всё это мне кажется мелким, нижтожным
… оглянусь назад, загляну в тайник души и, верно, ужаснусь, заплачу … Мне будет стыдно самого
себя, но что делать…» Что же случилось с Некрасовым? Что заставило его отказаться от всего
своего литературного прошлого, от всех своих водевилей, фельетонов, повестей и стихов и
сызнова войти в литературу – новым писателем, нисколько не похожим на прежнего? Чьё могучее
влияние переродило его, сделало другим человеком и вывело на новый писательский путь? Мы
знаем, что это было влияние Белинского.
ВОПРОС. Н,А, какую роль сыграл Белинский в Вашей жизни?
Некрасов Н.А. Белинский видел во мне богато одарённую натуру, которой недостаёт развития и
образования. И вот около этого-то и держались его беседы со мной, имевшие для меня значение
поучения…
Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоём часов до 2 ночи беседовали о литературе и о разных
других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то
возбуждённом настроении, столько было для меня нового в высказанных им мыслях…
Моя встреча с Белинским была для меня спасением. И не только для меня одного:
О, сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей, великодушных, благородных
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит,
Чей светел ум и ясен взгляд,
Кому рассудок не теснят
Преданья ржавые оковы,-
Не все ль они признать готовы
Его учителем своим?
Панаев И.И. Помнится такой случай. Однажды Н.А. прочёл ему своё стихотворение «В дороге», у
Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал: «Да знаете ли вы, что
Вы поэт – и поэт истинный?» С этой минуты Некрасов ещё больше повысился в глазах его. Его стих.
«Родина» привело Белинского в совершенный восторг. Он выучил его наизусть и послал его в
Москву к своим приятелям. А чуть позже Белинский скажет: «Я дам голову на отсечение, что у
Некрасова есть талант и, главное, знание русского народа, непониманием которого мы все
отличаемся. Я беседовал с Некрасовым и убеждён, что он будет иметь значение в литературе».
ВОПРОС. Как нам известно, у Некрасова был ещё талант: он оказался великолепным
журналистом – редактором. Он сумел объединить виднейших писателей-реалистов того
времени сначала вокруг издания литературных альманахов, среди которых наибольшее
значение имели «Физиология Петербурга» в 2х частях (1844-1845), «Петербургский сборник»
(1846), а затем вокруг ж. «Современник». Некрасов был душой «Современника», его
бессменным редактором и издателем на протяжении 19 лет, вплоть до окончательного
запрещения журнала царским правительством. И все эти годы журнал занимал ведущее
место в ряду тогдашних журналов. Как это удавалось Некрасову? Вопрос современникам
поэта.
СОВРЕМЕННИК. Изучая историю ж. «Современник», нельзя не удивляться тому поистине
бесчисленному количеству разнообразных дел, которые пришлось выполнять Некрасову. Панаев
был слишком легкомыслен, Никитенко – слишком официален, Белинский – слишком болен, чтобы
Н. мог особенно рассчитывать на их помощь. В результате вся основная тяжесть работ по изданию
журнала падала на него, и занятость его в эту пору поистине не имела границ и пределов…. Лишь
благодаря столь напряжённой работе и проявленной в ней поразительной энергии,
трудоспособности и практической сметке смог Некрасов преодолеть ряд, казалось бы,
непреодолимых трудностей. В результате в течение какого-нибудь одного года он выдвигает
«Современник» на 1ое место в ряду тогдашних журналов. Очень тяжело было Некрасову после
смерти Белинского, любимого учителя и друга поэта. Но на помощь Некрасову приходит
Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека
огромнейшего ума и таланта.
Учитель. В 60х гг имя Некрасова было окружено таким ореолом, что каждый из людей тогдашнего
молодого поколения жаждал хоть издали взглянуть на любимого поэта, хоть послушать его на
литературном чтении, если уж не было надежды увидеть его где-нибудь в обществе. По
воспоминаниям современников поэта, молодое поколение никого кроме Некрасова не читало.
(Зачитываю несколько высказываний, говорящих о большом влиянии Некрасова на умы молодого
поколения 60х гг). А каково сегодняшнее отношение молодёжи к поэту?
Далее идёт рассказ уч-хся о стихах Некрасова, о том, что волнует их, сегодняшнюю
молодёжь. Уч-ся говорят о любви к людям, о милосердии, читают под звуки музыки стихи
Некрасова. Учителем зачитывается сочинение «Мой Некрасов», написанное одной из выпускниц
школы, говорящее ещё и ещё раз о неугасимой силе стихов Некрасова и в наши дни.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Подводится итог урока. Звучат слова Достоевского о Некрасове: «… это было раненое
сердце, раз на всю жизнь, и не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей
страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости,
необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего
простолюдина в горькой, так часто, доле его.»
НА ДОМ. Прочитать «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» и первую гл. части «Поп».
Прочитать статью уч. «Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
поэмы-эпопеи. Записать план статьи.